Л.Р. Авакян
учитель математики
МБОУ СШ №23
(г.Димитровград)
Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация по математике – первое серьёзное испытание в жизни каждого девятиклассника. Существенная особенность ГИА по математике – он является обязательным для всех учащихся 9 классов. Основная цель введения ГИА – независимая экспертиза качества знаний выпускного экзамена. В чем заключается подготовка к этому тестированию и как эффективнее ее провести? Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.
Что я считаю самым важным при подготовке к ГИА и ЕГЭ? Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др. Многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке отвожу 5 минут для устного счета
Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.
Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме онлайн.
Задачи по подготовке учащихся к ГИА:
1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 5 класса;
2. Создавать учебный материал (по типу ОГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;
3. Учить школьников ≪технике сдачи теста≫;
4. Психологическая подготовка к ГИА;
5.Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.
Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к ГИА, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но также хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.
Первый этап - ≪информационный≫. Для учащихся и их родителей провожу совместное родительское собрание, где знакомлю с организацией и проведением ГИА по математике в 9 классе и с тем, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов. На одном из собраний родители знакомятся с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания . Каждому родителю раздаются памятки по подготовке к экзаменам, таблицы с системой оценивания, инструкции по выполнению КИМов, по заполнению бланков. Родительские собрания провожу 1 раз в четверть. На одном из собраний познакомила с адресами сайтов и показала как пользоваться ими. На каждом родительском собрании знакомлю родителей с успехами и теми проблемами, которые возникли у ребят во время учебы и подготовки к ГИА. Со многими родителями совместно с детьми приходилось встречаться и работать в индивидуальном порядке
В кабинете математики мною собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностических работ, тематических тестов. При анализе демоверсии учащиеся находят знакомые им задания, математические термины. Проводят классификацию заданий по признаку "изучали", "не изучали". Учащимися приобретены сборники для подготовки к ГИА по математике, с которыми они работают дома, на консультациях разбираются задания, при решении которых возникли трудности.
Второй этап начинается намного раньше первого. Это этап ≪подготовки≫. Он осуществляется еще с 5 класса, введя тестовые задания в работы учащихся.
Система работы по подготовке к ГИА по математике в 9 классе включает следующие компоненты:
1. Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
2. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
3. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки .
Работая в среднем звене школы, принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, перед каждым учителем встает задача: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Поэтому детей уместно разделить на три группы:
Группа обязательного минимума: учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене ≪3≫. (8-15заданий на ГИА).
Группа возрастной нормы: учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями, т.е.применять ЗУН в измененной ситуации. (16-19 заданий на ГИА).
Группа МАКСИМУМ. Учащиеся, которые умеют решать задания самой высокой сложности т.е.применять ЗУН в новой ситуации.(20-32 задания на ГИА.
Для каждой группы стараюсь поставить задачи индивидуально.
В начале каждого учебного года в 5-9 классах провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. Чтобы достичь хороших результатов на каждом уроке провожу обучающие самостоятельные работы, тесты. В 5-7 классах применяю рабочие тетради с тестовыми заданиями, а также сборники заданий с тестами. Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уроке изучения нового. Ребята имеют отдельную тетрадь, в которую записывают образец выполнения задания. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма очень часто провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь консультантами или объясняю ещё раз, вызывая к доске. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке моя работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание на уроке.
Главное, что со временем ребята перестают бояться "двоек”, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная.
В конце 7-го класса учащихся я знакомлю со сборником заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Этот сборник предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в новой форме. Задания в первой части располагаются группами в соответствии с разделами содержания, к которым они относятся. Каждое задание соотносится также с одной из четырех категорий познавательной области: знание/понимание; умение применить известный алгоритм; умение применить знания для решения математической задачи; применение знаний в практической ситуации. Таким образом, проверке подвергается не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств, владение различными эквивалентными представлениями (например, числа), умение решить несложную задачу, не сводящуюся к прямому применению алгоритма, способность применить знания и умения в заданиях с практическим контекстом, знакомым учащимся или близким их жизненному опыту. Задания части 2 направлены на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Её назначение- дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Эта часть содержит 6 заданий повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов курса математики (3 задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Все задания требуют полной записи решений и ответа. Но даже умения решать задания по всем основным темам не достаточно. На каждом уроке нужно решать и разбирать задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Так же очень важно ≪видеть≫ тест и чтобы эффективнее его выполнить надо учить ученика работать по плану:
-Смотрим сколько заданий в тесте.
-Отбираем те задания, на которые знаем ответ и легко их можем решить.
-Считаем, сколько таких заданий. Обычно их количество близко к половине.
-Определяем еще несколько заданий, решение которых нам известно.
-Чем больше таких заданий, тем лучше.
Решаем отобранные задания и выбираем нужные ответы.
Немало важным является и то, что в контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно). Кроме всего этого, теоретический материал составлен в виде карточек, в которых в доступной форме изложены основные темы математики, основные формулы, приведены образцы решения заданий (карточки-помощники). Материал расположен в одной папке и лежит на каждом ученическом столе. Такой справочный материал имеет много плюсов:
· кроме девятиклассников с ним работают и учащиеся 7-8 классов;
· для слабых учеников даны образцы примеров по каждой теме;
· он помогает ученикам ликвидировать пробелы в знаниях по определённой теме.
Во время итогового повторения и изучения нового материала ребята заполняли и использовали на уроках и дома карточку с формулами. Она помогала при решении заданий, а при систематическом использовании в работе формулы и алгоритмы решений быстрее запоминались. В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме, например, ≪Уравнения≫. Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение – это тематические тесты. Для этого из заданий открытого банка задач составила задания по прототипам (тематические тесты). Это позволяет на уроках и дополнительных занятиях иметь под рукой тот материал, который необходим.
Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы. Особенно эти презентации помогли при итоговом повторении теоретического материала по геометрии.
Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене. Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА. Уроки итогового повторения строю следующим образом. На уроке разбирают задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи, а на следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатываем эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачёт, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам.
Со II полугодия систематически проводится работа по заполнению бланков. Для того чтобы увидеть уровень подготовленности выпускников к сдаче экзамена, ежегодно дважды проводим пробное ГИА в январе и апреле, а также пишем тренировочные работы системы СтадГрад по графику.
На каждого учащегося создано портфолио "Мониторинг подготовки к ГИА по математике" электронное и бумажное. Наряду с самостоятельными и зачётными работами, результатами успеваемости по предмету, в портфолио вкладываются диагностические карты подготовки к итоговой аттестации, а также ведется диагностика успешности учащегося.
По желанию школьников работу по устранению пробелов я провожу и во внеурочное время на специально организованных дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для разных учащихся разное. Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения
Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся. В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации даёт хорошие результаты.
Год Качество знаний
2011-2012 68%
2012-2013 64%
2014-2015 67%