«Семья - мой маленький мир».
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
4 -А класс
на 2021– 2022 учебный год
Количество часов – 34
Класс: 4 «А»
Руководитель кружка: Буренкова Дарья Сергеевна
Вязьма 2021
Пояснительная записка.
Современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке обучающихся к семейной жизни. В современной социально-образовательной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни.
Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Семья - первая и самая основная для любого человека ячейка общества. Именно с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая Родина».
Данная программа имеет практическую значимость и направлена на изучение детьми родословной своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Новизна программы заключается в привлечении к реализации программы родителей (законных представителей), бабушек и дедушек обучающихся, психолога.
Основной целью программы является создание условий для формирования отношения к семье как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная и педагогическая поддержка семьи.
Задачи:
Способствовать формированию бережного отношения к семейным традициям и реликвиям, расширению знаний о семейных ценностях, правилах взаимоотношения;
Развивать умение общаться в семье, социуме, интерес к жизни друг друга;
Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, гордости за семью; духовно, социально и физически здоровую личность.
Программа 3 класса направлена на глубокое изучение своей семьи: истории, традиции, династий, особенностей. Для подготовки к занятиям, обучающимся необходимо узнавать информацию по различным вопросам от членов семьи, что будет способствовать развитию доверительных отношений в семье. В течение года предусмотрено выполнение семейных проектов.
Виды деятельности
игровая;
познавательная;
краеведческая;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество;
досугово-развлекательная.
Формы деятельности
Формирование универсальных учебных действий
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Программа адресована учащимся 3 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Содержание программы
Введение (1 час)
«Давайте познакомимся»
Знакомство с содержанием программы. Игры на знакомство. Анкетирование детей.
Тайны наших имён (6 часов)
Тайны наших имён.
История появления имен, семейные традиции по выбору имен. Роль имени в судьбе человека. Самопредставление своего имени каждым учащимся. Изготовление именной ромашки.
Почему имя отличается от фамилии?
Исследование имён и фамилий обучающихся.
Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом.
Поход в краеведческий музей, рассказ экскурсовода о первых жителях нашего города, о происхождении их фамилий.
«Лента времени» моей жизни
Рассказы обучающихся о себе, своих увлечениях, достижениях, памятных событиях с использованием альбомов, презентаций. Отражение значения своих имени и фамилии в чертах характера, привычках. Рисунки своей семьи.
СемьЯ.
Раскрытие понятия «семья», «родственные отношения». Знакомство со словами «деверь», «невестка», «свекровь», «теща» и т.д. Игра «Установи родственные связи».
«Кто кому кем доводится?»
Викторина о знании родственных связей.
Семейный архив (10 часов)
Понятие родословной
Что такое родословная? Понятие «генеалогическое древо», «архив», «источник». Правила составления родословной. Обучение работе с источниками.
«Моя семья - моя гордость»
Рассказы обучающихся по семейным фотоальбомам о своей семье, увлечениях, традициях, отношениях в семье.
Исследование своей родословной
Внеаудиторное занятие. Интервью с бабушками, мамами о родословной семьи.
Работа с архивными документами.
Героическая родословная
Просмотр мультфильма из цикла «Гора самоцветов». Презентации обучающихся о героических членах своей семьи: ветеранах военных действий, трудовых достижениях, творческих талантах.
Нет важней профессии моей мамы!
Рассказы обучающихся о профессиях мам. Встреча с представителем профессии. Обсуждение.
Профессии настоящих мужчин
Рассказы обучающихся о профессиях пап. Встреча с представителем профессии. Обсуждение.
Я - представитель династии (рабочих, педагогов, военных и т.д.)
Знакомство с понятием «династия». Рассказ учителя о династии учителей школы.
Сбор информации о профессии предков, составление альбома «Династии нашего класса».
Составление родословного древа семьи
Совместная работа обучающихся и родителей по составлению родословной своей семьи.
«Древо моей семьи»
Защита семейных проектов.
Семейные праздники (7 часов)
Семейные праздники
Понятие «праздник». Классификация праздников. Рассказ обучающихся о любимых семейных праздниках и их проведении.
Игры моих прадедушек и прабабушек
Знакомство с народными играми «Горелки», «У медведя во бору», «Ручеек» и др.
Интервью с бабушками и дедушками об играх их детства.
Проведение игр обучающимися.
Любимый рецепт моей семьи
Семейный обед – традиция народов. Гостеприимство. Рассказы обучающихся о любимых семейных блюдах.
Любимые песни моей семьи
Опрос членов семьи о любимых песнях. Слушание композиций.
Рисуем вместе.
Как подготовить оформление праздника. Сюрпризы и подарки своими руками.
Готовимся к праздникам Рассказы учащихся о подготовке к праздникам.
Изготовление подарков своими руками. Практическое занятие изготовление сюрпризов.
Семейные обычаи и традиции (5 часов)
Семейные традиции
Понятие «традиции». Знакомство с популярными семейными традициями. Просмотр мультфильмов цикла «Гора самоцветов».
«Мой воскресный день»
Конкурс рисунков. Подготовка экскурсии по выставке рисунков.
Какие семейные обязанности ты выполняешь?
Беседа «Почему в семье у каждого должны быть обязанности?». Рассказы обучающихся о семейных обязанностях.
«Загляни в бабушкин сундук»
Рассказ о самой старинной вещи семьи.
Проект «Семейные мини-музеи»
Защита семейных проектов.
Семейное чтение (5 часов)
Пословицы и поговорки о семье
Знакомство с пословицами и поговорками о семье. Иллюстрирование.
Поэты о семье
Чтение стихотворений о семье, обсуждение и инсценировка
Любимая сказка, рассказанная на ночь
Чтение, инсценировка сказок.
Семейный праздник «Моя семья»
Проведение семейного праздника с участием родителей, бабушек, дедушек. Использование инсценировок, песен, оформления за весь год
Подведение итогов.
Анкетирование родителей и обучающихся «Что я узнал о семейных традициях?»
Календарно-тематический план
п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля | Дата |
1. | Введение. «Давайте познакомимся» | 1 | Беседа | |
2. | Тайны наших имён. | 1 | Тест | |
3. | Почему имя отличается от фамилии? | 1 | Беседа | |
4. | Что могут рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом | 1 | Беседа | |
5. | «Лента времени» моей жизни | 1 | Беседа | |
6. | СемьЯ. | 1 | Доклад | |
7. | «Кто кому кем доводится?» | 1 | Сообщение | |
8. | Понятие родословной | 1 | | |
9. | «Моя семья - моя гордость» | 1 | Сообщение | |
10. | Исследование своей родословной | 1 | Доклад | |
11. | Героическая родословная | 1 | Доклад | |
12. | Нет важней профессии моей мамы! | 1 | Сообщение | |
13. | Профессии настоящих мужчин | 1 | Тест | |
14. | Я - представитель династии (рабочих, педагогов, военных и т.д.) | 1 | Доклад | |
15. | Составление родословного древа семьи | 1 | Самостоятельная работа | |
16. | «Древо моей семьи» | 1 | Самостоятельная работа | |
17. | Семейные праздники | 1 | Контрольная работа | |
18. | Игры моих прадедушек и прабабушек | 1 | Тест | |
19. | Любимый рецепт моей семьи | 1 | Беседа | |
20. | Любимые песни моей семьи | 1 | Беседа | |
21. | Рисуем вместе. | 1 | Творческая работа | |
22. | Готовимся к праздникам | 1 | Сообщение | |
23. | Изготовление подарков своими руками. | 1 | Творческая работа | |
24. | Семейные традиции | 1 | Тест | |
25. | «Мой воскресный день» | 1 | Беседа | |
26. | Какие семейные обязанности ты выполняешь? | 1 | Беседа | |
27. | «Загляни в бабушкин сундук» | 1 | Доклад | |
28. | Проект «Семейные мини-музеи» | 1 | Проект | |
29. | Семейное чтение | 1 | Самостоятельная работа | |
30. | Пословицы и поговорки о семье | 1 | Самостоятельная работа | |
31. | Поэты о семье | 1 | Беседа | |
32. | Любимая сказка, рассказанная на ночь | 1 | Сообщение | |
33. | Семейный праздник «Моя семья» | 1 | Подготовка к мероприятию. | |
34. | Подведение итогов | 1 | | |