Ситуационное моделирование учебной информации
как метод обучения безопасному поведению на уроках ОБЖ
Моделирование экстремальных ситуаций, их обстановки и условий играют важнейшую роль в эффективности экстремальной подготовки обучающихся. Смоделировать их — значит воспроизвести на занятиях максимально правдоподобно то, что будет, когда экстремальная ситуация возникнет фактически. Все воспроизвести, как правило, невозможно, а любые угрозы для здоровья и получения травм должны быть контролируемы и сведены к минимуму. Но какие бы высокопарные слова о вреде риска и опасности травм не говорить, а остаточный риск при подготовке не может и не должен быть сведен к нулю. Ведь даже занятия спортом содержат в себе угрозу получения травм и очень серьезных. Главное в моделировании угроз, опасностей, риска - не объективный характер, а психологический. Так, прыжок через «коня» (спортивный снаряд) некоторым подросткам кажется страшным и трудно заставить себя сделать его. Такое моделирование иллюзорной опасности можно и нужно делать при создании условий и выборе упражнений. Например, перепрыгнуть через две линии, проведенные на земле на расстоянии двух метров друг от друга, сможет каждый. Но если выкопать глубокую траншею той же ширины, то для части обучающихся прыжок через нее станет страшным. Стремление руководителей занятий исключить всякий риск и опасности из личного страха перед ответственностью за возможные неприятные случайности на занятиях - одна из основных причин упрощенчества и условностей в экстремальной подготовке, оказываемой «медвежьей услуги» обучающимся, за которую им возможно придется расплачиваться в жизни. Снижению вероятности возможных неприятностей и травм обучающихся способствуют:
качественная предварительная отработка действий с ними в простых условиях;
строгая последовательность в наращивании трудностей рисков и опасностей;
обязательная индивидуализация темпов наращивания экстремальных сложностей, учет достигнутого уровня подготовленности каждым обучающимся и его индивидуальных качеств;
принятие комплекса мер по обеспечению безопасности на каждом занятии, страховке выполняющих упражнения.
Есть два основных и взаимосвязанных пути моделирования экстремальных условий на занятиях. Первый путь - приближение внешних условий занятий к реальным, т.е. воспроизводства внешней картины («лица») экстремальных ситуаций. Это позволяет обучающимся при нахождении на занятиях ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается выбором трудных условий места, времени, освещенности, имитацией предметов, явлений, факторов, свойственных экстремальным ситуациям, постановкой препятствий, выполнением (проигрышем) действий с максимально возможным фактическим использованием техники, средств нападения и защиты, усложнением задач, созданием помех, имитацией противоборствующих сил и др. Так, в практике психологической подготовки военнослужащих на занятиях и учениях стремятся создавать реалистическую, многомерную, полимодальную картину современного боя или отдельных его фрагментов: используется метание боевых гранат, в том числе в атаке, на ходу; проводятся стрельбы штатным снарядом и занятия по огневой подготовке в ночных условиях, обучающиеся «обкатываются» танками и передвигаются на танках по-десантному, тренируются в десантировании и спешивании с боевых машин и транспортных средств на ходу; на учебных полях устанавливаются минно-взрывные заграждения с боевыми взрывателями, ведется их разминирование, преодолеваются сложные препятствия с непосредственной опасностью получения травм, при строгом соблюдении мер безопасности .
Второй путь - приближение внутренних условий, т.е. воспроизводство на занятиях психических процессов и состояний обучающихся, максимально приближенных к тем, которые могут быть у них в экстремальных ситуациях (воспроизводство «души» экстремальных ситуаций). Нужно стимулирование, актуализация соответствующих побуждений, мыслей, переживаний, волевых и физических напряжений, решений, моральных норм поведения и др. Конечно, создание внешних условий способствует этому, но не решает задачу психологического моделирования полностью.
Необходимо целенаправленное моделирование психических процессов, состояний и трудностей: мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых, психофизиологических (психомышечных — как часто выражаются в спорте).
Мотивационная активность и трудности моделируются: созданием обстановки, диктующей необходимость подчинения обучающимися сиюминутных интересов долговременным, отсроченным, более общим, конечным, деловым, солидарным, коллективным; проигрыванием ситуаций, активизирующих моральные, гуманные мотивы решений и поступков; активизацией мотивов самоконтроля, самооценки, долга, ответственности; напряжением мотивов путем создания трудностей иной природы (познавательных, физических и др.); созданием ситуаций, сопряженных с трудным выбором и борьбой мотивов; использованием заданий, придающих обстановке конкурентный, соревновательный характер.
Познавательная активность и трудности можно создавать: реальным восприятием обучающимися сложных процессов и явлений, свойственных экстремальным ситуациям; постановкой задач на идентификацию, осмысление воспринимаемого и его малозаметных, но существенных
деталей; созданием ситуаций и постановкой задач, требующих активного и адекватного мышления и проявления его различных свойств; созданием обстановки перегрузки или нехватки информации для понимания происходящего и принятия решений; побуждением к анализу психологических и педагогических особенностей ситуаций; созданием обстановки, требующей глубокого и разностороннего анализа и др.
Эмоциональные состояния и трудности, приближенные к экстремальным, можно вызывать у обучающихся: повышением ответственности за решение поставленной учебной задачи; моделированием ситуаций риска, опасности, неизвестности, внезапности, новизны; подготовкой мест занятий с признаками условий, объектов и явлений, обладающих силой психологического воздействия ; лимитированием времени на выполнение упражнений и быстрым темпом выполняемых действий; присутствием посторонних наблюдателей; длительными нагрузками, вызывающими сильную усталость и пр.
Отстаивая идею максимальной натурализации при моделировании боевой обстановки на полигонах, известный американский специалист Р. Ригг писал: «..лучшим памятником американцам, погибшим в борьбе за обеспечение свободы, является учебное поле, приближенное к боевой действительности» .
Волевые проявления и трудности моделируются: созданием серьезных препятствий на пути решения учебной задачи; увеличением трудностей, порождающих неудачи при первой попытке их преодоления; изменениями обстановки, требующими проявления самостоятельности и принятия решений на свой риск; умышленным отказом в помощи обучающемуся в отдельных трудных учебных ситуациях и побуждением самостоятельно добиться результата; выполнением освоенных обучающимися действий во внезапно сильно усложнившихся и резко изменившихся условиях; имитацией помех, усложняющих выполнение действий; организацией противодействия «противника» .
Выступление спортсмена, например, практически никогда не обходится без присутствия зрителей и их реакций на соревнованиях. Поддержка ими спортсмена способствует показу высокого спортивного результата, а неприязненное отношение, выражающееся в выкриках, свисте, мешает этому и способно оказать сковывающее, угнетающее или чрезмерно возбуждающее и активизирующее влияние, снизить спортивные достижения. На опытных спортсменов с сильной мотивацией к достижению успеха и низкой тревожностью присутствие зрителей обычно действует положительно. Тренировки молодых, повышенно тревожных спортсменов опытные тренеры проводят на стадионах, в перерывах матчевых встреч, либо воспроизводя звуки стадиона с помощью магнитофонных записей и звукоусилителей. Порой специально приглашают группу людей для имитации действий зрителей, давая им задание реагировать определенным образом .
Психомышечные нагрузки и трудности создаются скоростным и кроссовым бегом; поднятием и переносом тяжестей; подтягиванием, отжимами, спортивными и боевыми единоборствами; длительными переходами и марш-бросками; лазанием по канатам, скалам и лестницам; преодолением водных препятствий и рвов вплавь и по бревнам;
перепрыгиванием и преодолением высоких препятствий и завалов; переносом «раненых», выполнением ответственных действий (например, зачетных стрельб из личного оружия) в состоянии усталости; многократным повторением упражнений подряд без отдыха и др.
Психологическое моделирование осуществляется избирательно, применительно к виду осуществляемой экстремальной подготовки, задачам конкретного занятия, с учетом особенностей компонентов экстремальной подготовленности, формируемых на нем у обучающихся и индивидуальных особенностей их.
К психологическому моделированию экстремальных обстоятельств следует привлекать и обучающихся, которые и сами должны стараться психологически включаться в обстановку, образно представлять реальную экстремальную ситуацию, проигрывать в уме практические и психологические ее тонкости.
Например, опытные профессиональные теннисисты на тренировках перед игрой не просто отрабатывают подачу мяча, а подают, воображая что играют с определенным противником, ловким или имеющим недостатки в приеме подач.
На случай попадания в критическую игровую ситуацию, когда счет таков, что подача решает все, они отрабатывают подачи с мыслями об этом. Ведь реально такие ситуации сопряжены с тревожными мыслями, боязнью ошибиться. Приучив себя при тренировке к ним, теннисист более уверенно выполняет подачу в реальной ситуации, так как ситуация психологически отработана, привычна, и тревожные мысли не ухудшают ее.
Моделирование экстремальных условий успешно, если для этого используются во взаимосвязи и в необходимых пропорциях оба рассмотренных пути. Моделируя и усложняя учебную обстановку, надо быть последовательным, двигаясь от простого к сложному. Чрезмерная поспешность приведет к срывам и неудачам обучающихся, что может сформировать устойчивую неуверенность в себе, чувство неполноценности.