Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Орловской Области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНСПЕКТ
урока музыки по теме «Счастье в сирени живёт»,
проведенного студенткой 42 группы
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
в 4 «Г» классе МБОУ-лицей №21 им. генерала Е.П. Ермолова г. Орла
Макаровой Ларисой Сергеевной
Учитель:_______________/Кузнецова М. А./
Дата проведения: 19.02.19
Оценка:______________
Орёл, 2019
Тема урока: «Счастье в сирени живёт»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.
Планируемые результаты обучения
Личностные: стремление к использованию художественных умений для создания красивых работ.
Метапредметные:
Регулятивные: учить выполнять простейшие инструкции.
Познавательные: формировать представления о существовании самых разных типов построек.
Коммуникативные: учить сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Предметные: дать представление об особенностях звучания музыкального жанра «полонез», «мазурка», «вальс»;
Оборудование урока: компьютер, наглядный материал, романс «Сирень» С.В Рахманинова.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
У.: Сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта С.В. Рахманинова. С.В. Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом.
3.Обьяснение нового материала.
С.В. Рахманинов – гордость отечественной культуры. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки П.И. Чайковского.
С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы: бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце – гусляре Садко.
Его концерты проходили в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шофёры такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фоторепортёров. Но триумф Рахманинова – исполнителя не мог заглушить в нём страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников как за рубежом, так и на родине.
Россия до конца дней была главной и единственной темой рахманинского творчества. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», - говорил о себе композитор. Образ Родины, мощь, удаль её стихийных богатырских сил, беспредельность русских пейзажей, нежность весенней расцветающей природы, искренность, открытость русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова.
Рассмотреть портрет С. Рахманинова кисти художника К. Сомова.
Интересно о замысле картины рассказывал своей сестре сам художник: «Тема фона дана была мне вольной, и я её выработал с Сергеем Васильевичем. Я ему предложил изобразит его на фоне весны, так как одна из его любимых композиций – «Весна». Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодая берёза, прудик, освящённый солнцем, ярко – зелёная трава».
С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему символом Родины.
Романс «Сирень» написан композитором в 1902 году, в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться.
Слушание: романс «Сирень» С.В Рахманинова.
У.: Чем наполнена музыка? –
Д.: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.
У.: Что отличает мелодию? – она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада. Она взволнованна, звучит трепетно.
У.: Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении? –
Д.: Лёгкое колыхание: ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени.
У.: Рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка ( при этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада).
У.: Какое главное качество музыки романса? –
Д.: Песенность.
У.: Что такое кульминация?
Д.: Вершина в музыке.
У.: Кульминация – от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.
На какие слова отмечена кульминация?
Д.: «Моё бедное счастье…»
У.: Как звучит музыка в кульминации? –
Д.: Мелодия отмечена широким ходом мелодии, острыми звучностями аккомпанемента, ярким звучанием голоса.
У.: Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».
Чтение отрывка из повести Ю. Нагибина «Сирень».
«Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать — купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича — так церемонно полагалось называть семнадцатилетнего кузена, — была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой привкус. Белая - это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная — голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой.
Повторное слушание романса «Сирень» С.В. Рахманинова
У.: Какая же главная мысль этого сочинения?
Д.: Единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворенное состояние души.
Яркий талант С.В. Рахманинова привлёк внимание писателя Ю. Нагибина. Он посвятил рассказ великому композитору (связь музыки и литературы).
У.: А какой жанр мы услышали песню или романс?
Д.: Романс.
У.: А что такое романс?
Понятие романс:
Союз слова и музыки укрепился в жанре романса. Слово «романс» испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением.
У.: Как вы думаете, чем отличается песня от романса? (ответы учащихся)
Песня – в музыке основной жанр, в котором вокальная мелодия является простым высказыванием «от души», песенного склада, несложная, обычно в куплетной форме.
В романсе - жанр в музыке, но по сравнению с песней текст более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.
В романсе «Сирень» композитор передал настроение, характер текста, а аккомпанемент дополнил поэтический образ романса.
4. Закрепление полученных знаний.
С творчеством, какого композитора мы познакомились.
Какова тема творчества С.В. Рахманинова?
Что было символом Родины для Рахманинова?
Чем пронизана музыка романса «Сирень»?
Что такое романс?
Чем романс отличается от песни?
ИТОГ урока: мы познакомились с великим русским композитором С.В. Рахманиновым, как творчество композитора вдохновило писателя Ю. Нагибина на создание рассказа и художника К. Сомова на написание портрета. Познакомились с музыкальным жанром романса (вокальная музыка), а самое главное, что отличает музыку С.В. Рахманинова - это русская песенность