ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ «АГРОБИЗНЕСА»
Самостоятельная работа
«Технология механизированных работ в растениеводстве»
Выполнил:
Преподаватель спецдисциплин
Хаткевич А.А.
Кожевниково 2018
Самостоятельная работа обучающихся на модуле «Технология механизированных работ в растениеводстве»
Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельности работы обучающихся.
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.
Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно- технического прогресса в новые технологии обучения.
Выбор или разработка технологии преподавания конкретного вопроса осуществляются преподавателем на основе его личных убеждений, и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Актуальность проблемы:
Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения. Отсюда возникает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения к каждой учебной программе предмета, каждой теме и учебному занятию. В связи с этим остро встает вопрос о нехватке дидактических средств на уроках теоретического обучения. Указанных недостатков можно избежать, если организовать процесс изучения модуля «Технология механизированных работ в растениеводстве», используя комплексный подход к проблеме. А именно: рассмотреть разработку рабочей тетради как средство развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельности работы обучающихся. Это позволит:
• иметь возможность логически излагать материал, отслеживать причинно – следственные связи данного предмета; • формировать политехнические основы знаний для преемственного перехода от учебно-познавательной и учебно-практической деятельности профессиональной; • реализовать принцип опережающей подготовки: содной стороны – это возможность приобретение дополнительных знаний за счет сэкономленного времени, с другой – возможность углубления знаний по данной профессии.
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых.
Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса должно решать такие задачи:
развитие мышления обучающихся;
более прочное усвоение теоретических положений, а также приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих задач;
овладение алгоритмами решения основополагающих задач;
контроль за ходом обучения обучаемых конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.
Построение рабочей тетради по приведенной структуре делает работу студента более осмысленной. Приступая к изучению курса, он имеет представление, какой объем работы ему предстоит выполнить, ясно представлять свои учебные задачи, иметь возможность планировать предстоящую работу, а при желании и работать с опережением.
С другой стороны состав рабочей тетради может определяться как дифференцированного учебного пособия.
Здесь стремление отказаться от уравниловки. Одинаковые задания для всех ставят слабых обучаемых в затруднительное положение, но также от уравниловки страдают и сильные обучаемые. Они способны сделать больше, но привыкают работать налегке и постепенно теряют свои способности.
Разработка листов рабочей тетради
Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения обучающимися технических знаний и умений является опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, по отношению к каждому обучающемуся такой опрос носит эпизодический характер. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради. Для таких тетрадей разрабатываются специальные типы заданий-упражнений (составление алгоритмов).
Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, обучающиеся различают весь процесс мышления на отдельные операции. Задания построены так, что , работая над ним, обучающийся не может не производить всех операций. Его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется на месте, где была совершена.
В качестве операций, которые необходимо выполнить обучающимся при формировании технологических понятий, применяются:
• Операциональное определение технологических понятий;
• Вычерчивание принципиальных технологических схем.
Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки листов рабочей тетради.
Для контроля уровня сформированности знаний, лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы. Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте.
Работа обучающихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства, задают ориентировочную основу деятельности, построение графиков, диаграмм, формируют исполнительские действия.
И, наконец, решение задач, формулировка выводного знания определяют уровень сформированности знаний и умений обучающихся. Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности обучающихся во всем объеме рабочей тетради на протяжении изучения, переходят в метод учебной работы.
Роль обучения повышается в условиях самостоятельности обучающихся. Когда обучающийся сам продумал материал, применил теорию на практике, оценил изученные вопросы, выбрал свое отношение к ним, усвоенные выводы приобретают личностный смысл, становиться идейным и профессиональным убеждением. Самостоятельность обеспечивается главным образом методикой обучения. Именно методика способна заставить обучающихся думать, творчески подходить к решению тех или иных вопросов, вырабатывать самостоятельные взгляды.
Как обеспечить успешность процесса формирования у обучающихся выделенных умений?
Для этого необходимо соблюдать диалектические условия: организовать учебную деятельность, направленную на самостоятельный поиск и выделение обучающимся состава обобщенных диагностических задач, ориентированных на формирование выделенных умений и реализуемых поэтапно.
Однако преподавателю недостаточно иметь программу знаний и операций. Важно наличие эффективных средств, которые обеспечили бы надежное формирование у обучающихся необходимых систем знаний и операций.
В настоящее время у большинства педагогов таких эффективных средств практически нет. Объясняя новый материал, проводя тренировочные упражнения, преподаватель не может быть уверен, что все обучающиеся производят именно те операции, которые необходимы, осуществляют их так, как нужно, и что эти операции складываются у них именно в ту систему, которая требуется.
Одним из средств, которые с одной стороны, обеспечивали бы пооперационное формирование мыслительных процессов обучающихся, а с другой – давал бы преподавателю возможность получать подробную информацию о каждом из этапов формирования данных процессов, и на основе этого осуществляется пооперационный контроль, которые являются рабочие тетради.
Для того чтобы научить обучающихся думать, рассуждать, недостаточно ознакомить их с операциями, которые надо производить в том или ином случае, а также требовать, чтобы они их выполняли. Необходимо создать такие условия, так организовать обучение, чтобы обучающийся в процессе усвоения знаний и тренировки, обязательно осуществлял нужные операции, чтобы он не мог уйти от решения задачи.
Благодаря рабочим тетрадям преподаватель может какую-то часть работы по контролю, диагностике и исправлению обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных обучающихся провести прямо на уроке. Так при пооперационной отработке мыслительных процессов формирование интеллектуальных навыков идет быстрее, легче, с меньшим количеством ошибок, то появляется возможность значительно сокротить объем домашних заданий и добиться достаточно хорошего усвоения материала и методов умственной работы на уроке.
Экономия времени преподавателей, простота разработки методов
наряду с их высокой эффективностью, объективностью, продуманность и четкая постановка вопросов – таков неполный перечень преимуществ контроля.
С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей, контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой. Обучающийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, в любое удобное для него время. Преподавателю достаточно посмотреть запись в тетради.
Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы обучающихся.
Инновационные образовательные технологии интересуют меня давно. Свою работу в этом направлении я начала с того, что попыталась отчетливо представить себе, от чего хотелось бы избавиться в учебном процессе.
Пришла к выводу, что неприемлемы:
• фронтальные формы организации занятий, в ходе которых преподаватели и обучающиеся разделяет «стена», отводящая преподавателю роль судьи, выносящий приговор;
• формы контроля знаний, сводящиеся к элементарному воспроизведению ранее изученного материала;
• низкая активность обучающихся на занятиях. Когда они большую часть времени фиксируют учебный материал или ожидают контрольного вопроса;
• включаясь в мыслительный процесс с единственной мыслью - приобрести оценку за продемонстрированную способность запомнить пройденное;
• леность и безынициативность мышления обучающегося, готовых предпочесть простое запоминание материала процессу приобретения
прочных знаний.
Многолетняя практика работа с обучающимися свидетельствует о том, что, к сожалению подавляющее большинство не обладает навыками целенаправленной организации умственного труда и самостоятельной работы. Для многих из них одной из основных задач, решаемой в ходе учебного процесса, является выработка умения осмысленного чтения и осознанного освоения изучаемого материала, умение его дифференцировать (выделить главное).
Общеизвестно, что знание, которое включается в самостоятельную деятельность обучающегося, усваивается значительно лучше в сравнение с тем, которое сообщается педагогом как готовое.
Одним из таких предложений является внедрение в учебный процесс так называемых рабочих тетрадей, бесспорно повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающих задач.
Разделы рабочей тетради следует логике расположения учебного материала в учебной программе курса. Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь обусловлено:
• содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
• характером (стилем) управления познавательной деятельностью обучающихся;
• исходным уровнем подготовленности аудитории;
• возрастными
особенностями слушателей;
• условиями обучения;
• творческими способностями преподавателя.
Виды заданий в рабочей тетради.
Как уже отмечалось выше, рабочие тетради должны «увлечь» обучающегося, заставить его думать, анализировать и обобщать изученный материал.
Для создания «интересных» заданий, заставляющих открыть «свое Я», конечно, подходят тесты. Но тест тесту рознь – нужно знать, что будет интересно студентам, а что будет скучным.
Тест - это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий, проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить уровень владения определенными знаниями.
Тесты как измерительный инструмент используется в большинстве стран мира. Текстология как теория и практика тестирования существует более 120 лет. За это время накоплен достаточный опыт использования тестов.
Профессионально подготовленный и использованный тестовый инструмент дает качественную информацию, соответствующую реальному положению дел.
Во-первых, тесты оказываются более объективным способом оценки. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и невозможности внести субъективную составляющую в оценку знаний студентов.
Во-вторых, тесты - более емкий инструмент. Тесты ориентированы на определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков. Тестовая форма оценки позволяет определить уровень достижений студента по изучаемой дисциплине.
Третьим существенным отличием тестов от традиционных методов контроля является то, что это более мягкий гуманный инструмент, который ставит студентов в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки.
В-четвертых, тест - широкий инструмент. Он расширяет традиционную шкалу оценивания знаний. Если студент тест выполнил на «отлично», видно, с каким запасом он выполнил это задание. Тестирование позволяет расширить шкалу оценивания не только вверх, но и вниз.
В-пятых, тесты эффективны с экономической точки зрения. При тестировании основные затраты времени приходятся на составление качественного инструментария. При увеличении количества экзаменуемых эти затраты распределяются на них пропорционально, что приводит к снижению общих затрат.
Основными методическими требованиями к составлению тестовых заданий являются:
• адекватность инструкции форме и содержанию задания;
• логическая форма высказывания в задании;
• наличие в ответах на задания наряду с правильными ответами неверных ответов;
• наличие в задании места для ответов;
• единые правила оценки ответов.
Тестовые задания бывают четырех форм:
Первая форма - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;
Вторая форма - задания открытой формы;
Третья форма - задания на установление соответствия;
Четвертая форма - задания на установление правильной последовательности.
При составлении задания могут быть использованы следующие приемы:
Импликация - т.е. задания представляются в логической форме условной связи, т.е. имеют логическую форму суждения «Если... то». Этот прием широко используется для установления причинно-следственных связей.
Краткость - т.е. содержание задания формулируется как можно короче и яснее. В нем не должно быть лишних слов и знаков, тем самым добиваются максимальной ясности смысла задания.
Первая форма – задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
Вторая форма - Задания открытой формы
В заданиях открытой формы не даются готовые ответы и испытуемому нужно вписать правильный ответ в отведенном месте. Задания открытой формы могут быть составлены с пропуском двух и более слов.
Третья форма - Задания на установление соответствия
В этом задании устанавливается соответствие элементов одного столбца элементам другого. Эта форма заданий позволяет проверить ассоциативные знания, т.е. знания о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, сущности и явлений и т.д.
Такие задания используются при текущем, тематическом контроле и самоконтроле. В ответах заданий могут быть не один, а два, три правильных ответа.
Четвертая форма - Задания на установление правильной последовательности
Эти задания позволяют не только проверить знания, умения, навыки расчетов, но и последовательность исторических событий, технологических действий, процессов и т.д.
Задания четвертой формы применяются для реализации обоих функций тестов - контролирующей и обучающей.
В целом системы заданий в тестовой форме по содержанию делятся на:
• цепные;
• тематические;
• текстовые;
• ситуационные.
Цепные задания - это задания, в которых один правильный ответ на последующие задания зависит от предыдущего. Цепные задания могут быть любой формы.
Тематические задания - совокупность заданий любой формы для контроля по одной теме.
При составлении таких заданий обозначаются темы, по которым они предлагаются.
Текстовые задания - это совокупность заданий открытой формы для контроля знаний учебного текста. Испытуемые вставляют в текст недостающие по смыслу слова.
Ситуационные задания - применяются для проверки знаний и умений действовать в практических ситуациях. Ситуационные задания рекомендуется применять для итоговой аттестации.
Кроме тестового контроля в рабочих тетрадях широко используется решение задач. По предложенным данным студенту необходимо произвести расчет, а так же сделать выводы.
Особенно важно в процессе разработки рабочих тетрадей не забывать принцип «наглядности» - студентам предлагаются чертежи, схемы, таблицы.
Итак, рабочая тетрадь, экономя учебное время, позволяет осуществлять текущий контроль и закрепление пройденного материала.
Предлагаются разнообразные формы заданий:
Выбор ответа из предложенных вариантов;
Ответ на вопрос;
Заполнение таблиц;
Работа по схемам;
Задания, проверяющие знание терминологии, хронологии.
Это поможет выработать навыки, которые помогут студентам при сдаче экзаменов и зачетов.
Список литературы
1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд. доп. М.: Центр тестирования, 2002 г. - 240 с.
2. Методические рекомендации по составлению тестов для рубежного контроля знаний студентов. - Центр информационных технологий. Москва -2002 г.
3. V Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Наука и молодежь − 2008". Секция «Информационные и образовательные технологии». Подсекция «Инженерная педагогика». / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2008. – 35 с