КГБУ «Топчихинский центр помощи детям»
Проект
Система работы с детьми, состоящими на учете
в КДН и ЗП
Проект подготовила:
Педагог-психолог:
Н.Г. Шишкина
с.Топчиха 2018 год
Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков имеет особую актуальность в современной России, поскольку несет угрозу экономическому, социальному и духовному развитию страны. Среди большого количества различных форм такого поведения детей и подростков особую опасность представляет употребление психоактивных веществ – табака, алкоголя, наркотиков. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Разрушается традиционный уклад семейной жизни, нарушаются родовые и семейные связи между поколениями. В современной жизни многие подростки активно противостоят авторитету взрослых, игнорируют мнение родителей и педагогов. Происходит падение социального престижа материнства и отцовства. Растет количество конфликтных, аморальных, асоциальных, педагогически несостоятельных семей. Вследствие этого увеличивается число беспризорных и безнадзорных детей. Часто подросткам семью заменяет компания сверстников. Значительная часть родителей стремится заменить личное общение с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей эмоциональной поддержки. Многие родители проявляют неграмотность в вопросах духовно-нравственного воспитания. Массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм, искажают традиционные представления о семейных отношениях. Эти и другие неблагоприятные факторы толкают многих подростков на путь алкоголизма, наркомании, криминала.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Необходимо повышение роли семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. Однако современная семья, в силу указанных выше причин, испытывает значительные трудности в осуществлении воспитательной функции и нуждается в профессиональной помощи со стороны социальных институтов, в том числе – системы образования. Это требует усиления работы образовательных учреждений по связям с семьей и родительской общественностью. Необходимо сохранить в организации этой деятельности лучшие отечественные традиции, а также разрабатывать и использовать инновационные формы и методы работы.
Если раньше "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. С такими детьми мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.
«Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны воспитателя и детей.
Причины постановки на учет:
Негативные проявления фактора семьи:
- Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей.
- Низкий материальный уровень и условие проживание.
- Низкий образовательный и культурный уровень родителей.
- Неправильное отношение и ошибки в воспитании.
2. Негативные проявления фактора сверстников:
- Социальная отверженность подростка в коллективе.
- Неблагоприятные статусы в группе сверстников.
3. Пропуски занятий без уважительных причин.
4.Уход с последних уроков и пропуск первых уроков.
Цель и задачи проекта
Цель: создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди воспитанников и оказание психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Задачи:
1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально - психолого-
педагогической помощи.
2. Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.
3. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного
жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни.
Формы работы:
- комплексное обследование воспитанников;
- построение коррекционной работы с учетом рекомендаций;
- планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развитии воспитанников;
- взаимодействие специалистов в решении проблем;
Методы исследования:
наблюдение
анализ
беседа
объяснение
разъяснение
анкетирование
Нормативно – правовое обеспечение проекта
Федеральный закон от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Проект федеральной воспитательной программы «Вместе мы – сила»
Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди воспитанников «Топчихинский центр помощи детям»
Этапы реализации проекта на 2018 год.
1. Этап – подготовительный (январь -март 2018 г.).
- Аналитико-диагностическая деятельность.
- Установление причин возникающих у детей трудностей и конфликтных ситуаций.
- Определение стратегии тактики деятельности.
2 этап – практический (апрель - июнь 2018 г.).
- Использование в учебно-воспитательном процессе личностно- ориентированных
приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие
у ребенка активного жизненного стиля поведения.
- Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки.
- Внедрению в среду инновационных педагогических и
психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа
жизни воспитанников.
3 этап – обобщающий (июль – сентябрь 2018 г.).
- Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами.
- Определение перспектив развития класса.
Ожидаемые результаты:
1.Позитивные изменения в ценностных ориентациях, поведении детей, учебных достижениях, позволяющие снять ученика со школьного учета.
2. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям в подростковой среде.
3.Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
4. Эмоциональная удовлетворенность большинства детей и родителей в общении с «трудными детьми»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный (январь – март 2018 учебный год)
Цель: знакомство с воспитанниками, выявление подростков и детей склонных к риску, диагностика выявленных проблем.
На этом этапе работы необходима работа по выявлению трудных воспитанников, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения. Основным исполнителем будет являться воспитатель, а также другие лица, знающие подростка.
Направление деятельности.
№ | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
1. | Диагностика детей «Группы риска» | Психолог, социальный педагог | Январь |
1 Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений | Воспитатель | Февраль |
2. Диагностика морально-нравственного развития подростка и юношеского возраста | Психолог | Март |
3. Диагностика структуры учебной мотивации школьника | Воспитатель | Апрель |
4.Методика Рене Жиля для исследования внутрисемейных отношений | Социальный педагог, воспитатель | Май |
5.Диагностика склонности к отклоняющему поведению(самовольным уходам) | Воспитатель | Февраль |
2. | Наблюдение за поведением воспитанников | Воспитатель, психолог, социальный педагог | В течение реализации программы |
1.Индивидуальные беседы с воспитанниками | Воспитатель, психолог, социальный педагог | Январь-май |
2 этап. Практический (апрель-июнь 2018г).
Направление деятельности
Модель психологического сопровождения.
Задачи:
Обучение воспитанников конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Обучение способом внутреннего самоконтроля и сдерживания.
Снятие негативных импульсов.
Первичная профориентация.
№ | Тема | Цель | Содержание |
1 | Я и моя жизнь | Актуализация наиболее значимых событий в жизни подростка | Выполнение коллажа |
2 | Я и Я | Выявление способности подростка принимать себя и наиболее значимых проблем | Рисунок автопортрет |
3 | Я и моя семья | Выявить чувства гнева и депрессии , бессилия и страха | Кинетический рисунок семьи |
4 | Я и общество | Актуализация знаний подростка своего положения в обществе | Мой герб |
5 | Жизнь по собственному выбору | Расширение самосознания подростка, личностный рост | Выполнение мандалы |
| Уроки профилактики ПАВ | Профилактика употребления ПАВ | Понятие ЗОЖ, плюсы и минусы |
6 | Почему мы конфликтуем? | Дать представление о конфликте. Выявить основные причины возникновения в развитии человеческих взаимоотношений | Понятие конфликта, причины его возникновения. Роль конфликта в развитии человеческих взаимоотношений. |
7 | Что я ищу в дружбе? | Познакомить с понятием дружба. Сформировать у учащихся представление о ценностях дружбы. | Понятия «дружба» и «друг». Качества личности , необходимые в дружбе. Мотивы дружбы. Ценности дружбы |
8 | Как воздействует табак на организм человека? | Выявить причины употребления табака. Познакомить с немедленными и отдаленными последствиями курения. Разъяснить вред пассивного курения для человека. Выработать негативное отношение к курению. | Компоненты и свойства табачного дыма. Причины употребление табака. Активное и пассивное курение. Медицинские последствия табакокурения. Опасность курения в подростковом возрасте. Влияние курения на внешний вид и личность человека. Реклама табака и ее социальные последствия. Способы отказа от предложения закурить. |
9 | Как воздействует алкоголь на организм человека? | Сформировать представление о вредном воздействии алкоголя на организм человека. Выработать у учащихся отрицательное отношение к попытке попробовать алкоголь. | Понятие «алкоголь», причины его употребления. Мифы алкоголизма. Влияние алкоголя на организм человека. Способы отказа от предложения выпить. |
10 | Как воздействует марихуана на организм человека? | Познакомить с последствиями принятия марихуаны. Выработать негативное отношение к принятию ПАВ. | Описание марихуаны. Причины, по которым подростки могут использовать марихуану. Реальное воздействие марихуаны на организм. |
11 | Что мы знаем о психологическом здоровье? | Дать представление о психологическом здоровье и о возможности людей на него. Раскрыть причины употребления наркотиков подростками. Познакомить учащихся с влиянием наркотиков на психологическое здоровье человека. Сформировать у учащихся о психологически здоровом человеке. | Понятие « психологическое здоровье». Мотивация употребления наркотиков подростками. Влияние алкоголя, курения и наркотиков на психологическое здоровье человека. Критерии психологического здоровья. |
12 | Как быть уверенным в себе? | Познакомиться понятием «неуверенное поведение» и способами его преодоления. Сформировать представления об уверенном человеке и объяснить, как быть уверенным в самом себе. | Приемы преодоления неуверенности. Признаки уверенного человека. Способы повышения уверенности. |
13 | Умеем ли мы уважать себя? | Укрепить позитивную самооценку. Помочь в осознании возможности формирования позитивной самооценки. Показать негативное влияние употребления ПАВ на позитивную самооценку | Понятие «самоуважение», роль самоуважения в развитии человеческой личности. Способы укрепления самоуважения. Понятие «самооценка». Высокая и низкая самооценка. Влияние ПАВ на самооценку человека. |
14 | Что я знаю о своих возможностях? | Ознакомление с понятиями «интересы и склонности», определение способов управления интересами и склонностями | Интересы и склонности. Ошибки при выборе профессии |
15 | Стратегии выбора профессии | Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность», соотношение знаний о своих возможностях с требованиями профессий | Ошибки при выборе профессии |
16 | В мире профессий | Дать представление о многообразии мира профессий и его классификации; определить уровень информированности учащихся о мире профессий | Формула профессии. Здоровье и выбор профессии. |
Модель работы социального педагога
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Создание Совета Профилактики правонарушений, утверждение плана работы. | Сентябрь-октябрь 2018г |
2. | Заседания Совета профилактики. | 1 раз в месяц |
3. | Составление плана совместной работы центра с КДН и ЗП | Сентябрь-октябрь 2018г. |
4. | Индивидуальные беседы с воспитанниками, состоящими КДН и ЗП | В течение реализации проекта |
5. | Организация встречи воспитанников с инспектором по делам несовершеннолетних по теме «Административная и уголовная ответственность». | Январь 2018г. |
6. | Посещение уроков с целью – «Работа с трудными учащимися на уроке». | В течение реализации проекта |
7. | Уроки здоровья (беседы медицинского работника по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения). | Февраль 2018г. |
8. | Совместное заседание Совета по профилактике и ОУ по проблеме предотвращений грубых нарушений дисциплины в школе. | Ежемесячно |
9. | Семинар для воспитателей «Психология педагогического общения» | Март2018г. |
10. | Планирование работы с воспитанниками на каникулах | В течение реализации проекта |
11. | Собеседование с воспитанниками, неуспевающими по итогам четвертей | После каждой четверти |
12. | Выявление намерения детей «группы риска» участвовать в трудовой деятельности | Май 2018г. |
13. | Трудоустройство детей летом с ЦЗ населения | Июнь-август 2018г. |
3 этап – обобщающий (июль- сентябрь 2018г.)
Предусматривает текущую или итоговую диагностику. В результате обсуждается динамика развития детей, корректируется программа для дальнейшей работы или принимается решение о прекращении коррекционных мероприятий в связи с исправлением раннее выявленных нарушений.
Использованная литература
Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 1986.
Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился/ К.В. Бардин– М 1988.
4 Галагузова, М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова – М., 1998.
Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье/ В.И Гарбузов. – СПб., 1994.
Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 1996.
Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 1987.
7 Захаров, Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ Л.И. Захаров – М,
1986
Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М, 1976.
Зюбин, Л.М. Учебно – воспитательная работа с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М, 1982
Зюзько, М.В. Пять шагов к себе: Книга для учащихся/ М.В. Зюзько – М., 1992.
9. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками/ М.А. Алемаскин – М,
1979.