Занятие № 1.3 на тему «Школьные принадлежности»
Цель: Учить изображать с натуры натюрморт «Школьные принадлежности».
Определять пропорции, форму предмета, его положение в пространстве.
Оборудование и материалы: альбомные листы, простые карандаши, ластик, краски, баночки для воды, книга, стаканчик, карандаш, кисточка, ручка. Видео физминутка «Капитан Краб»
Ход занятия:
Организационный момент
Сообщение темы занятия.
Натюрморт – это изображение овощей, фруктов, цветов, различных предметов обихода.
Можно составить натюрморт из разных предметов.
Какие предметы мы будем сегодня рисовать, вы узнаете, выполнив задания.
Отгадайте загадки.
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
(На демонстрационный столик кладётся книга.)
Чёрный Ивашка –
Деревянная рубашка.
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш)
(В стаканчик ставится карандаш.)
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки (Ручка)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке (Кисточка)
(Ручка и кисть ставятся в стаканчик.)
Вот какой натюрморт у нас получился.
Как называются все эти предметы? (Школьные принадлежности)
Основная часть
Мы знаем, что окружающие нас предметы имеют разные размеры, форму, цвет, фактуру. В своём рисунке мы должны передать их характерные особенности.
Рисуя несколько предметов вместе, то есть группу предметов, надо рассматривать и передавать в рисунке отдельные предметы как часть целого. Надо правильно передавать их размеры по отношению друг к другу, выявлять в рисунке характерные особенности пропорций отдельных предметов.
Каждый, кто внимательно наблюдает окружающие его предметы, хорошо знает, что всё, что удаляется от наших глаз, кажется нам меньшим. Но важно не только уменьшить в рисунке дальние предметы в сравнении с ближними, но и правильно передать степень такого уменьшения, чтобы оно было не велико и не мало.
Определим наиболее выразительную композицию натюрморта. Лист располагаем вертикально.
Намечаю общие размеры главных предметов – книги и стаканчика с карандашом, кистью, ручкой, их высоту.
Определяю основные пропорции этих предметов – книга длинная, но узкая, а стаканчик по форме похож на прямоугольник. Намечаю направление карандаша, кисти, ручки.
Определяю пространственное положение книги. Она лежит по отношению к нам под углом. В основе изображения книги лежат законы линейной перспективы. Мы эти правила ещё не рассматривали. Около нас книга изображается более крупно, чем при удалении.
У стаканчика в основании лежит круг, значит, изображаю
донышко не прямой линией, а в форме полуовала. Отмечу толщину кисточки, карандаша, ручки.
Прорисую все предметы красками.
Видео физминутка «Капитан Краб»
Практическая часть
Выполните натюрморт «Школьные принадлежности», изобразив его так, как видите со своего места.
Итог занятия
Уборка рабочих мест
- Уберите свои рабочие места: вылейте воду из стаканчиков, промойте их и кисточки, закройте краски и уберите.
Выставка работ.