СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы как инструмент успешной социализации школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о значимости ведения кружка "Шахматы" в школе

Просмотр содержимого документа
«Шахматы как инструмент успешной социализации школьников»

ШАХМАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ


Аннотация. В статье раскрывается направление деятельности шахматной зоны Центра «Точка роста», рассматриваются теоретические и практические аспекты работы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Ключевые слова: Точка роста, шахматы, дополнительное образование, деятельностный подход, социализация, комплексное развитие ребенка.


В рамках нацпроекта «Образование» в сельской местности и малых городах открываются центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Открыт такой Центр и в МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2».

Целью деятельности Центра «Точка роста» является создание условий для внедрения на всех уровнях образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. Остановимся на работе шахматной зоны Центра «Точка роста».

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, то ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им легко и успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе.

Среди проблем, связанных с социализацией, особое внимание исследователей  в последние годы привлекает вопрос социальной адаптации. Социализация, это процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, группах, самоутверждения и выполнения социальных ролей.

Работа Центра направлена на решение данной проблемы. Для этого внедряется программа «Шахматы», созданная на основе факультативного курса «Шахматы в школе» И. Г. Суханова, рекомендованного как программа обучения шахматам в школе. Программа внеурочной деятельности «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Для реализации программы на базе шахматной зоны Центра «Точка роста» функционирует кружок «Шахматы» и проводятся индивидуальные занятия и консультации с детьми, желающими научиться играть в шахматы.

Цель программы – развитие интеллектуальных способностей учащихся, через занятие игрой в шахматы прививать любовь к творчеству и самостоятельному мышлению.

Актуальность данной программы, определена особенностями современного общества. Современная образовательная система школы, находится в поисках моделей обучения, способствующих развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта». Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность.

Нам приходится работать с подростками. А в подростковом возрасте проблема социализации особо актуальна, поскольку меняются ценностные ориентиры детей, авторитет взрослых снижается, на первый план выходит мнение сверстников, и как следствие это ведет к изменению самооценки и отношения к окружающему миру.

Возможным решением проблемы  социальной адаптации детей является игра в шахматы. В процессе шахматной игры дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а, значит, учатся сотрудничеству и сотворчеству.

Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но прежде всего  эффективное средство умственного развития и социальной адаптации детей. По этой причине, ведущим направлением шахматной зоны Центра является становление гармонически развитой, социально-адаптированной   личности, способной успешно развиваться и жить в современном быстро меняющемся и прогрессирующем обществе.

Обучение шахматам оказывает большое влияние как на развитие мыслительных способностей ребенка, так и формирование его  характера. Шахматы требуют дисциплинированности, постоянного самоконтроля, учат ответственности за каждый сделанный во время игры ход, который невозможно отменить. Воспитывается сознательность.

Любая игра в шахматы состоит в необходимости сочетания смелости и решительности с ответственностью и осторожностью. Каждая партия и соревнование неизбежно становятся серьёзным психологическим испытанием для ребенка: ведь совершенно невозможно предсказать, кто будет твоим противником в следующей партии. Поэтому психологически ребенок должен быть готов к предстоящим трудностям.

Подготовка и ожидание борьбы с трудным соперником, которого иногда даже не видишь как в онлайн – турнирах, присутствие рядом соперников и болельщиков – все это вносит коррективы в сознание игроков. Сама схватка, наполненная переживаниями, сильными и красивыми ходами, ошибками,  ответственность за результат - все это воспитывается в детях в процессе игры.

Игра в шахматы подразумевает умение проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных и непредвиденных ситуациях, преодоление как неуверенности, каких-то отрицательных эмоций, так и эйфории от успеха, преждевременно расслабляющей и лишающей объективности.

      Важно заметить, что обучение шахматам развивает объективность в отношении к ситуации и самокритичность. Каждая позиция имеет свою объективную оценку, не зависящую от мастерства, воли или желания любого из игроков. А вот успех шахматиста как раз зависит от того, насколько его субъективная оценка каждой возникающей позиции будет близка к объективной.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для активизации мыслительной деятельности каждого обучающегося. Для этого на занятиях используются различные  виды заданий. Например, создается проблемная ситуация - решить шахматную задачу, затем организуется   коллективное обсуждение возможных подходов по решению предложенной задачи. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, предлагают различные варианты решения задачи, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение и выбирают наиболее рациональный путь решения задачи. Такие упражнения  развивают культуру, дисциплину и логику юных шахматистов.

Анализ собственных  партий – главное средство самосовершенствования. Рост шахматиста без критического осмысления своего творчества невозможен. Выявление  ошибок постепенно приводит к пониманию того, с чем они могли быть связаны. Тщательный разбор всех сыгранных партий, сопровождающийся критическим самоанализом, является важным средством самовоспитания.

Занятия по  шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают подросткам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. Эти качества проявляются, например, во время школьных, районных, республиканских турниров. Это могут быть как очные турниры, так и онлайн-соревнования. В любом случае от игрока требуется проявить себя, свои морально-волевые качества в не зависимости от результата игры.

Наверно, нет такого шахматиста, который не хотел бы принять участие в турнире более высокого уровня. Поэтому каждый старается проявить особые таланты, добиться успеха. С этой целью на базе Центра «Точка роста» проводятся школьные турниры с учетом возрастных особенностей – командный зачет, личное первенство. Лучшие игроки представляют школу в составе команды на районных соревнованиях. Помогают работе Центра и Интернет-платформы. Так воспитанники Центра регистрируются на платформе lichess.org, благодаря которой имеют возможность как просто поиграть со сверстниками, так и проверить свои силы, участвуя в турнирах. Учащиеся нашей школы приняли активное участие в онлайн-турнире, организованном Центром «Точка роста» при МОУ «Школа №3 п. Советский», в котором воспитанница Центра Семенова Дарья стала призером соревнования.

Таким образом, занятия шахматами – это процесс широкого действия: формирует личность ребенка в умственном, социальном и эмоциональном направлении и способствует скорейшей адаптации его к новым реалиям жизни. Обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях.

Учиться играть в шахматы никогда не поздно. Но чем раньше мы начнем развивать в детях логическое и стратегическое мышление, тем быстрее вырастим думающего и анализирующего человека, настоящего гражданина своей страны.

Литература

  1. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов/ Под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс; Издательский дом РАО, 2003.

  2. Москвичёв Н.П. Шахмат – уш - акалын гимнастикыже. - Йошкар-Ола: 2009.-164 с.

  3. Федеральный государственный стандарт. 2010