СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с детьми, состоящими на учете в КДН и ЗП

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди воспитанников и оказание психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

 

 Задачи:

1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально - психолого- 

   педагогической помощи.

      2. Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.

3. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного 

    жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни.

 

Просмотр содержимого документа
«Система работы с детьми, состоящими на учете в КДН и ЗП»

КГБУ «Топчихинский центр помощи детям»








Проект


Система работы с детьми, состоящими на учете

в КДН и ЗП








Проект подготовила:

Педагог-психолог:

Н.Г. Шишкина







с.Топчиха 2018 год

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков имеет особую актуальность в современной России, поскольку несет угрозу экономическому, социальному и духовному развитию страны. Среди большого количества различных форм такого поведения детей и подростков особую опасность представляет употребление психоактивных веществ – табака, алкоголя, наркотиков. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Разрушается традиционный уклад семейной жизни, нарушаются родовые и семейные связи между поколениями. В современной жизни многие подростки активно противостоят авторитету взрослых, игнорируют мнение родителей и педагогов. Происходит падение социального престижа материнства и отцовства. Растет количество конфликтных, аморальных, асоциальных, педагогически несостоятельных семей. Вследствие этого увеличивается число беспризорных и безнадзорных детей. Часто подросткам семью заменяет компания сверстников. Значительная часть родителей стремится заменить личное общение с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей эмоциональной поддержки. Многие родители проявляют неграмотность в вопросах духовно-нравственного воспитания. Массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм, искажают традиционные представления о семейных отношениях. Эти и другие неблагоприятные факторы толкают многих подростков на путь алкоголизма, наркомании, криминала.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Необходимо повышение роли семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. Однако современная семья, в силу указанных выше причин, испытывает значительные трудности в осуществлении воспитательной функции и нуждается в профессиональной помощи со стороны социальных институтов, в том числе – системы образования. Это требует усиления работы образовательных учреждений по связям с семьей и родительской общественностью. Необходимо сохранить в организации этой деятельности лучшие отечественные традиции, а также разрабатывать и использовать инновационные формы и методы работы.

Если раньше "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. С такими детьми мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.

«Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны воспитателя и детей.


Причины постановки на учет:

  1. Негативные проявления фактора семьи:

- Отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей.

- Низкий материальный уровень и условие проживание.

- Низкий образовательный и культурный уровень родителей.

- Неправильное отношение и ошибки в воспитании.

2. Негативные проявления фактора сверстников:

- Социальная отверженность подростка в коллективе.

- Неблагоприятные статусы в группе сверстников.

3. Пропуски занятий без уважительных причин.

4.Уход с последних уроков и пропуск первых уроков.

Цель и задачи проекта


Цель: создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди воспитанников и оказание психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.


Задачи:

1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально - психолого-

педагогической помощи.

2. Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.

3. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного

жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни.


Формы работы:

- комплексное обследование воспитанников;

- построение коррекционной работы с учетом рекомендаций;

- планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развитии воспитанников;

- взаимодействие специалистов в решении проблем;


Методы исследования:

  • наблюдение

  • анализ

  • беседа

  • объяснение

  • разъяснение

  • анкетирование

Нормативно – правовое обеспечение проекта


  1. Федеральный закон от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  2. Проект федеральной воспитательной программы «Вместе мы – сила»

  3. Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди воспитанников «Топчихинский центр помощи детям»


Этапы реализации проекта на 2018 год.

1. Этап – подготовительный (январь -март 2018 г.).

- Аналитико-диагностическая деятельность.

- Установление причин возникающих у детей трудностей и конфликтных ситуаций.

- Определение стратегии тактики деятельности.

2 этап – практический (апрель - июнь 2018 г.).

- Использование в учебно-воспитательном процессе личностно- ориентированных

приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие

у ребенка активного жизненного стиля поведения.

- Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки.

- Внедрению в среду инновационных педагогических и

психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа

жизни воспитанников.

3 этап – обобщающий (июль – сентябрь 2018 г.).

- Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами.

- Определение перспектив развития класса.


Ожидаемые результаты:

1.Позитивные изменения в ценностных ориентациях, поведении детей, учебных достижениях, позволяющие снять ученика со школьного учета.

2. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям в подростковой среде.

3.Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

4. Эмоциональная удовлетворенность большинства детей и родителей в общении с «трудными детьми»



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


I этап. Подготовительный (январь – март 2018 учебный год)

Цель: знакомство с воспитанниками, выявление подростков и детей склонных к риску, диагностика выявленных проблем.

На этом этапе работы необходима работа по выявлению трудных воспитанников, основных досто­инств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интере­сов, которые могут быть использованы для воспитания или перевос­питания подростков; изучение условий жизни и воспитания, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюде­ния за изменениями личности и поведения. Основным исполнителем будет являться воспитатель, а также другие лица, знающие подро­стка.





Направление деятельности.


Мероприятия

Ответственный

Сроки

1.

Диагностика детей «Группы риска»

Психолог, социальный педагог

Январь

1 Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений

Воспитатель

Февраль

2. Диагностика морально-нравственного развития подростка и юношеского возраста

Психолог

Март

3. Диагностика структуры учебной мотивации школьника

Воспитатель

Апрель

4.Методика Рене Жиля для исследования внутрисемейных отношений

Социальный педагог, воспитатель

Май

5.Диагностика склонности к отклоняющему поведению(самовольным уходам)

Воспитатель

Февраль

2.

Наблюдение за поведением воспитанников

Воспитатель, психолог, социальный педагог

В течение реализации программы

1.Индивидуальные беседы с воспитанниками

Воспитатель, психолог, социальный педагог

Январь-май



2 этап. Практический (апрель-июнь 2018г).


Направление деятельности

Модель психологического сопровождения.

Задачи:

    1. Обучение воспитанников конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

    2. Обучение способом внутреннего самоконтроля и сдерживания.

    3. Снятие негативных импульсов.

    4. Первичная профориентация.

Тема

Цель

Содержание

1

Я и моя жизнь

Актуализация наиболее значимых событий в жизни подростка

Выполнение коллажа

2

Я и Я

Выявление способности подростка принимать себя и наиболее значимых проблем

Рисунок автопортрет

3

Я и моя семья

Выявить чувства гнева и депрессии , бессилия и страха

Кинетический рисунок семьи

4

Я и общество

Актуализация знаний подростка своего положения в обществе

Мой герб

5

Жизнь по собственному выбору

Расширение самосознания подростка, личностный рост

Выполнение мандалы


Уроки профилактики ПАВ

Профилактика употребления ПАВ

Понятие ЗОЖ, плюсы и минусы

6

Почему мы конфликтуем?

Дать представление о конфликте. Выявить основные причины возникновения в развитии человеческих взаимоотношений

Понятие конфликта, причины его возникновения. Роль конфликта в развитии человеческих взаимоотношений.

7

Что я ищу в дружбе?

Познакомить с понятием дружба. Сформировать у учащихся представление о ценностях дружбы.

Понятия «дружба» и «друг». Качества личности , необходимые в дружбе. Мотивы дружбы. Ценности дружбы

8

Как воздействует табак на организм человека?

Выявить причины употребления табака. Познакомить с немедленными и отдаленными последствиями курения. Разъяснить вред пассивного курения для человека. Выработать негативное отношение к курению.

Компоненты и свойства табачного дыма. Причины употребление табака. Активное и пассивное курение. Медицинские последствия табакокурения. Опасность курения в подростковом возрасте. Влияние курения на внешний вид и личность человека. Реклама табака и ее социальные последствия. Способы отказа от предложения закурить.

9

Как воздействует алкоголь на организм человека?

Сформировать представление о вредном воздействии алкоголя на организм человека. Выработать у учащихся отрицательное отношение к попытке попробовать алкоголь.

Понятие «алкоголь», причины его употребления. Мифы алкоголизма. Влияние алкоголя на организм человека. Способы отказа от предложения выпить.

10

Как воздействует марихуана на организм человека?

Познакомить с последствиями принятия марихуаны. Выработать негативное отношение к принятию ПАВ.

Описание марихуаны. Причины, по которым подростки могут использовать марихуану. Реальное воздействие марихуаны на организм.

11

Что мы знаем о психологическом здоровье?

Дать представление о психологическом здоровье и о возможности людей на него. Раскрыть причины употребления наркотиков подростками. Познакомить учащихся с влиянием наркотиков на психологическое здоровье человека. Сформировать у учащихся о психологически здоровом человеке.

Понятие « психологическое здоровье». Мотивация употребления наркотиков подростками. Влияние алкоголя, курения и наркотиков на психологическое здоровье человека. Критерии психологического здоровья.

12

Как быть уверенным в себе?

Познакомиться понятием «неуверенное поведение» и способами его преодоления. Сформировать представления об уверенном человеке и объяснить, как быть уверенным в самом себе.

Приемы преодоления неуверенности. Признаки уверенного человека. Способы повышения уверенности.

13

Умеем ли мы уважать себя?

Укрепить позитивную самооценку. Помочь в осознании возможности формирования позитивной самооценки. Показать негативное влияние употребления ПАВ на позитивную самооценку

Понятие «самоуважение», роль самоуважения в развитии человеческой личности. Способы укрепления самоуважения. Понятие «самооценка». Высокая и низкая самооценка. Влияние ПАВ на самооценку человека.

14

Что я знаю о своих возможностях?

Ознакомление с понятиями «интересы и склонности», определение способов управления интересами и склонностями

Интересы и склонности. Ошибки при выборе профессии

15

Стратегии выбора профессии

Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность», соотношение знаний о своих возможностях с требованиями профессий

Ошибки при выборе профессии

16

В мире профессий

Дать представление о многообразии мира профессий и его классификации; определить уровень информированности учащихся о мире профессий

Формула профессии. Здоровье и выбор профессии.













Модель работы социального педагога



Мероприятия

Сроки

1.

Создание Совета Профилактики правонарушений, утверждение плана работы.

Сентябрь-октябрь 2018г

2.

Заседания Совета профилактики.

1 раз в месяц

3.

Составление плана совместной работы центра с КДН и ЗП

Сентябрь-октябрь 2018г.

4.

Индивидуальные беседы с воспитанниками, состоящими КДН и ЗП

В течение реализации проекта

5.

Организация встречи воспитанников с инспектором по делам несовершеннолетних по теме «Административная и уголовная ответственность».

Январь 2018г.

6.

Посещение уроков с целью – «Работа с трудными учащимися на уроке».

В течение реализации проекта

7.

Уроки здоровья (беседы медицинского работника по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения).

Февраль 2018г.

8.

Совместное заседание Совета по профилактике и ОУ по проблеме предотвращений грубых нарушений дисциплины в школе.

Ежемесячно

9.

Семинар для воспитателей «Психология педагогического общения»

Март2018г.

10.

Планирование работы с воспитанниками на каникулах

В течение реализации проекта

11.

Собеседование с воспитанниками, неуспевающими по итогам четвертей

После каждой четверти

12.

Выявление намерения детей «группы риска» участвовать в трудовой деятельности

Май 2018г.

13.

Трудоустройство детей летом с ЦЗ населения

Июнь-август 2018г.

3 этап – обобщающий (июль- сентябрь 2018г.)

Предусматривает текущую или итоговую диагностику. В результате обсуждается динамика развития детей, корректируется программа для дальнейшей работы или принимается решение о прекращении коррекционных мероприятий в связи с исправлением раннее выявленных нарушений.

Использованная литература

  1. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 1986.

  2. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился/ К.В. Бардин– М 1988.

4 Галагузова, М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова – М., 1998.

  1. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье/ В.И Гарбузов. – СПб., 1994.

  2. Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 1996.

  3. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 1987.

7 Захаров, Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ Л.И. Захаров – М,

1986

  1. Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М, 1976.

  2. Зюбин, Л.М. Учебно – воспитательная работа с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин – М, 1982

  3. Зюзько, М.В. Пять шагов к себе: Книга для учащихся/ М.В. Зюзько – М., 1992.

9. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками/ М.А. Алемаскин – М,

1979.