СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья- мой маленький мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семья- мой маленький мир»












«Семья - мой маленький мир».

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

4 -А класс

на 2021– 2022 учебный год


Количество часов – 34











Класс: 4 «А»

Руководитель кружка: Буренкова Дарья Сергеевна













Вязьма 2021






Пояснительная записка.


Современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке обучающихся к семейной жизни. В современной социально-образовательной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни.

Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

Семья - первая и самая основная для любого человека ячейка общества. Именно с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая Родина».

Данная программа имеет практическую значимость и направлена на изучение детьми родословной своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Новизна программы заключается в привлечении к реализации программы родителей (законных представителей), бабушек и дедушек обучающихся, психолога.

Основной целью программы является создание условий для формирования отношения к семье как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная и педагогическая поддержка семьи.


Задачи:

  1. Способствовать формированию бережного отношения к семейным традициям и реликвиям, расширению знаний о семейных ценностях, правилах взаимоотношения;

  2. Развивать умение общаться в семье, социуме, интерес к жизни друг друга;

  3. Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, гордости за семью; духовно, социально и физически здоровую личность.

Программа 3 класса направлена на глубокое изучение своей семьи: истории, традиции, династий, особенностей. Для подготовки к занятиям, обучающимся необходимо узнавать информацию по различным вопросам от членов семьи, что будет способствовать развитию доверительных отношений в семье. В течение года предусмотрено выполнение семейных проектов.

Виды деятельности

  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество;

  • социальное творчество;

  • досугово-развлекательная.


Формы деятельности

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • посещение выставочных залов и музеев;

  • культпоходы;

  • конкурсы;

  • викторины;

  • экскурсии;

  • нравственные беседы;

  • чтение;

  • инсценировки;

  • праздники;

  • практические занятия;

  • проекты.


Формирование универсальных учебных действий


  • Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


  • Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Программа адресована учащимся 3 классов и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.


Содержание программы

Введение (1 час)

«Давайте познакомимся»

Знакомство с содержанием программы. Игры на знакомство. Анкетирование детей.


Тайны наших имён (6 часов)

Тайны наших имён.

История появления имен, семейные традиции по выбору имен. Роль имени в судьбе человека. Самопредставление своего имени каждым учащимся. Изготовление именной ромашки.

Почему имя отличается от фамилии?

Исследование имён и фамилий обучающихся.

Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом.

Поход в краеведческий музей, рассказ экскурсовода о первых жителях нашего города, о происхождении их фамилий.

«Лента времени» моей жизни

Рассказы обучающихся о себе, своих увлечениях, достижениях, памятных событиях с использованием альбомов, презентаций. Отражение значения своих имени и фамилии в чертах характера, привычках. Рисунки своей семьи.

СемьЯ.

Раскрытие понятия «семья», «родственные отношения». Знакомство со словами «деверь», «невестка», «свекровь», «теща» и т.д. Игра «Установи родственные связи».

«Кто кому кем доводится?»

Викторина о знании родственных связей.


Семейный архив (10 часов)

Понятие родословной

Что такое родословная? Понятие «генеалогическое древо», «архив», «источник». Правила составления родословной. Обучение работе с источниками.

«Моя семья - моя гордость»

Рассказы обучающихся по семейным фотоальбомам о своей семье, увлечениях, традициях, отношениях в семье.

Исследование своей родословной

Внеаудиторное занятие. Интервью с бабушками, мамами о родословной семьи.

Работа с архивными документами.

Героическая родословная

Просмотр мультфильма из цикла «Гора самоцветов». Презентации обучающихся о героических членах своей семьи: ветеранах военных действий, трудовых достижениях, творческих талантах.

Нет важней профессии моей мамы!

Рассказы обучающихся о профессиях мам. Встреча с представителем профессии. Обсуждение.

Профессии настоящих мужчин

Рассказы обучающихся о профессиях пап. Встреча с представителем профессии. Обсуждение.

Я - представитель династии (рабочих, педагогов, военных и т.д.)

Знакомство с понятием «династия». Рассказ учителя о династии учителей школы.

Сбор информации о профессии предков, составление альбома «Династии нашего класса».

Составление родословного древа семьи

Совместная работа обучающихся и родителей по составлению родословной своей семьи.

«Древо моей семьи»

Защита семейных проектов.


Семейные праздники (7 часов)

Семейные праздники

Понятие «праздник». Классификация праздников. Рассказ обучающихся о любимых семейных праздниках и их проведении.

Игры моих прадедушек и прабабушек

Знакомство с народными играми «Горелки», «У медведя во бору», «Ручеек» и др.

Интервью с бабушками и дедушками об играх их детства.

Проведение игр обучающимися.

Любимый рецепт моей семьи

Семейный обед – традиция народов. Гостеприимство. Рассказы обучающихся о любимых семейных блюдах.

Любимые песни моей семьи

Опрос членов семьи о любимых песнях. Слушание композиций.

Рисуем вместе.

Как подготовить оформление праздника. Сюрпризы и подарки своими руками.

Готовимся к праздникам Рассказы учащихся о подготовке к праздникам.

Изготовление подарков своими руками. Практическое занятие изготовление сюрпризов.


Семейные обычаи и традиции (5 часов)

Семейные традиции

Понятие «традиции». Знакомство с популярными семейными традициями. Просмотр мультфильмов цикла «Гора самоцветов».

«Мой воскресный день»

Конкурс рисунков. Подготовка экскурсии по выставке рисунков.

Какие семейные обязанности ты выполняешь?

Беседа «Почему в семье у каждого должны быть обязанности?». Рассказы обучающихся о семейных обязанностях.

«Загляни в бабушкин сундук»

Рассказ о самой старинной вещи семьи.

Проект «Семейные мини-музеи»

Защита семейных проектов.


Семейное чтение (5 часов)

Пословицы и поговорки о семье

Знакомство с пословицами и поговорками о семье. Иллюстрирование.

Поэты о семье

Чтение стихотворений о семье, обсуждение и инсценировка

Любимая сказка, рассказанная на ночь

Чтение, инсценировка сказок.

Семейный праздник «Моя семья»

Проведение семейного праздника с участием родителей, бабушек, дедушек. Использование инсценировок, песен, оформления за весь год

Подведение итогов.

Анкетирование родителей и обучающихся «Что я узнал о семейных традициях?»




Календарно-тематический план


п/п

Наименование тем курса

Всего

часов

Форма

контроля

Дата

1.

Введение.

«Давайте познакомимся»


1

Беседа


2.

Тайны наших имён.


1

Тест


3.

Почему имя отличается от фамилии?


1

Беседа


4.

Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом

1

Беседа


5.

«Лента времени» моей жизни


1

Беседа


6.

СемьЯ.


1

Доклад


7.

«Кто кому кем доводится?»


1

Сообщение


8.

Понятие родословной


1



9.

«Моя семья - моя гордость»


1

Сообщение


10.

Исследование своей родословной


1

Доклад


11.

Героическая родословная


1

Доклад


12.

Нет важней профессии моей мамы!


1

Сообщение


13.

Профессии настоящих мужчин


1

Тест


14.

Я - представитель династии (рабочих, педагогов, военных и т.д.)


1

Доклад


15.

Составление родословного древа семьи


1

Самостоятельная работа


16.

«Древо моей семьи»


1

Самостоятельная работа


17.

Семейные праздники


1

Контрольная работа


18.

Игры моих прадедушек и прабабушек


1

Тест


19.

Любимый рецепт моей семьи


1

Беседа


20.

Любимые песни моей семьи


1

Беседа


21.

Рисуем вместе.


1

Творческая работа


22.

Готовимся к праздникам 

1

Сообщение


23.

Изготовление подарков своими руками.

1

Творческая работа


24.

Семейные традиции


1

Тест


25.

«Мой воскресный день»


1

Беседа


26.

Какие семейные обязанности ты выполняешь?


1

Беседа


27.

«Загляни в бабушкин сундук»


1

Доклад


28.

Проект «Семейные мини-музеи»


1

Проект


29.

Семейное чтение 

1

Самостоятельная работа


30.

Пословицы и поговорки о семье


1

Самостоятельная работа


31.

Поэты о семье


1

Беседа


32.

Любимая сказка, рассказанная на ночь


1

Сообщение


33.

Семейный праздник «Моя семья»


1

Подготовка к мероприятию.


34.

Подведение итогов

1