Министерство образования и науки РФ и РД
МКОУ «Кироваульская СОШ»
Кизилюртовский район
Открытый урок русского языка на муниципальном уровне
в 11 классе
на тему:
«Словообразование. Состав слова. Корень»
Подготовила : Шаихова Хадижат Магомедовна
Учитель русского языка и литературы
2018г.
Тема: Словообразование. Состав слова. Корень.
Цели: 1. Дать общее представление о словообразовании, повторить сведения о морфемах русского языка и в частности о корне.
2. Развивать у учащихся умение подбирать к словам однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать логическое мышление, внимание, устную речь;развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;развивать умение излагать материал кратко, обобщённо;
3. Воспитывать чувство патриотизма на основе текста, стр. 11
Тип урока: изучение нового материала
Материал к уроку: Материал о Ш. Уалиханове
Работа со словами: морфема, приставка, суффикс, корень, основа и окончание
Ход урока:
1. Организационный момент.
Изучение нового материала.
Запись в тетрадь для правил
Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы образования слов.
Морфема – это часть слова: приставка, корень, суффикс, окнчание и основа.
Корень – это основная и обязательная минимальная значимая часть слова. Он выражает основное значение слова. Слова, имеющие один корень, называются однокоренными. Слова, имеющие один корень называются простыми (сад, юный), а несколько корней – сложными (садовод, пятиэтажный).
3.Фронтальный опрос.
– Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?
– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы? (
,
,
,
).
А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд. Итак, приступим.
"Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень)
"Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка)
"Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание)
"Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс)
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).
Запись в тетрадях учащихся:
![]() | – заключено лексическое значение |
![]() | – образуют новые слова |
![]() | |
![]() ![]() | – образует формы слов |
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова? (
,
)
Что такое основа?
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката).
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход
, проход
, проход
).
– А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм позволяющий успешно справиться с заданиями на ЕГЭ
1. Буквенный диктант. | |
– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова. Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о). | |
2. Доказательство. – Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.) | |
3. Нахождение ошибок в группировках. – Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите. | |
Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
Водяной, водолаз, водить.
Дар, дарить, подарок.
Славный, славить, слава, прославлять.
Переносица, носить, носилки.
Речка, заречье, наречие, междуречье.
Слово, словарь, дословный.
Обсудить, суд, судоходство, присудить.
(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).
– Как называются такие корни? (Омонимичные).
3.Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий № 15, стр 11
Работа с текстом, стр 11,
Словарная работа ( социальное зло, нация, культура )
-Что вы узнали о Шокане?
-В каком значении употреблено слово степь?
-Придумайте название к тексту, чтобы оно отражало его основную мысль текста.
-Выполнение заданий №
4.Домашнее задание
Выучить правила, выполнение задании
5.Итог урока.