Использование сказкотерапии в ДОУ.
Картотека сказок для сказкотерапии .
Кто не хочет чистить зубки — терапевтическая сказка для детей 4-7 лет
Терапевтический эффект — позитивный настрой на действия по личной гигиене, учить дошкольников чистить зубы.
Возраст детей: 4-7 лет.
В одной волшебной стране жили-были зубки. Да-да, обычные зубки. Среди них был один маленький зубик по имени Зубастик. Зубастик очень любил грызть орешки, яблоки и конфетки.
В этой волшебной стране у всех зубов были свои домики, где они ели, спали и чистились. Наш зубик очень любил поспать и поесть, а вот чиститься щеткой ему совсем не нравилось … лениво ему было.
«Удовольствие от этого дела никакого, пользы тоже не вижу, — рассуждал так Зубастик — только время зря трачу, лучше пожевать в это время конфету …»
И однажды решил зубик совсем перестать чиститься.
Целыми днями напролет Зубастик грыз орешки и ел разные вкусности. Весело ему жилось и не приходилось дважды в день тратить время на чистку.
Однажды Зубастик пошел в гости на день рождения к другу. Когда он пришел домой к нему, то почему, то никто не захотел с ним разговаривать и играть.
«Что это с ними? Раньше же им нравилось со мной играть», — расстроился Зубастик.
Там был огромный вкусный торт с шоколадом и орехами. Зубастику тоже достался кусочек торта, но к всеобщему удивлению, как только Зубастик попытался съесть тортик, то сразу закричал от боли, заплакал и убежал.
«Что это с Зубастиком? Раньше же ему нравилось есть сладости», — удивились все.
А у Зубастика так разболелось все-все от этого шоколадно-орехового торта. Ой, как было больно, даже плакать и шевелиться было ужасно больно.
«Наверное, я умираю»,-решил Зубастик и побежал быстрее в больницу.
В больнице его встретил добрый доктор Чистозуб, осмотрел он Зубастика, покачал головой и сказал: «Да, это очень тяжелый случай, я ничем не могу здесь помочь».
«Неужели это все? Неужели я больше никогда не смогу грызть?! »- испугался зубик и горько-горько заплакал.
Врач Чистозуб спокойно ответил: «Будешь ты грызть еще или нет, зависит только от тебя. Каждый сам должен следить за своим здоровьем. Ты, дорогой Зубастик, когда в последний раз чистился, например? »
Зубастик задумался … и не смог вспомнить, когда это было в последний раз: «Давным-давно, наверное».
«Ммммм, и ты удивляешься, что тебе так больно есть? — удивился врач, — ты что не знаешь для чего зубы чистятся?»
«Нет …» — неуверенно простонал Зубастик.
«Зубы чистятся для того, чтобы на них не накапливались грязь и остатки пищи. Ведь все это остается на зубках, и если не чистить зубки специальной щеткой, то вся эта грязь начинает разрушать зубки, поэтому у тебя все так болит, Зубастик, — ответил доктор Чистозуб. — Решай сам: если ты хочешь выздороветь, то нужно чиститься утром и вечером, и не жалей на это время».
Зубастик кивнул и бегом побежал домой, нашел там свою зубную щетку и долго-долго оттирал с себя всю грязь. Затем зубик посмотрел на себя в зеркало и увидел, что он весь покрыт маленькими дырочками, которые под грязью было не видно.
«Что же я с собой сделал …» — горько вздохнул Зубастик.
С тех пор прошло много времени. Зубастик тщательно каждый день чистился утром и вечером, он снова стал белым и крепким, он снова смог есть орешки и сладости. Только вот маленькие дырочки так и остались, как напоминание о его ленивом поступке.
Зачем нам мыло — терапевтическая сказка.
Терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей 3-6 лет
Терапевтический эффект — усвоение дошкольниками гигиенических норм и правил.
Возраст детей: 3-6 лет.
В очень давние времена на земле жили только черные люди. Наверное, тогда и день был черным. Почему? Потому что никто не умывался, не мылся, ходили все черными, чумазыми и грязными, а мыла тогда еще не было. Когда мыло появилось и люди впервые вымылись с мылом, то они сразу стали хорошо выглядеть: волосы у них заблестели, как шелк, глаза засияли.
Но сначала мыло было жгучим и горьким, когда утром мамы мыли детей, то все они плакали и кричали. И тогда, наконец, создали мыло душистое, нежное, которое пахнет цветами и фруктами. Дети очень обрадовались.
После этого мылом помылись все, но одежда оставалась грязной. И вот одна женщина попыталась постирать одежду. Она взяла мыло, воду и начала стирать. И произошло чудо, люди заметили, что из мыльной пены можно надувать замечательные пузыри.
С тех пор как появилось мыло — все стали чистыми и опрятными.
Но все, же встречаются дети, которые не хотят мыться и грязь собирается в них под ногтями, в волосах, в ушках.
А вы любите мыться? (Ответы детей)
Унесенные водой — терапевтическая сказка.
Терапевтический эффект — приучить детей к порядку.
В одном маленьком домике посреди леса вместе с родителями жил гномик Сережа. Послушный мальчик, добрый, и, главное, - любил познавать все новое. Если подумать, то возможно, и ты такой же?
И все же был у него недостаток, пожалуй, как у всех нас, — не любил убирать на места свои вещи. Где раздевался, там и снимал штаны, рубашку или носки. В его комнате весь пол был застелен разбросанными вещами. Иногда мама сама складывала вещи в шкаф, а иногда напоминала Сергею убирать, и это только злило их обоих. Мама не знала, как приучить сына к порядку, молчала и думала.
Но однажды случилось происшествие, после которого Сергей никогда не забывал раскладывать вещи по местам.
Было теплое лето. Утром Сережа проснулся и увидел, что весь пол мокрый, а вещей нет. Мальчик побежал к маме:
Мама, где мои вещи?
О, ты проснулся, сынок?! И у меня плохие новости. Как ты уже заметил, весь пол мокрый, — сказала мама.
Да, я заметил… А где же мои вещи? Что мне надеть?
Так, именно здесь и возникла проблема. Ночью, пока мы спали, прорвало трубопровод, и вода затопила весь пол нашего дома. Но это оказалось не так страшно по сравнению с тем, что крысы прогрызли огромную дыру в полу, и именно через нее вытекла вся вода с вещами, которые были на полу, — сообщила мама.
Но все мои вещи как раз и были разбросаны на полу! — воскликнул Сережа.
Да, и теперь у тебя нет вещей, — грустно сказала мама.
Погоди, мама, но я не понимаю, куда делись мои вещи? — снова спросил Сергей.
Их унесла за собой вода через дыру в полу, которую прогрызли крысы, то есть вещи вытекли вместе с водой в отверстие в полу. А вот куда именно, надо выяснить.
Мама, но у меня, кроме последней пары носков, которые лежат в шкафу, нет никакой одежды, — грустно сказал гномик.
— А чтобы пойти искать вещи, нужно хоть что-то на себя надеть: штанишки или шорты, рубашку. А где я их возьму? — заплакал Сережа.
Да, ситуация не из лучших, и безвыходных ситуаций не бывает. Например, пока мы будем искать твои вещи, ты можешь одеть папины брюки и рубашку, — сказала мама.
-Точно! — обрадовался мальчик.
Надев папину одежду парень повеселел, потому что теперь он имел на себе хоть какую-то одежду, а заодно и загрустил — папины вещи были велики. Но ничего не поделаешь, парень сам был виноват в том, что так небрежно относился к своим вещам.
Собрались они с мамой, взяли бинокль, чтобы смотреть далеко, и пошли по мокрому следу, который оставила вода. Ой, как было неудобно Сергею, он постоянно спотыкался за широкие штаны. И, наконец, упал. Намучился в больших папиных вещах и очень скучал по своим.
Мокрая тропа довела маму с сыном к ручейку, который бежал так быстро, что пришлось и им бежать тоже.
Мама, мама, я вижу в бинокль свои вещи, они зацепились за ветку, как раз перед большой и бурной рекой, — сказал гномик, — побежали быстрее, может, успеем их схватить.
Побежали скорее! — поддержала мама сына.
Бежали они так быстро, как только могли, и успели в последний момент схватить хоть какие-то вещи, потому что ветвь, за которую зацепилась одежду, треснула, и река понесла вещи по течению. Спасли много вещей, но с некоторыми все же пришлось расстаться. Грустил Сережа по своим джинсовыми шортами, по футболке с любимым героем.
Со временем родители купили сыну новую. Теперь Сергей не медлил — сразу складывал вещи в шкаф, потому что помнил, какое приключение с ним произошло.
О вирусах и прививках — терапевтическая сказка для детей
Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха врачей и уколов.
Случилось это очень давно. В большом теплом болоте поселилось Чудовище. Не было от него людям покоя. Пошли люди к Ивану-богатырю просить помощи. И пошел Иван-богатырь, и сражался с чудовищем. Три дня и три ночи они дрались. Наконец Иван-богатырь победил.
Чтобы отомстить людям, Чудовище, умирая, выплюнуло целые полчища маленьких, сгорбленных, агрессивных пришельцев – вирусов. Они расползлись по всему миру, проникли в организмы взрослых, детей, животных и вызвали очень тяжелое и опасное заболевание — грипп.
Многие люди и животные тяжело болели от гриппа, поскольку не знали, как себя защитить, как уберечься. Это случилось в древности, но, к сожалению, эти злые вирусы очень устойчивы и живучи.
Живут они и сейчас — в организме больных людей, на книгах, игрушках, посуде и других вещах, которыми пользовался больной.
Со слюной микробы попадают на тротуар или на землю. Когда слюна высыхает, вирусы становятся легкими как перышки, поднимаются с пылью в воздух и проникают в организм человека при дыхании.
Поселяются вирусы чаще всего в легких, там им тепло и уютно. Они начинают усиленно питаться и размножаться. Эти злые вирусы желают, чтобы все заболели.
Но хочу тебя успокоить, болеют не все! Те, кто заботится о своем здоровье и всегда соблюдает правила гигиены, а в особенности, всегда моет руки, могут не бояться — грипп им не страшен.
А люди придумали для лечения этих страшных вирусов лекарство-прививку, которую делают врачи. Эта прививка убивает все эти полчища злых вирусов и люди перестают болеть гриппом.
Обещание — терапевтическая сказка.
Направленность: — научить детей придерживаться своих обещаний и выполнять обязанности.
В соседнем дворе живет Артем. Он хороший и приветливый мальчик, ежедневно ходит в детский сад. Любит, есть леденцы, качаться на качелях, съезжать с горок, ездить на самокате, велосипеде и еще много чего интересного, одним словом, все, что любишь делать и ты.
Случилось так, что Артем заболел и остался с папой дома. Очень кашлял, у него была высокая температура. За несколько дней, принимая лекарства, парень почти выздоровел. Папа оставался с сынишкой все время, потому что работал дома за компьютером. Маме приходилось каждый день ходить на работу.
Дома у Артема было много разных игрушек, в трех мешках. Когда наступало время играть, или наведывались друзья, Артем доставал из мешков игрушки и играл. Но после игры нужно было все складывать на места. Так учили мальчика мама и папа. И Артемке не всегда хотелось складывать игрушки, пожалуй, так же, как и тебе …
В последний день своей болезни Артем с самого утра играл игрушками. Прежде чем идти на работу и оставить дома сына с папой, мама напомнила ему не забыть перед обеденным сном спрятать игрушки в мешки. Сын пообещал выполнить просьбу. Но когда наступил обед, папа был очень занят работой, поэтому Артем поел сам и, забыв об обещании, лег спать, игрушки остались лежать разбросанными по полу.
Проснувшись, мальчик побежал к игрушкам. И как же он удивился, как разочаровался, когда не нашел ни одной. Артем даже начал плакать. Побежал к отцу и рассказал, что произошло. Папа успокоил сына, предложил подумать над этим. Они долго думали, разговаривали и пришли к выводу — игрушки ушли от Артема, ведь тот не выполнил своего обещания.
Надо вернуть игрушки! Но как это сделать? Папа предложил в интернете найти сайт «потерянные вещи» и пересмотреть перечень, чтобы отыскать игрушки. Так и сделали. Нашли игрушки, которые убежали от мальчика. Артем одновременно обрадовался, что игрушки нашлись, и загрустил из-за того, что не сдержал своего слова … Возник вопрос: «Как же их теперь вернуть домой?».
— Давай напишем письмо «потерянным вещам». В нем надо извиниться перед игрушками и пообещать выполнять свои обещания, — предложил папа. — Ты готов?
— Да! — ответил Артем.
— В тот же день папа с сыном отправили электронное письмо. И уже вечером раздался звонок в двери. Когда папа открыл, то увидели, что на пороге лежали все игрушки. Как обрадовался Артем!
— А ты бы обрадовался?
— С тех пор Артем без напоминания собирал игрушки на место и помнил, что обещания надо соблюдать.
— И вы, дети, тоже помните это правило!
Сказка про электрический ток — терапевтическая сказка для детей
Проблема: — правила безопасности.
Сидел как-то Алеша дома. Мама не разрешила ему идти гулять, потому что на улице шел дождь, и было очень холодно. Алеша лежал в своей комнате на ковре и играл в войну. Когда он победил всех врагов, ему стало скучно, и он начал оглядываться вокруг в поисках какого-нибудь интересного занятия. Сначала он хотел залезть на подоконник, но потом вспомнил, что высоко забираться нельзя. А на полу ничего интересного не было. Он зажмурился и начал играть в «темный лабиринт». Алеша полз на четвереньках вдоль стены и, натыкаясь руками на игрушки, пытался угадать, что же такое он нашел. Полз он, полз, и вдруг рука наткнулась на что-то круглое. Алеша открыл глаза и увидел розетку. Она была похожа на смешную мордочку с двумя круглыми глазками. Он долго рассматривал ее. Дырочки были как две таинственные пещерки
— Интересно, — подумал Алеша. – А вдруг там кто-то живет?
Он, конечно, помнил, что мама строго-настрого запрещает трогать розетки, потому что в них электрический ток. Но в дырочках было темно и загадочно. Алеша попытался заглянуть туда сначала одним глазом, потом другим. Потом он прижался к розетке ухом и зажмурился: вдруг там живут волшебные человечки, которые сейчас затаились в темноте и перешептываются?
Но внутри было тихо. Алеша открыл глаза и удивился. Вокруг было темно. Далеко впереди мерцал таинственный огонек. Он был такой красивый и походил на маленькую далекую звездочку. Алеша обрадовался и побежал ему навстречу. Он бежал и бежал, а огонек приближался. Вдруг Алеша заметил, что рядом с ним появился еще один. И еще, и еще. Огоньков стало так много, как звезд на небе. Они искрились и переливались, как праздничный салют.
— Как красиво! – подумал Алеша. Огоньки плыли ему навстречу. Их была уже целая туча. Алеша остановился и прищурился. В темноте он увидел крошечные фигурки. Эта искристая туча колыхалась именно над ними.
— Это же маленькие человечки! – вдруг понял мальчик.
Это действительно были волшебные человечки. В руках у них были крохотные острые палочки, на кончиках которых сверкали огненные искры. И глаза у человечков тоже ярко горели в темноте. Только лица у них были ужасные. Едва Алеша разглядел их злобные сморщенные мордочки, как тут же захотелось ему бежать отсюда, как можно дальше.
Он бежал по темной дороге, а сзади свет разгорался все сильнее, все ярче. Алеша увидел, что бежит он вдоль черной каменной стены. За стеной что-то гудело и рычало, как будто там рвались на волю тысячи страшных злых зверей.
Сзади тоже послышались крики. Искрящаяся толпа приближалась с невероятной скоростью. Алеша бежал изо всех сил, но человечки настигали его. Они уже тянулись к его ногам и жалили его своими острыми пиками. Алеша бежал и бежал, впереди показались два светлых круга. Чем ближе они становились, тем яснее понимал Алеша, что это два окошка электрической розетки, через которые волшебные силы и затянули его в это темное царство. А злые человечки как муравьи уже ползали по нему и больно кололи его своими огненными палочками. Алеша зажмурился и из последних сил выпрыгнул в отверстие розетки.
Сидит он на полу: одежда в некоторых местах обгорела, вся в дырочках, кожа обожженная болит, а в глубине розетки мерцают искорки. И слышится тихий злобный голосок:
— Подойди, подойди к розетке!
— Ну, уж нет! – ответил Алеша и отполз от розетки подальше. – Я теперь к электричеству близко не подойду.
Посидел он на полу и, прихрамывая, пошел к маме. С тех пор никогда больше не трогал он розетку.
Сказка про пожар — терапевтическая сказка.
Проблема: — правила безопасности.
Однажды полез Алеша на стол за конфетами и увидел спички. Конфеты пестрой горкой возвышались в белой блестящей вазочке, а спички лежали рядом в маленьком аккуратном коробке с красивой картинкой. Мальчик тут же забыл про сладости и потянул коробок к себе. Алеша часто видел, как мама включает газ и подносит к конфорке горящую спичку. На плите тут же расцветал большой голубой цветок. Алеша знал, что это огонь. Хотя ему и говорили, что огонь страшный, он никогда не верил, потому что огонь был красивый, и на него было интересно смотреть. Он как будто манил к себе.
Никого из взрослых на кухне не было, и Алеша решил сам сделать такой же красивый огненный цветок. Тем более что ничего сложного в этом нет! Надо всего лишь чиркнуть спичкой и поднести ее к плите.
Спички были такие красивые, такие одинаковые, светленькие, с аккуратными темными головками. Алеша взял одну и чиркнул по коробку. В тот же миг случилось что-то страшное: из-под спички выскочила крохотная искорка и начала плясать по кухне, поджигая все вокруг. Где она останавливалась, там немедленно появлялось черное горелое пятно. Кухня наполнилась гарью, дымом, и раздался ужасный голос:
— Спасибо тебе, непослушный мальчик! Ты снял волшебное заклятие, наложенное на меня добрым волшебником Меридоном много тысяч лет назад. Он заточил меня в этой спичке и сказал, что я смогу освободиться только тогда, когда какой-нибудь ребенок чиркнет спичкой по коробку и появится искра. Но все дети знают, что спички в руки брать нельзя, поэтому долгие годы томилась я в темнице. Наконец-то, мне попался ты, замечательный непослушный Алеша!
Голос захохотал совсем близко и на Алешу глянуло из дыма ужасное огненное лицо с черными глазами.
— Тебя заколдовал добрый волшебник? – испуганно спросил он. – Значит, ты злая?
— Да, я злая колдунья Огнинда! Теперь я смогу доделать до конца свое важное дело!
— А какое у тебя дело? – дрожащим голосом поинтересовался Алеша.
— Я должна сжечь всю землю, чтобы не осталось ни кустика, ни травинки, ни листочка, ни домика, ни человека!
— Как? – совсем перепугался Алеша. – А что же тогда останется?
— Огромный костер, — ответила Огнинда и начала колдовать:
Силы злые, ко мне,
Солнце скройся в огне!
Крени, вени, ламя!
Разгорайся пламя!
Крени, вени, раз, два, три!
Все вокруг меня гори!
Колдунья плясала по кухне. Алеша стоял чуть живой от ужаса: вместо волос у нее был черный дым, вместо рук – огненные струи. Она махала ими и ела все подряд: стол, полки, занавески. А потом она посмотрела на Алешу и раскрыла свой огромный рот.
Тут Алеша не выдержал и бросился бежать. Он выскочил из дома и увидел, как Огнильда машет ему из окна своими огненными руками:
— Никуда ты от меня не спрячешься! Я все равно найду тебя и съем!
— Что я наделал! – расплакался Алеша. – Зачем я взял спички? Ведь говорила мама, что нельзя их трогать!
Вдруг на плечо ему села маленькая бабочка.
— Это ты освободил Огнидльду? – спросила она.
— Я, — виновато ответил Алеша. – Помоги мне, пожалуйста, все исправить!
— Это очень сложно. Нам надо торопиться, пока Огнильда не сожгла все вокруг. Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к волшебнику Меридону, только он может победить Огнильду.
— Как же я на тебя сяду, вон ты какая маленькая, — грустно сказал Алеша.
— Но я же не простая бабочка. Ведь простые бабочки не разговаривают. Я добрая фея Лионелла. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и ты станешь таким маленьким, что легко уместишься между моих крыльев.
В ее лапках появилась тоненькая как волосок золотая палочка:
Тирли-дирли-велеса!
Начинаю чудеса!
Уменьшайся, уменьшайся,
В крошку-гнома превращайся!
Раз – и Алеша стал меньше хлебной крошки! Два – у него на голове появился зеленый колпачок, а на ногах зеленые сапожки с золотыми пряжками. Три – и вот они уже в воздухе!
— А зачем ты превратила меня в гнома? – перекрикивая ветер, спросил Алеша.
— Мы летим в волшебную страну, туда простым людям нельзя! – ответила фея.
Внизу под ними проносились зеленые леса, цветочные поляны, реки и горы, потом они летели над синим морем, и, наконец, усталая бабочка приземлилась на берегу изумрудно-зеленого острова.
Алеша сразу понял, что остров волшебный, потому что здесь все разговаривали: и птицы, и букашки, и даже деревья.
— Привет, — прочирикала неизвестная пестрая птичка. – А чего это от тебя гарью пахнет?
Алеша сразу вспомнил про свою беду и перестал любоваться замечательными диковинками, которые его окружали. И ничего ему уже было не интересно: ни танцующие цветы, ни поющий ветер, ни кувыркающиеся муравьи.
— Я освободил Огнильду! – прошептал Алеша.
— Какой ужас! – воскликнула птичка. – Как же такое могло произойти? Ведь все знают, что Огнильда может освободиться, только если ребенок возьмет в руки спички. Или… Нет, не может быть! Ты заколдованный мальчик? Ты брал спички?!
— Да! – кивнул Алеша. – Теперь я хочу все исправить.
— Отнеси его к Меридону, пожалуйста! – попросила Лионелла пеструю птичку. – Я так устала, что не могу лететь дальше.
— Конечно! Скорее садись на меня! Нельзя терять ни минуты! – и птичка взмыла в голубое небо, унося Алешу на своей пушистой спинке.
Остров сверху был круглым, как тарелка. Посреди него возвышалась высокая гора, на склонах которой росли деревья. Только одна дорога вела к самой вершине горы, на которой блестел золотыми куполами дворец доброго волшебника Меридона.
Волшебник оказался дома. Он сидел в кресле из облаков и читал огромную толстую книгу. Она висела перед ним в воздухе, а маленькие мотыльки переворачивали страницы. Меридон оказался высоким старцем с длинной белой бородой и седыми волосами. На нем был белый плащ и высокий остроконечный колпак.
Едва только Алеша вошел в зал, где сидел волшебник, как сгустились сумерки. Меридон нахмурился. Он посмотрел на Алешу, всплеснул руками и воскликнул:
— Как ты мог взять в руки спички? Ведь детям запрещено их трогать! Ай-ай-ай.
Он начал летать по залу и хватать с полок свитки с колдовскими заклинаниями.
— Не то, опять не то, — волновался он.
Наконец Меридон нашел нужный свиток.
— Скорее, у нас совсем не осталось времени!- крикнул он Алеше. Мальчик подбежал к нему, волшебник встал на серебряный коврик, накрыл Алешу своим белым плащом и, хлопнув в ладоши, быстро проговорил:
День и ночь,
Горы прочь,
Расступись леса-поля,
Повернись скорей земля!
На летающем ковре
У Алеши во дворе!
Раз – и они оказались в Алешином дворе. Но сначала мальчик даже не узнал, куда он попал. Все вокруг выгорело, было черным, а на пепелище плясала Огнильда.
Меридон взмахнул волшебной палочкой и прокричал:
— В стакане вода!
В доме беда!
В клетке птица!
Огнильда — в темнице!
С неба хлынул серебряный дождь. Злая колдунья завыла, рассыпалась на миллион искр и превратилась в огненную собаку.
Добрый волшебник опять взмахнул своей волшебной палочкой и повторил заклинание. Огнильда опять взорвалась огненным салютом и превратилась в костер.
— Ай, как плохо! Своим непослушанием, Алеша, ты сделал ее очень сильной. Мне не справиться с ней! – в ужасе сказал Меридон. Его волосы растрепались, а волшебный белый плащ покрыли черные пятна копоти.
Алеша совсем отчаялся, но тут им на помощь пришла пожарная команда. На большой красной машине пожарные ворвались во двор и начали поливать Огнильду водой. Она зашипела, превратилась в маленький костерок, потом в искру, а потом в последний раз вспыхнула и осыпалась на землю кучкой пепла.
Алеша посмотрел на сгоревший дом и заплакал.
— Никогда больше не буду брать в руки спички. Такая маленькая спичинка, и такая огромная беда!
— Не плач! – погладил его по голове Меридон. – Это хорошо, что ты все понял. Я же волшебник. Я могу вернуть все обратно.
Он начал водить в воздухе волшебной палочкой и что-то шептать. Алеша зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел, что от пожара не осталось и следа. Дом, двор, деревья стояли как и раньше. Он оглянулся вокруг, Меридона нигде не было.
— А как же я? — испугался Алеша. – Я что, так и останусь гномом?
Но никто ему не ответил, потому что он был таким крошечным, что никто его не видел и не слышал.
Алеша сел в высокую траву и стал думать, что ему делать. Если бы все можно было вернуть обратно, то ни за что на свете не дотронулся бы он до спичек. Но время нельзя вернуть назад. И доброго волшебника теперь тоже не вернуть.
— Не плач, — услышал он вдруг тихий голосок. – Я помогу тебе.
— Лионелла! – обрадовался Алеша. Это действительно была фея. Она отдохнула и вернулась к Алеше, чтобы превратить его снова в мальчика.
Лионелла дотронулась до него волшебной палочкой и пропела:
Тирли-дирли-велеса!
Начинаю чудеса!
Все, отныне ты не крошка!
Становись опять Алешкой!
Раз – и Алеша снова стал прежним.
— Спасибо тебе, — прошептал он бабочке и побежал домой.
С тех пор Алеша никогда больше баловался со спичками.
Автор: Ирина Гурина
Сказка про запрещенные вещи.
Проблема — правила безопасности
Однажды Алеша гулял на площадке. Он бродил, загребая сандаликами песок и камушки. Иногда Алеша останавливался и тряс ногой, чтобы посмотреть на золотистую струю песка, вытекавшую из сандаликов. Он представлял себя пиратом на Золотом острове, где все было из золота, песок тоже. Лучше всего песок набирался в песочнице. Алеша решил сделать кучку повыше, чтобы песок набрался и в новые носочки. Он копал, копал, и вдруг наткнулся на что-то твердое. Это оказалась красивая коробочка. Она была лаковая, блестящая, с красивыми загадочными картинками на боках, темно-синюю крышечку украшали непонятные значки. Алеша пригляделся и вдруг понял, что эти значки все время меняются. Они как маленькие живые букашки ползали по кругу и переливались всеми цветами радуги. Мама, конечно, говорила, что нельзя ничего подбирать на улице, но это ведь не спички, и не откушенная кем-то конфета, и не грязный фантик, и не липкая пробка от сладкого сока, а потрясающая, очень нужная вещь. Для чего она ему нужна, Алеша еще не решил, но оставить ее валяться на улице он просто не мог. Попыхтев некоторое время, он так и не смог открыть замечательную коробочку.
— Не беда, — мудро решил Алеша. – Потом, дома открою.
Он с трудом запихнул ее в кармашек, едва не порвав штаны, и отправился на поиски новых сокровищ. Но больше ничего интересного сегодня не попалось, и Алеша с добычей вернулся домой.
— Ты ничего на улице грязного не трогал? – строго спросила мама.
— Нет, — уверенно ответил Алеша и посмотрел на маму честными-пречестными глазами.
— Ну ладно, иди мой руки, и будем обедать – мама ушла в кухню, а Алеша бросился со всех ног прятать свое сокровище.
Открывать коробочку он решил ночью, потому что днем мама могла заметить его новую находку и выбросить в помойное ведро. Этого он никак не мог допустить, поэтому терпеливо ждал вечера. Ему так не терпелось поскорее заглянуть в шкатулочку, что он безропотно съел кашу, выпил молоко, почистил зубы, умылся и быстренько лег спать.
Мама забеспокоилась и спросила:
— Ты хорошо себя чувствуешь?
— Хорошо, хорошо, — закивал головой Алеша.
Мама потрогала его лоб, покачала головой и вышла, поцеловав Алешу на ночь.
Как только за мамой закрылась дверь, Алеша тут же вскочил с постели и полез под кровать, куда он днем спрятал найденную коробочку. Алеша переживал, что в темноте ее трудно будет найти, но едва наклонился, как тут же увидел, что его находка светится в темноте загадочным голубым светом. Коробочка, которая днем была синей, теперь стала ярко-красной. Загадочные значки стали двигаться быстрее. Только Алеша протянул к коробочке руку, как услышал за дверью мамины шаги. В одно мгновение нырнул он под одеяло и затих.
Мама подошла к кроватке и еще раз потрогала его лоб. Потом снова поцеловала и вышла, тихонько закрыв за собой дверь.
Алеша кубарем скатился на пол и нырнул к коробочке. Она светилась уже фиолетовым цветом.
Алеша осторожно дотронулся до нее одним пальчиком. Коробочка была теплая. Тогда он достал ее из-под кровати и начал искать замочек. Но все стенки были гладкими, и крышка тоже. Коробочка не открывалась.
— Надо поддеть ее чем-то острым, — решил Алеша.
В соседней комнате перестал работать телевизор, это родители легли спать.
Алеша на цыпочках вышел из комнаты и прокрался в кухню. Из ящика стола он достал острые ножницы, которые ему строго-настрого запретили брать в руки, и бегом вернулся к коробочке. В комнате было светло. Лампа не горела, свет лился от стола, на котором он оставил загадочную шкатулочку. Алеша подошел поближе и понял, что она открылась сама. Когда мальчик заглянул туда, прямо на него со дна коробочки выскочил маленький красный человечек в красном кафтанчике, красной широкополой шляпе с острым верхом и крохотных красных сапожках. Он подмигнул Алеше хитрым глазом и пнул коробку с карандашами, лежавшую рядом. Карандаши упали на пол и раскатились. Человечек рассмеялся противным дребезжащим смехом.
— Привет, Алеша, — хихикнул он. – Ну, что? Повеселимся?
Алеша отступил от него на шаг, не зная, нравится ему человечек или нет. Под ногу ему попал один из карандашей, Алеша замахал руками и упал, больно ударившись об пол.
— Ух, ты, как весело! – запрыгнул на него красный человечек. Он вскочил на другой карандаш, пробежался по нему и тоже упал рядом с Алешей.
— Эх! – радостно взвизгнул человечек и тут же вскочил на ноги. – Давай играть вместе!
— Давай, — ответил Алеша, потирая ушибленную ногу. – А как тебя зовут?
— Нельзяй!
— Чего? – не понял Алеша.
— Меня зовут Нельзяй!
— А почему у тебя имя такое странное? – удивился Алеша.
— Я всегда делаю то, что нельзя. Потому что нельзя всегда самое интересное. А то, что можно, скучно!
— Точно,- согласился Алеша. – А как ты коробочку открыл? У меня не получалось.
— Это же волшебная коробочка, — хихикнул Нельзяй. – Как только ты не послушался маму и подобрал мою шкатулку на улице, я смог открыть первый замок. Ведь на улице ничего нельзя подбирать! А раз нельзя, а ты сделал, значит, правило нарушено. Вот первый замок и открылся. Когда ты принес эту шкатулку домой, я смог открыть второй замок. Ведь ничего нельзя с улицы приносить домой, а ты принес. Значит, еще одно правило нарушено. Вот второй замок и открылся. А потом ты взял на кухне острые ножницы, которые тебе трогать запрещено. И последний третий замок открылся. Благодаря твоему непослушанию я смог освободиться из заколдованной шкатулки, и теперь мы с тобой натворим дел.
— А мама ругаться не будет? – осторожно спросил Алеша.
— Нет, наоборот, она будет только рада, — ответил Нельзяй.
— Как же она будет рада, если я буду делать то, что она запрещает? – на всякий случай решил уточнить Алеша.
— Это будет сюрприз! – развеселился Нельзяй. – Все мамы любят сюрпризы. Не трусь, тебе со мной понравится!
Нельзяй взмахнул рукой и бросил на ножницы маленький светящийся мячик. Мячик подпрыгнул и осыпал их светящейся розовой пылью. Ножницы тут же ожили, подпрыгнули и цапнули Алешу за пижамку.
— Ай, — отскочил он в сторону и посмотрел на большущую дырку, которую прокусили ножницы в его пижамной курточке.
— Сидеть! – прикрикнул Нельзяй на ножницы. Потом он повернулся к Алеше и сказал:
— Вот вечно они так! То порежут, то продырявят, то больно поцарапают. Тебе еще повезло.
— Ничего себе – повезло, — пробормотал Алеша. – Не зря мама говорила, что ножницы лучше не трогать.
И они пошли бродить по темной квартире в поисках приключений. Ножницы семенили сзади и клацкали в темноте зубами, то и дело надрезая что-то на своем пути: то занавески, то скатерть, то обои.
— Ну, — Нельзяй неожиданно остановился, и Алеша налетел на него в темноте. – Что еще тебе тут нельзя?
— Мне нельзя открывать вот этот шкаф, — Алеша показал на большой стенной шкаф, в котором хранились папины инструменты, мамины порошки, бабушкины баночки со всякими чистящими средствами и дедушкины ведерки с краской и клеем.
— Ух ты, как интересно! – закричал Нельзяй, распахнув шкаф.
Первым делом он бросил свой волшебный мячик в папин ящик с инструментами. Мячик подпрыгнул и осыпал инструменты зеленой светящейся пылью.
— Вжик! – взвизгнула пила и вывалилась на пол прямо к Алешиным ногам.
— Ай, — прыгнул в сторону испуганный мальчик. И очень вовремя, потому что пила, пританцовывая, начала пилить пол в коридоре:
Я пилю, пилю, пилю,
Я сама себя хвалю!
Зубом я по полу еду,
Пропилю дыру к соседу!
— Кошмар, — всплеснул руками Алеша. – Она же сейчас и правда дырку в полу сделает!
— Отлично! Ты сможешь ходить с соседям в гости по веревочной лестнице! – успокоил его Нельзяй.
В ящике под слоем светящейся пыли опять что-то зашевелилось. Послышался металлический звон и на пол начали выпрыгивать гвозди. А за ними с грохотом упал молоток. Гвозди бросились в рассыпную: как маленькие букашки побежали они по полу, по стенам, по потолку, но молоток не отставал и лупил их по шляпкам, забивая в обои, в линолеум и даже в дверную обивку:
— Я веселый молоток,
Обобью весь потолок!
Мне все гвозди по плечу!
Догоню – приколочу!
Алеша в ужасе смотрел, во что превращается коридор.
— Боюсь, что маме это не понравится, — прошептал он.
— Что ты там бормочешь? — прыгнул к нему на плечо Нельзяй. – Самое интересное еще впереди!
Из коробки выбралась папина дрель, серьезно огляделась, нахмурилась, да как начала дырявить все подряд:
Гладких стен я не терплю:
— Я в них дырочки сверлю!
И в одежде, и в комоде:
Будет все по нашей моде!
Папина куртка превратилась в решето, на мамино пальто сыпались опилки, сквозь дырявые стены потянулся в квартиру холодный воздух.
— Что ты наделал! – в отчаянии воскликнул Алеша. – Родителям это не может понравится!
— Ой, ну что ты так разволновался, — не успокаивался Нельзяй. – Пальто сейчас постираем!
Он бросил на пачку порошка свой волшебный мячик.
Прыг! Пачка уже на полу. Важно посмотрев на Алешу, она отправилась в ванную:
— Я стираю, я стираю,
Грязь и пятна убираю!
Наведу я красоту
И верну вам чистоту!
Нельзяй уцепился за рукав пальто, подергал и, оборвав вешалку, потащил его вслед за гордо вышагивавшей пачкой. Из ванной послышался плеск воды. Алеша только собрался пойти посмотреть, что там происходит, как оттуда выглянул Нельзяй и метнул в шкаф несколько разноцветных мячиков.
— Прыг! Скок! Плюх! – это слезали на пол баночки и бутылочки с разными чистящими средствами.
— А это еще зачем? — закричал Алеша.
— А чтобы лучше постиралось! – ответил Нельзяй. Он откручивал крышечки и сыпал на мамино пальто все подряд.
— Ба-бах! – из ванны взметнулся огонь и от маминого пальто остались лишь обгорелые лоскутки.
— Ой, — присел от страха Алеша.
— Ничего, это часто случается, — успокоил его Нельзяй и вытолкал Алешу из ванной.
На прихожую было страшно смотреть. Алеше даже страшно было подумать, что утром скажут родители. Он жалобно расплакался.
— Ну, ладно, ладно, не ной! – замахал руками Нельзяй. – Сейчас мы все исправим!
— Как? – изумился Алеша.
— Закрасим все! Родители тебе еще спасибо скажут. Они проснуться, а коридор как новенький!
— Может, не надо? – неуверенно качнул головой Алеша.
— Надо, — сдвинул брови Нельзяй и метнул в шкаф пригоршню волшебных шариков.
— Шлеп, плюх, шмяк! — дедушкины ведерки с краской выскочили из шкафа, сорвали и отбросили прочь крышки.
— Ничего, что кисти нет!
Все раскрасим в белый цвет!
Стены, вешалку в углу!
Лужа краски на полу!
Ведра бегали, толкались, расплескивали краску, оставляя повсюду белые масляные брызги.
— Так, — задумчиво сказал Нельзяй, не обращая внимания на Алешу, пытавшегося загнать всех обратно в шкаф. – Дырки в полу и в стене надо заклеить клеем.
Он порылся в карманах и достал последний шарик. Прицелившись, Нельзяй бросил его в тюбик с клеем.
— Бамс! – перекувырнулся тюбик.
— Берегись: я супер клей!
Уступи мне путь скорей!
Если я тебя схвачу.
Ни за что не отпущу!
Клей шагал по коридору, а за ним тянулась липкая блестящая дорожка.
— Надо что-то делать! – решил Алеша. – Вот что получается, когда не слушаешься. Не зря родители запрещали мне все это трогать.
— А теперь, — сказал Нельзяй, — надо взять нож и сделать на дверях красивый узор.
— Да, — клацкнули подоспевшие ножницы. – Давай мы его позовем!
— Ты же говорил, что мне будет весело, — подошел к Нельзяю Алеша. – А мне совсем не весело. Не хочу больше с тобой играть. Нельзя брать вещи, которые взрослые специально прячут от детей. Не зря папины инструменты, мамины порошки, бабушкины баночки со всякими чистящими средствами и дедушкины ведерки с краской и клеем запрятаны в шкафу. И ножницы тоже трогать нельзя. Вон они как кусаются!
— Ну и не играй, — махнул рукой Нельзяй. – Мне такой друг тоже не нужен!
— Да! – поддакнули ножницы и снова цапнули Алешу за пижамку.
— Ха-ха-ха, — развеселился Нельзяй.
— Ах, так! — разозлился Алеша. – Ну, держись!
Он подбежал к Нельзяю и со всей силы толкнул его в липкую дорожку, оставленную тюбиком клея.
— Ой, — запищал Нальзяй. – Я, кажется, прилип! Освободи меня сейчас же!
— Как бы не так, — подбоченился Алеша. – Сначала наведи здесь порядок!
— Не люблю порядок, — захныкал Нельзяй и попытался оторвать ноги от пола. Но ничего у него не вышло. Он сердито надул губы и сказал Алеше:
— Ладно, будь по твоему! Только я больше с тобой никогда на приду поиграть!
— Вот и замечательно! Не нужны мне тут всякие Нельзяи. Я буду делать только то, что мама разрешает! – ответил Алеша.
Нельзяй тяжело вздохнул, махнул рукой и прошептал:
— Эй, волшебная пыльца!
Начинай-ка все с конца!
Собирайся в шар опять,
Начинай все убирать!
Не успел Алеша и глазом моргнуть, как все начало кружиться и носиться вокруг него: все баночки, бутылочки, порошки, инструменты, ведерки с краской мигом вернулись на свои места, мамино пальто, путаясь в рукавах, прибежало обратно и запрыгнуло на вешалку, а все дырки в полу, на одежде и в мебели мигом исчезли. И только липкая дорожка от тюбика с клеем блестела посреди коридора.
— Ну, отпусти меня теперь, — захныкал Нельзяй.
— А ты сними сапоги и беги босиком, — сказал ему Алеша. – Ведь только твои сапожки приклеились к полу.
Нельзяй тут же выскочил из сапог и побежал прятаться в волшебную шкатулку. Едва он исчез из коридора, как тюбик с клеем важно прополз мимо Алеши, скатывая в аккуратный рулончик блестящую клейкую дорожку. Раз – и он тоже спокойно улегся на полку, захлопнув за собой дверцу шкафа. Потом на всякий случай выглянул и спросил:
— Алеша, ты точно понял, что взрослые не просто так запрещают брать опасные предметы и подбирать на улице неизвестно что, даже если тебе покажется, что это очень нужная и хорошая вещь?
— Точно, я все понял! – ответил Алеша. – Мне бы теперь от этого хулигана избавиться!
— Ну-ну, — удовлетворенно кивнул клей и спрятался в шкафу.
— Топ-топ-топ, — послышался у Алеши под ногами еле слышный топоток. Это красные сапожки Нельзя со всех ног бросились догонять своего хозяина.
Когда Алеша зашел в комнату, шкатулка по-прежнему стояла на столе, только она была закрыта и не светилась больше в темноте. Он поставил ее под кровать, а утром, едва мама зашла в комнату, чтобы разбудить его, он вскочил и сказал.
— Мамочка, я тебя вчера обманул! Я подобрал на улице коробочку. Сегодня я отнесу ее обратно и никогда больше ничего не буду подбирать. Я теперь всегда буду тебя слушаться.
Мама поцеловала Алешу и накормила на завтрак вкусными оладушками. А потом он вышел на улицу и положил коробочку под куст.
Коробочка полежала там минутку, а потом превратилась в фантик. Но дети проходили мимо и не смотрели на него. Тогда знаки на крышке опять зашевелились, и фантик превратился в конфету. Но и на конфету послушные дети не обращали никакого внимания. Правда, одна девочка хотела было ее поднять, но потом вспомнила, что мама не разрешила подбирать на улице всякие находки, и пошла дальше.
— Безобразие, — проворчал Нельзяй. И превратил конфету в маленькую игрушку. До сих пор он лежит на улице и ждет, пока какой-нибудь непослушный ребенок возьмет его домой.
Сказка о грустной тарелочке
Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая, вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».
Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.
Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может. Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:
— Кто это плачет?
— Это, я тарелочка. Я плачу.
— А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.
— Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.
— А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.
— Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.
Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.
С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.
Автор: Мария Шкурина
Как Юля научилась говорить правду.
Жила-была девочка Юля. Всем она была хороша, да вот только иногда обманывала маму, папу и ребят во дворе.
И вот однажды пошла Юля в лес с подружками погулять. В лесу подружки разбрелись в разные стороны: кто грибы искал, кто ягоды собирал, а кто просто лесом любовался. Осталась Юля одна. Увидела ягодку-землянику, побежала за ней и случайно сломала сосновую веточку. Вдруг откуда ни возьмись -старичок-лесовичок.
Спрашивает он Юлю: «Это ты, девочка, ветку сломала?»
А Юля ему отвечает: «Что ты, дедушка, не я! Это ветер подул и сломал ветку. А я не ломала».
Не понравилось старичку, что Юля его обманула, и решил он сделать так, чтобы она больше никого не обманывала.
— Угости меня, девочка, ягодками, которые ты насобирала, а я тебе взамен волшебную палочку подарю. Она исполняет любые желания, но только после того, как человек правду скажет. Но помни, — сказал старичок, — если ты хоть раз обманешь, палочка исчезнет!
Девочка залюбовалась палочкой и не заметила, как старичок исчез. Она, радостная, побежала домой.
Дома мама спрашивает Юлю:«Ты где была?»
Юля только хотела обмануть по привычке, как вспомнила про палочку и сказала маме: «Я была с подружками в лесу, ягоды собирала».
Потом она побежала к себе в комнату и попросила у палочки большую куклу. Кукла тут же появилась. Юля была в восторге.
«Оказывается, говорить правду совсем не страшно, а наоборот, ещё и очень приятно»,- подумала Юля и побежала во двор к ребятам. Ей не терпелось ещё кому-нибудь сказать правду.
С этого дня Юля стала говорить всем только правду, а палочка исполняла все её желания. Юля даже уже не знала, что бы ещё себе попросить. Тогда она решила помогать с помощью палочки другим людям. Сначала она исполняла желания мамы с папой, помогала им. Потом исполнила желания у ребят во дворе. А затем решила помогать всем, кому нужна была помощь.
С тех пор Юля подросла. У неё появилось много добрых хороших друзей. Юля поняла, что многое может делать сама, без палочки. Тогда она решила подарить её соседскому мальчику: «Пусть и он научится говорить правду!»
Автор: Ирина Маниченко
Федя и компьютер — терапевтическая сказка.
Жил-был в одном городе мальчик по имени Федя. Он был замечательным мальчиком, очень добрым и отзывчивым. Было у него много друзей. И все бы было хорошо, только вот однажды папа принёс в дом компьютер.
Феде компьютер сразу очень понравился. Он так им заинтересовался, что почти не отходил от него. Как только просыпается, сразу бежит к своему новому другу — компьютеру. И почти весь день играет в разные игры.
Родители начали переживать, что Федя так увлёкся компьютером, что зрение у него может от этого испортиться. Пытались с ним разговаривать, но Федя и слушать никого не хотел!
Как-то раз, едва проснувшись, Федя, как обычно, сел за компьютер и начал играть.
Мама позвала его завтракать, но Федя сказал, что очень занят и кушать пока не будет.
— Иди хоть умойся, — сказала мама.
Но Федя не обратил на её слова никакого внимания.
Потом за Федей зашли ребята и позвали играть в футбол. Но он не смог оторваться от компьютера и гулять не пошёл. Ребята обиделись, что Федя совсем забыл про них в последнее время, и ушли.
Так Федя играл до самого вечера, пока не почувствовал, что глаза его совсем устали, а живот настойчиво просит есть. Хотел Федя встать из-за стола, но не смог. С ним стали происходить какие-то странные вещи: руки совсем не слушались, продолжали против Фединой воли нажимать на клавиши клавиатуры; а ноги и того хуже — онемели, и Федя не мог ступить и шагу.
Что же делать?
Пришла мама, но и она ничем не смогла помочь. Федины руки по-прежнему делали, что хотели, а ноги ничего делать не могли.
— Как же я теперь буду кушать и играть в футбол? — заплакал Федя.
Тогда мама позвала доктора. Доктор внимательно осмотрел Федю и дал таблетку, после которой руки и ноги стали слушаться. А потом протянул флакончик с витаминами.
— Это не простые витамины, а волшебные, — сказал доктор Феде. — Они помогут тебе играть на компьютере. Как только захочешь сесть за компьютер, так съешь одну витамину, и с твоими руками и ногами ничего не случится. Но помни: витамины эти действуют всего 30 минут. Если через полчаса ты не отойдёшь от компьютера, руки опять перестанут тебя слушаться, а ноги онемеют. И я тебе уже больше не смогу помочь.
Так Федя и стал делать: съедал витаминку и полчаса играл на компьютере. А потом шёл заниматься другими делами. Сначала Феде было очень трудно бросать игру, но он вспоминал про свои ручки и ножки, про то, как плохо, когда они не слушаются, и выключал компьютер. А потом он так к этому привык, что и не расстраивался.
Ещё Федя понял, что ручкам и ножкам нужно много двигаться, бегать, прыгать, что нужно помогать маме и делать много других полезных дел. Тогда с ними ничего не случится, и они будут исправно служить ему всю жизнь. И с тех пор, как Федя это понял, витамины ему больше не нужны стали. Он сам научился управлять собой и своим временем! Родители были очень рады, что Федя стал таким самостоятельным. А друзей у него появилось ещё больше.
Автор: Ирина Маниченко