СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Обучение детей грамоте. Развитие фонематического слуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный материал семинара поможет молодым воспитателям разобраться  в таких разделах как обучение детей грамоте и развитие фонематического слуха. 

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Обучение детей грамоте. Развитие фонематического слуха"»





Семинар для молодых специалистов

«Обучение детей грамоте. Развитие фонематического слуха»

Цель: обучение молодых специалистов.

Оборудование: столы, доска, звуковые домики, игры на развитие фонематического слуха, методическая литература по теме.

  1. Задачи по подготовке детей к грамоте

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

  Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

  • развитие умения вслушиваться в слово;

  • выделять звуки;

  • различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

  • последовательно выделять звуки;

  • устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.


2. Практический этап: звуко-буквенный анализ

Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.
Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Памятка для звуко-буквенного разбора

1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)
2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю), 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.
3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы). Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н'] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком '. Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный — для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твёрдых согласных, зелёный — для обозначения мягких согласных).
4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м'ач], белка — [б'элка], лён — [л'он], люк — [л'ук]), и 2 звука (я — [й'а], е — [й'э], ё — [й'о], ю — [й'у]), если стоят в начале слова (яма — [й'ама], енот [й'энот], ёлка [й'олка], юла — [й'ула]); после гласной (баян — [бай'ан], веер — [вей'ер], чаёк (от чай) — [чай'ок], баюн (кот-баюн) — [бай'ун], а также после Ъ и Ь (съел — [сй'эл], гроздья — [грозд'й'а], варенье — [варен'й'э], бельё — [бэл'й'о], вьюнок — [в'й'унок]).
6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С.
7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

(разбор слов воспитателями : лес, белка, картина)

3. Игры по развитию фонематического слуха

Фонематический слух - это тонкий систематизирован­ный слух, способность узнавать и различать звуки, составляю­щие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

В случае фонематического недоразвития ребёнок смеши­вает звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие звуки. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, способст­вующие развитию фонематического слуха.


Игра № 1 «Кто больше»

Рассматривая вместе с ребёнком картинки в книге, пред­ложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово даётся по­ощрительное очко. Помогите ребёнку, если он затрудняется, на­зовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

Игра № 2 «Придумай больше»

Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, веду­щий и игрок меняются ролями.

Игра № 3 «Красный - белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, крас­ный и белый). Взрослый предлагает ребёнку внимательно вслу­шиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребёнок поднимает красный кружок, если нет - белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.


Игра № 4 «Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная па­лочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребёнок «вылав­ливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя нали­чие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно услож­нить игру, попросив определить место заданного звука в назва­нии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

Игра № 5 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребёнок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.Например, в словах коза, заяц, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «3». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра № 6 «Звенит - «жужжит»»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «3» и «Ж». Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «3», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

Игра № 7 «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игро­ком слова игрок последующий придумывает своё слово. Образу­ется цепочка слов: аисТ - Тарелка - Арбуз.

Игра № 8 «Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребёнку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и от­чётливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши от­хлопывает это слово. Если ребёнок затрудняется, нужно «отсту­чать» слово вместе с ним.


Игра № 10 «Найди ошибку»

Удивился дед Тарас,

Бородой своей затряс:

Сорняки на гряде,

А морковка в БОРОДЕ. (В борозде)


По дороге наша Машенька идёт,

На верёвочке козу она ведёт.

А прохожие глядят во все глаза:

Очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)


Я осла узнаю сам

По его большим УСАМ. (Ушам)


Ехал дядя без ЖИЛЕТА,

Заплатил он штраф за это. (Без билета)


4. Выставка методической литературы



Источники:

  1. Головнёва Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. 365 проверочных упражнений и заданий для подготовки к школе. – СПб.,2000.

  2. Логопедия /Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург, 1998.

  3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2004.

  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М., 2004.

  5. Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: Выпуск 1 / Сост. О.В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.