СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система деятельностного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая теория или технология обучения предполагает системно-деятельностный подход. Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Система деятельностного обучения»

Система деятельностного обучения

Система деятельностного обучения

Закон РФ «Об образовании», ст. 14 « Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации ... »

Закон РФ «Об образовании», ст. 14

« Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации ... »

А. Дистервег « Главная цель воспитателя должна заключаться  в развитии самодеятельности , благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни… » .  К.Д. Ушинский « Д ать труд человеку , труд свободный, наполняющий душу, и  дать средства к выполнению этого труда – вот  полное определение цели педагогической деятельности ». В.Г. Белинский « Надо учить не содержанию науки, а деятельности по его освоению » .  А.Н. Леонтьев «Именно забвением роли  деятельности самого ученика объясняется тот факт, что многие уроки проходят впустую» .

А. Дистервег

« Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности , благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни… » .

К.Д. Ушинский

« Д ать труд человеку , труд свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности ».

В.Г. Белинский

« Надо учить не содержанию науки, а деятельности по его освоению » .

А.Н. Леонтьев

«Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется тот факт, что многие уроки проходят впустую» .

 Основные этапы развития  системы образования Догматическая система Система наглядного обучения Система развивающего обучения Цель: Воспроизведение знаний Цель: Сознательное усвоение знаний Цель: Готовность к саморазвитию Схоластический метод Объяснительно-иллюстративный метод Деятельностный метод

Основные этапы развития системы образования

Догматическая система

Система наглядного обучения

Система развивающего обучения

Цель: Воспроизведение знаний

Цель: Сознательное усвоение знаний

Цель: Готовность к саморазвитию

Схоластический метод

Объяснительно-иллюстративный метод

Деятельностный метод

Сравнение двух систем Система демонстрационного обучения Система деятельностного обучения  Цель –  сознательное усвоение знаний Метод –объяснительно- иллюстративный   Цель-  готовность к саморазвитию  Метод- деятельностный

Сравнение двух систем

  • Система демонстрационного обучения
  • Система деятельностного обучения

Цель –

сознательное усвоение знаний

Метод –объяснительно- иллюстративный

Цель-

готовность к саморазвитию

Метод- деятельностный

Догматическая система Цель – воспроизведение знаний. Метод – схоластический.

Догматическая система

Цель – воспроизведение знаний.

Метод – схоластический.

Система демонстрационного обучения - принцип наглядности. - принцип доступности. Система деятельностного обучения - принцип деятельности. - принцип непрерывности. - принцип целостного представления о мире. принцип научности. принцип преемственности . принцип системности. принцип сознательного усвоения знаний и т.д .   принцип минимакса. принцип психологической комфортности. принцип вариативности. - принцип творчества .

Система демонстрационного обучения

- принцип наглядности.

- принцип доступности.

Система деятельностного обучения

- принцип деятельности.

- принцип непрерывности.

- принцип целостного представления о мире.

  • принцип научности.
  • принцип преемственности .
  • принцип системности.
  • принцип сознательного усвоения знаний и т.д .
  • принцип минимакса.
  • принцип психологической комфортности.
  • принцип вариативности.

- принцип творчества .

Дидактические принципы организации  учебно-воспитательного процесса 1. Принцип деятельности   Учащийся является не объектом, а субъектом деятельности  2. Принцип вариативности Самостоятельный выбор учащимися вариантов деятельности

Дидактические принципы организации учебно-воспитательного процесса

1. Принцип деятельности

Учащийся

является не объектом, а субъектом деятельности

2. Принцип вариативности

Самостоятельный выбор учащимися вариантов

деятельности

3. Принцип минимакса Разведение уровня подачи материала и уровня требований к его освоению. Разноуровневое содержание курсов. 4. Принцип психологической комфортности Снятие стрессобразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориенти-рованной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 5. Принцип творчества Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип минимакса

Разведение уровня подачи материала и уровня

требований к его освоению.

Разноуровневое содержание курсов.

4. Принцип психологической комфортности

Снятие стрессобразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориенти-рованной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5. Принцип творчества

Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Технология деятельностного метода  (Л.Г. Петерсон) Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. Построения проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности.

Технология деятельностного метода (Л.Г. Петерсон)

  • Самоопределение к деятельности.
  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
  • Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
  • Построения проекта выхода из затруднения.
  • Первичное закрепление во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия учебной деятельности.
{ Технология деятельностного метода 8 Самоопределение к деятельности Актуализация знаний Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности (итог урока) (Л.Г. Петерсон) 1 2 7 6 5 П И К 4 3

{

Технология деятельностного метода

8

  • Самоопределение к деятельности
  • Актуализация знаний
  • Постановка учебной задачи
  • Построение проекта выхода из затруднения
  • Первичное закрепление во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия деятельности (итог урока)

(Л.Г. Петерсон)

1

2

7

6

5

П

И

К

4

3

1) Самоопределение к деятельности 2)  Актуализация знаний .   Положительное самоопределение учащегося  к деятельности на занятии Подготовка  мышления учащихся к проектировочной деятельности      Этап завершается затруднением в индивидуальной деятельности учащегося

1) Самоопределение к деятельности

2) Актуализация знаний

.

Положительное самоопределение учащегося

к деятельности на занятии

Подготовка мышления учащихся к проектировочной деятельности

Этап завершается затруднением в индивидуальной деятельности учащегося

 3) Постановка учебной задачи 4) Построение проекта  выхода из затруднения   Выявление и фиксация причины затруднения.  Постановка цели занятия, связанной с устранением причины затруднения  Построение нового способа действия на основе выбранного метода решения учебной задачи           . Этап завершается формулировкой или уточнением темы занятия  Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи

3) Постановка учебной задачи

4) Построение проекта

выхода из затруднения

Выявление и фиксация причины затруднения.

Постановка цели занятия, связанной с устранением причины затруднения

Построение нового способа действия на основе выбранного метода решения учебной задачи

.

Этап завершается формулировкой или уточнением темы занятия

Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи

  6) Самостоятельная работа  с самопроверкой по  эталону 5) Первичное закрепление во внешней речи   Решение типовых  заданий на новый способ действий с проговариванием способа решения во внешней речи Самостоятельное выполнение заданий на новый способ действий и их самопроверка по эталону.           . . Организация ситуации успеха

6) Самостоятельная работа

с самопроверкой по

эталону

5) Первичное закрепление во внешней речи

Решение типовых

заданий на новый способ действий с проговариванием способа решения во внешней речи

Самостоятельное выполнение заданий на новый способ действий и их самопроверка по эталону.

.

.

Организация ситуации успеха

  7) Включение в систему  знаний и повторение 8) Рефлексия деятельности  (итог урока) .   Самооценка детьми собственной деятельности.  Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности.  Цель дальнейшей деятельности.  Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения.  Решение заданий на тренировку ранее изученных алгоритмов, с целью подготовки введения нового знания. . Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи  Этап завершается формулировкой или уточнением темы занятия

7) Включение в систему

знаний и повторение

8) Рефлексия деятельности

(итог урока)

.

Самооценка детьми собственной деятельности.

Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности.

Цель дальнейшей деятельности.

Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения.

Решение заданий на тренировку ранее изученных алгоритмов, с целью подготовки введения нового знания.

.

Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи

Этап завершается формулировкой или уточнением темы занятия

Типы уроков по целеполаганию   Урок «открытия» нового знания. Урок рефлексии. Урок общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля.

Типы уроков по целеполаганию

  • Урок «открытия» нового знания.
  • Урок рефлексии.
  • Урок общеметодологической направленности.
  • Урок развивающего контроля.
Урок «открытия»  нового знания.  Деятельностная цель – формирование способности учащихся к новому способу деятельности. Образовательная цель – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель – формирование способности учащихся к новому способу деятельности.

Образовательная цель – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии Деятельностная цель – формирование способности учащихся к коррекции способа деятельности и реализации коррекционной формы ( т.е.формирование способности к фиксированию собственных затруднений, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений). Образовательная цель – коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок рефлексии

Деятельностная цель – формирование способности учащихся к коррекции способа деятельности и реализации коррекционной формы ( т.е.формирование способности к фиксированию собственных затруднений, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений).

Образовательная цель – коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель – формирование способности к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель – выявление теоретических основ построения содержательно –методических линий.

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель – формирование способности к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель – выявление теоретических основ построения содержательно –методических линий.

Урок развивающего контроля Деятельностная цель – формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель – контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Урок развивающего контроля

Деятельностная цель – формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель – контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Урок «открытия»  нового знания Этап самоопределения к деятельности. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в индивидуальной деятельности. Этап выявления причин затруднения и постановки цели деятельности. Этап построения проекта выхода из затруднения. Этап первичного закрепления во внешней речи. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения. Этап рефлексии деятельности.

Урок «открытия» нового знания

  • Этап самоопределения к деятельности.
  • Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в индивидуальной деятельности.
  • Этап выявления причин затруднения и постановки цели деятельности.
  • Этап построения проекта выхода из затруднения.
  • Этап первичного закрепления во внешней речи.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  • Этап включения в систему знаний и повторения.
  • Этап рефлексии деятельности.
Урок рефлексии 1 . Этап самоопределения к деятельности. 2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в индивидуальной деятельности. 3. Локализация затруднений. 4. Построения проекта выхода из затруднений. 5. Обобщения затруднений во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включения в систему знаний и повторения. 8. Рефлексия деятельности.

Урок рефлексии

1 . Этап самоопределения к деятельности.

2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в индивидуальной деятельности.

3. Локализация затруднений.

4. Построения проекта выхода из затруднений.

5. Обобщения затруднений во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7. Включения в систему знаний и повторения.

8. Рефлексия деятельности.

Структура урока Этапы урока Продуктивные приемы 1. Проверка итогов предыдущей работы Цель : установление связи между педагогом и учащимися, обеспечение готовности к следующему этапу работы, включение в продуктивную обучающую деятельность. разбор вопросов на повторение; Подчеркивание важности информации для профессии, жизни, развития; Организуется диалог учащихся с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний (педагог не имеет право на негативные суждения).

Структура урока

  • Этапы урока
  • Продуктивные приемы

1. Проверка итогов предыдущей работы

Цель : установление связи между педагогом и учащимися, обеспечение готовности к следующему этапу работы, включение в продуктивную обучающую деятельность.

  • разбор вопросов на повторение;
  • Подчеркивание важности информации для профессии, жизни, развития;
  • Организуется диалог учащихся с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний (педагог не имеет право на негативные суждения).
Структура урока 2. Презентация нового материала Цель : обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий Выдавать новый материал блоками, включающими базовые знания, материал должен излагаться в понятной форме; Четкость и простота изложения; Самостоятельное «открытие» учащимися знаний с помощью заданий, вопросов, направляющих текстов;

Структура урока

2. Презентация нового материала

Цель : обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий

  • Выдавать новый материал блоками, включающими базовые знания, материал должен излагаться в понятной форме;
  • Четкость и простота изложения;
  • Самостоятельное «открытие» учащимися знаний с помощью заданий, вопросов, направляющих текстов;
Структура урока -организация групповой и парной работы; -оказания помощи тем, кто в ней нуждается; Если лекция: а) занимательные проблемные вопросы, поддерживать интерес ; б) составление в конце лекции конспекта. Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися;

Структура урока

-организация групповой и парной работы;

-оказания помощи тем, кто в ней нуждается;

Если лекция:

а) занимательные проблемные вопросы, поддерживать интерес ;

б) составление в конце лекции конспекта.

  • Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися;
Структура урока 3. Практика под руководством педагога Цель : установление быстрой обратной связи и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала. -работа с опорными конспектами, таблицами, схемами; - Ответы на вопросы, решение типовых задач, исправление ошибок, повторение нового материала; -выполнение упражнений учащимися с комментированием

Структура урока

3. Практика под руководством педагога

Цель : установление быстрой обратной связи и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.

-работа с опорными конспектами, таблицами, схемами;

- Ответы на вопросы, решение типовых задач, исправление ошибок, повторение нового материала;

-выполнение упражнений учащимися с комментированием

Структура урока 4. Независимая самостоятельная работа Цель: обеспечение усвоения процедуры усвоения нового материала Анализ конкретных производственных ситуаций; -педагог выступает как организатор обмена мнениями; Резюмирование основных вопросов темы, сильные сами делают выводы; Охват всей группы; Самостоятельное выполнение заданий.

Структура урока

4. Независимая самостоятельная работа

Цель: обеспечение усвоения процедуры усвоения нового материала

  • Анализ конкретных производственных ситуаций;
  • -педагог выступает как организатор обмена мнениями;
  • Резюмирование основных вопросов темы, сильные сами делают выводы;
  • Охват всей группы;
  • Самостоятельное выполнение заданий.
Структура урока 4. Самоконтроль и самооценка результатов работы Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Обучающая самостоятельная работа; Каждый учащийся должен самостоятельно оценить свои знания по новой теме, результаты согласуются с педагогом; Педагог планирует следующее занятие с учетом ошибок, сделанных учащимися.

Структура урока

4. Самоконтроль и самооценка результатов работы

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

  • Обучающая самостоятельная работа;
  • Каждый учащийся должен самостоятельно оценить свои знания по новой теме, результаты согласуются с педагогом;
  • Педагог планирует следующее занятие с учетом ошибок, сделанных учащимися.
 Рефлексия деятельности  (итог урока)   - Что нового вы сегодня узнали? - В чем возникали затруднения?  Что помогло их разрешить? - Достигли ли мы поставленной цели? - Кто сегодня хорошо поработал? Кого мы можем отметить?  Как каждый из вас оценивает свою работу? - Какова цель нашей дальнейшей деятельности?

Рефлексия деятельности (итог урока)

- Что нового вы сегодня узнали?

- В чем возникали затруднения?

  • Что помогло их разрешить?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Кто сегодня хорошо поработал? Кого мы можем отметить?

  • Как каждый из вас оценивает свою работу?

- Какова цель нашей дальнейшей деятельности?

Структура урока 6. Подведение итогов занятия Цель : анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. - Сравнить цель, поставленную педагогом до начала презентации учебного материала, с полученными результатами.

Структура урока

6. Подведение итогов занятия

Цель : анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.

- Сравнить цель, поставленную педагогом до начала презентации учебного материала, с полученными результатами.

Структура урока 7. Информация о домашнем задании Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. - Задания должны носить творческий вариативный характер; Можно включать несколько вопросов на повторение, занимая при этом не продолжительное время.

Структура урока

7. Информация о домашнем задании

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Задания должны носить творческий вариативный характер;

  • Можно включать несколько вопросов на повторение, занимая при этом не продолжительное время.
Структура урока 8. Специальное повторение Цель: обобщение систематизация знания по теме, курсу, выделение основных идей. В конце недели повторить основные понятия изученные за неделю; В конце месяца концентрировать внимание учащихся на изученном и освоенном материале.

Структура урока

8. Специальное повторение

Цель: обобщение систематизация знания по теме, курсу, выделение основных идей.

  • В конце недели повторить основные понятия изученные за неделю;
  • В конце месяца концентрировать внимание учащихся на изученном и освоенном материале.
Структура урока Контроль усвоения знаний учащихся Цель: установление правильности и осознонности усвоенного учебного материала, выявление пробелов и их коррекция. Использование разноуровневых тестов для отдельных учащихся и для всей группы; Результаты тестов обсуждаются, оценивается деятельность, а не личность; Сообщение критериев оценок; Привлечение учащихся для оценивания тестов.

Структура урока

Контроль усвоения знаний учащихся

Цель: установление правильности и осознонности усвоенного учебного материала, выявление пробелов и их коррекция.

  • Использование разноуровневых тестов для отдельных учащихся и для всей группы;
  • Результаты тестов обсуждаются, оценивается деятельность, а не личность;
  • Сообщение критериев оценок;
  • Привлечение учащихся для оценивания тестов.