Урок русского языка по теме
«Слитное и раздельное написание производных предлогов». (7класс)
16.03.2017г.
Урок - исследование
Цели урока:
познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов
формировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи
правильно писать производные предлоги
Развитие речи: конструирование предложений с производными предлогами
Повторение: падежные окончания существительных
Оборудование урока:
1. Презентация
Ход урока.
I.Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
–Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать
с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
– Как вы понимаете ее смысл?
– Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая предлог.
II.Повторение изученного. Актуализация и пробное учебное действие
- Для того чтобы вспомнить то, что вы знаете о предлоге как части речи, я предлагаю вам определить на слух истинные и ложные высказывания.
1.Предлог – это самостоятельная часть речи (-).
2.Предлоги указывают на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении (+).
3.Предлоги не изменяются (+).
4.К предлогам можно задать вопрос (-).
5.Предлоги являются членами предложения (-).
6. Все предлоги в русском языке — непроизводные (-).
7.Предлоги употребляются с именами существительными, местоимениями, числительными и наречиями (-).
8.Производные предлоги образуются посредством перехода самостоятельных частей речи в служебные (+).
9.Производные предлоги образуются от наречий, существительных, деепричастий и глаголов (-)
10.Предлоги бывают простыми и составными (+)
11. Предлоги со словами пишутся слитно. (-)
12.Производные предлоги могут писаться в одно, два или три слова (+). (вроде, в течение, в отличие от).
III.Объяснение нового материала. Выявление места и причины затруднения
На доске записаны две пары предложений.
Почти в течение всего месяца шли дожди.
В течении реки пеной вскипала вода на порогах.
Ошибка произошла вследствие незнания условий местности.
4) В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы.
- Нет ли в предложениях ошибок, на ваш взгляд? В общих чертах объясните, в чём можно ошибиться?
- Посмотрев на предложения, сформулируйте тему урока.
- Откройте тетради, запишите дату, тему урока.
- Попробуйте сформулировать цель урока, исходя из темы
IV. Целеполагание и построение проекта выхода Слайд 1
Производный предлог | Существительное с предлогом |
в течение какого-то времени в продолжение (когда? как долго?) | ( в чём? где?) в течениИ |
(в чём? где куда? во что?) в продолжениИ (Е) |
вследствие по какой-то причине; из-за ввиду (почему?) | (в чём? где? во что? куда?) следствие |
| иметь в виду (запомнить) |
V. творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Слайды 2--9
Производный предлог | Существительное с предлогом |
в течение какого-то времени в продолжение (когда? как долго?) | ( в чём? где?) в течениИ |
(в чём? где куда? во что?) в продолжениИ (Е) |
вследствие по какой-то причине; из-за ввиду (почему?) | (в чём? где? во что? куда?) следствие |
иметь в виду (запомнить |
в заключение под конец; в итоге | Заключение=осуждение (сущ.) |
наподобие подобно; похоже на вроде | На подобие = на сходство |
|
насчёт = о, об | |
| Наречие |
навстречу | Нет пояснительного слова, нельзя вставить прилагательное |
| Деепричастие |
несмотря на = вопреки чему-то | Не смотря на = не глядя (как? что делая?) |
Вывод:
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
- Запись предложений с комментированием
1.Ввиду сильных морозов соревнования были отменены.
2.Имейте в виду, что дорогу надо переходить в установленных местах.
3.О судьбе героя мы узнали в продолжении книги.
4.В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море.
5. Парашютист прыгнул, не смотря вниз.
6. Я пришел поговорить с вами насчет сестры.
- Найдите «третье лишнее». Докажите.
1.В следствие плохой погоды мы остались дома. (Лишнее: предлог пишется слитно)
2.В течение месяца брат готовился к экзаменам.
3.В продолжение долгого времени Иван не видел друга.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Составьте с данными словами предложения
Насчёт – на счёт; в заключение – в заключении; навстречу – на встречу;
VIII. Рефлексия учебной деятельности
- Ввиду хорошей вашей активности и вследствие правильного понимания вами заданий в течение всего урока, думаю, вы показали хорошее знание данной темы. Давайте проверим. Продолжите предложения:
Производные предлоги - это…………………………
Они могут писаться-……………………………
Правильное написание производных предлогов зависит от умения отличать……………
IХ. Домашнее задание:
Выучить таблицу - помощник.
Упр. 360 или составить пары предложений: с производными предлогами из таблицы и омонимичными словами.