СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Счастье в сирени живёт

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.

Просмотр содержимого документа
«Счастье в сирени живёт»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской Области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



















КОНСПЕКТ

урока музыки по теме «Счастье в сирени живёт»,

проведенного студенткой 42 группы

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

в 4 «Г» классе МБОУ-лицей №21 им. генерала Е.П. Ермолова г. Орла

Макаровой Ларисой Сергеевной











Учитель:_______________/Кузнецова М. А./

Дата проведения: 19.02.19

Оценка:______________













Орёл, 2019

Тема урока: «Счастье в сирени живёт»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.

Планируемые результаты обучения

Личностные: стремление к использованию художественных умений для создания красивых работ.

 Метапредметные:

Регулятивные: учить выполнять простейшие инструкции.

Познавательные: формировать представления о существовании самых разных типов построек.

Коммуникативные: учить сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Предметные: дать представление об особенностях звучания музыкального жанра «полонез», «мазурка», «вальс»;

Оборудование урока:  компьютер, наглядный материал, романс «Сирень» С.В Рахманинова.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

У.: Сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта С.В. Рахманинова. С.В. Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом.

3.Обьяснение нового материала.

С.В. Рахманинов – гордость отечественной культуры. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки П.И. Чайковского.

С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы: бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце – гусляре Садко.

Его концерты проходили в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шофёры такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фоторепортёров. Но триумф Рахманинова – исполнителя не мог заглушить в нём страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников как за рубежом, так и на родине.

Россия до конца дней была главной и единственной темой рахманинского творчества. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», - говорил о себе композитор. Образ Родины, мощь, удаль её стихийных богатырских сил, беспредельность русских пейзажей, нежность весенней расцветающей природы, искренность, открытость русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова.

Рассмотреть портрет С. Рахманинова кисти художника К. Сомова.

Интересно о замысле картины рассказывал своей сестре сам художник: «Тема фона дана была мне вольной, и я её выработал с Сергеем Васильевичем. Я ему предложил изобразит его на фоне весны, так как одна из его любимых композиций – «Весна». Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодая берёза, прудик, освящённый солнцем, ярко – зелёная трава».

С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему символом Родины.

Романс «Сирень» написан композитором в 1902 году, в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться.

Слушание: романс «Сирень» С.В Рахманинова.

У.: Чем наполнена музыка? –

Д.: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.

У.: Что отличает мелодию? – она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада. Она взволнованна, звучит трепетно.

У.: Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении? –

Д.: Лёгкое колыхание: ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени.

У.: Рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка ( при этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада).

У.: Какое главное качество музыки романса? –

Д.: Песенность.

У.: Что такое кульминация?

Д.: Вершина в музыке.

У.: Кульминация – от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.

На какие слова отмечена кульминация?

Д.: «Моё бедное счастье…»

У.: Как звучит музыка в кульминации? –

Д.: Мелодия отмечена широким ходом мелодии, острыми звучностями аккомпанемента, ярким звучанием голоса.

У.: Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

Чтение отрывка из повести Ю. Нагибина «Сирень».

«Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать — купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича — так церемонно полагалось называть семнадцатилетнего кузена, — была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой привкус. Белая - это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная — голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой.

Повторное слушание романса «Сирень» С.В. Рахманинова

У.: Какая же главная мысль этого сочинения?

Д.: Единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворенное состояние души.

Яркий талант С.В. Рахманинова привлёк внимание писателя Ю. Нагибина. Он посвятил рассказ великому композитору (связь музыки и литературы).

У.: А какой жанр мы услышали песню или романс?

Д.: Романс.

У.: А что такое романс?

Понятие романс:

Союз слова и музыки укрепился в жанре романса. Слово «романс» испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением.

У.: Как вы думаете, чем отличается песня от романса? (ответы учащихся)

Песняв музыке основной жанр, в котором вокальная мелодия является простым высказыванием «от души», песенного склада, несложная, обычно в куплетной форме.

В романсе - жанр в музыке, но по сравнению с песней текст более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.

В романсе «Сирень» композитор передал настроение, характер текста, а аккомпанемент дополнил поэтический образ романса.

4. Закрепление полученных знаний.

С творчеством, какого композитора мы познакомились.

Какова тема творчества С.В. Рахманинова?

Что было символом Родины для Рахманинова?

Чем пронизана музыка романса «Сирень»?

Что такое романс?

Чем романс отличается от песни?

ИТОГ урока: мы познакомились с великим русским композитором С.В. Рахманиновым, как творчество композитора вдохновило писателя Ю. Нагибина на создание рассказа и художника К. Сомова на написание портрета. Познакомились с музыкальным жанром романса (вокальная музыка), а самое главное, что отличает музыку С.В. Рахманинова - это русская песенность