СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛАССАХ

 

№ п/п

Темы занятий

Цели занятий

1

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста(предложения):

а) интонационное оформление предложений в устной речи;

б) дифференциация предложений по теме высказывания;

в) развитие анализа текста;

г) грамматическое оформление предложений на письме

  • Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока.
  • Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи.
  • Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте.
  • Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме.

2

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова):

а) дифференциация понятий «предложение», «слово»;

б) развитие анализа предложения на слова;

в) определение количества, последовательности слов в предложении

 

  • Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово».
  • Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательность слов в предложении.

3

Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации:

а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков;

б) «звук» - «буква»: дифференциация понятий;

в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова;

г) согласные звуки и буквы;

д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв

  • Сформировать понятие «звук речи», познакомить со способами образования звуков речи.
  • Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука.
  • Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
  • Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы.

 

4

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога:

а) слогообразующая функция гласных;

б) ударение, ударный слог

  • Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.
  • Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах.

5

Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов:

а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда;

б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «ё», «ю»:

- в начале слова;

- в середине и и в конце слова после гласной,

- в середине и конце слова после разделительного «ь»

  • Познакомить со способом образования гласных II ряда.
  • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова.
  • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в середине и конце слова после гласной.

 

  • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в середине и конце слова после разделительного мягкого знака.

 

6

Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных:

а) дифференциация твёрдых и мягких согласных;

б) буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных:

- в слогах и словах;

- в словах и словосочетаниях;

- в предложениях и текстах;

в) буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных:

- в слогах и словах;

- в словах и словосочетаниях;

- в предложениях и текстах;

г) б) буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных:

- в слогах и словах;

- в словах и словосочетаниях;

- в предложениях и текстах;

д) б) буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных:

- в слогах и словах;

- в словах и словосочетаниях;

- в предложениях и текстах;

е) буква «ь» после мягких согласных на конце слов;

ж) буква «ь» после мягких согласных в середине слов

 

  • Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных.
  • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а-я» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
  • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
  • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у-ю» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
  • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «и-ы» после твёрдых мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

 

  • Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова.

 

 

  • Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова.

 

7

Дифференциация гласных звуков       [о - у]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

 - в текстах.

Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о - у]:

-в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

 - в текстах.

8

Развитие зрительной дифференциации на материале букв «о-а».(Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков        [о - а].)

Аналогично ведётся работа  на материале букв и звуков [и - ы], [и - у], [и - е].

 

 

 

 

 

 

 

9

Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков [с - з]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

Аналогично ведётся работа с остальными парными звонкими и глухими согласными: [в - ф], [д -т], [з- с], [г -к] (твёрдые и мягкие), [ж -ш]

  • Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с - з].
  • Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с - з]:

-- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

 

 

10

Развитие фонетических дифференцировок в группе:

- свистящих - шипящих;

аффрикат и звуков, входящих в их состав ([с - ш], [с - ц], [ш - ч], [ш - щ], [ц - ч], [ч – т'], [ц - т], [ц – т']).

 

 

 

 

 

11

Развитие зрительной дифференциации:

- строчных букв «п – т»,

«л - м», «х - ж», «к - н», «т - н», «п - н», «ш - щ», «и - ш», «б - д», «б - в», «д - в», «д - з»,  «р - з», «п - р», «к - н»,  «к - т», «к - п», «н - т», «н - п».

- заглавных букв:

«П - Т», «Л - М», «Х - Ж», «К - Н», «Ш - Щ», «И - Ш».

  • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «п – т»,

«л - м», «х - ж», «к - н», «т - н», «п - н», «ш - щ», «и - ш», «б - д», «б - в», «д - в», «д - з»,  «р - з», «п - р», «к - н»,  «к - т», «к - п», «н - т», «н - п».

  • Развивать зрительную дифференциацию заглавных букв  «П - Т», «Л - М», «Х - Ж», «К - Н», «Ш - Щ», «И - Ш».

 

12

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи:

А) лексика:

- слова, называющие предметы, явления природы (3-4 классы – имя существительное),

- слова, обозначающие действие предмета (3-4 классы – глаголы),

- слова, обозначающие признаки предмета (3-4 классы – имя прилагательное),

- слова-антонимы,

-слова-синонимы,

Б) словообразование:

- состав слова (корень, однокоренные слова),

- развитие функции словообразования (приставки),

- развитие функции словообразования (суффиксы),

- обогащение, актуализация словарного запаса;

В) обогащение знаний о составе слова;

Г) развитие, совершенствование лексико-грамматического оформления речи:

- предлоги, дифференциация предлогов и приставок,

- уточнение (развитие) навыка согласования имён прилагательных с существительными (в роде, числе, падеже);

Д) развитие навыков связного высказывания (по Ястребовой):

- текст; анализ содержания; логическая последовательность,

- сообщение; конструирование повествовательного сообщения; работа над планом; виды работ: составление рассказов по планам; закончить рассказ по заданному началу; закончить рассказ по заданному концу; составить рассказ по опорным словам; составить рассказ по картинке; передать содержание стихотворения своими словами

 

  • Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.
  • Продолжить обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
  • Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать однокоренные слова.
  • Уточнить значение приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.
  • Уточнить значение суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.
  • Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.
  • Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.
  • Формировать навык использования различных способов словообразования.
  • Уточнить лексическое значение различных предлогов.
  • Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
  • Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
  • Отбирать языковые средстав, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).

 

 

Просмотр содержимого документа
«ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


п/п

Темы занятий

Цели занятий

1

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста(предложения):

а) интонационное оформление предложений в устной речи;

б) дифференциация предложений по теме высказывания;

в) развитие анализа текста;

г) грамматическое оформление предложений на письме

  • Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока.

  • Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи.

  • Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте.

  • Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме.

2

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова):

а) дифференциация понятий «предложение», «слово»;

б) развитие анализа предложения на слова;

в) определение количества, последовательности слов в предложении


  • Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово».

  • Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательность слов в предложении.

3

Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации:

а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков;

б) «звук» - «буква»: дифференциация понятий;

в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова;

г) согласные звуки и буквы;

д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв

  • Сформировать понятие «звук речи», познакомить со способами образования звуков речи.

  • Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука.

  • Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

  • Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы.


4

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слога:

а) слогообразующая функция гласных;

б) ударение, ударный слог

  • Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.

  • Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах.

5

Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов:

а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда;

б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «ё», «ю»:

- в начале слова;

- в середине и и в конце слова после гласной,

- в середине и конце слова после разделительного «ь»

  • Познакомить со способом образования гласных II ряда.

  • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова.

  • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в середине и конце слова после гласной.


  • Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в середине и конце слова после разделительного мягкого знака.


6

Развитие фонематических дифференцировок на материале твёрдых и мягких согласных:

а) дифференциация твёрдых и мягких согласных;

б) буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных:

- в слогах и словах;

- в словах и словосочетаниях;

- в предложениях и текстах;

в) буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных:

- в слогах и словах;

- в словах и словосочетаниях;

- в предложениях и текстах;

г) б) буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных:

- в слогах и словах;

- в словах и словосочетаниях;

- в предложениях и текстах;

д) б) буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных:

- в слогах и словах;

- в словах и словосочетаниях;

- в предложениях и текстах;

е) буква «ь» после мягких согласных на конце слов;

ж) буква «ь» после мягких согласных в середине слов


  • Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных.

  • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а-я» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

  • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

  • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у-ю» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

  • Сформировать (закрепить) навык употребления букв «и-ы» после твёрдых мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.


  • Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова.



  • Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова.


7

Дифференциация гласных звуков [о - у]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о - у]:

-в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

8

Развитие зрительной дифференциации на материале букв «о-а».(Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [о - а].)

Аналогично ведётся работа на материале букв и звуков [и - ы], [и - у], [и - е].







9

Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков [с - з]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.

Аналогично ведётся работа с остальными парными звонкими и глухими согласными: [в - ф], [д -т], [з- с], [г -к] (твёрдые и мягкие), [ж -ш]

  • Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с - з].

  • Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с - з]:

-- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях;

- в текстах.


10

Развитие фонетических дифференцировок в группе:

- свистящих - шипящих;

аффрикат и звуков, входящих в их состав ([с - ш], [с - ц], [ш - ч], [ш - щ], [ц - ч], [ч – т'], [ц - т], [ц – т']).






11

Развитие зрительной дифференциации:

- строчных букв «п – т»,

«л - м», «х - ж», «к - н», «т - н», «п - н», «ш - щ», «и - ш», «б - д», «б - в», «д - в», «д - з», «р - з», «п - р», «к - н», «к - т», «к - п», «н - т», «н - п».

- заглавных букв:

«П - Т», «Л - М», «Х - Ж», «К - Н», «Ш - Щ», «И - Ш».

  • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «п – т»,

«л - м», «х - ж», «к - н», «т - н», «п - н», «ш - щ», «и - ш», «б - д», «б - в», «д - в», «д - з», «р - з», «п - р», «к - н», «к - т», «к - п», «н - т», «н - п».

  • Развивать зрительную дифференциацию заглавных букв «П - Т», «Л - М», «Х - Ж», «К - Н», «Ш - Щ», «И - Ш».


12

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи:

А) лексика:

- слова, называющие предметы, явления природы (3-4 классы – имя существительное),

- слова, обозначающие действие предмета (3-4 классы – глаголы),

- слова, обозначающие признаки предмета (3-4 классы – имя прилагательное),

- слова-антонимы,

-слова-синонимы,

Б) словообразование:

- состав слова (корень, однокоренные слова),

- развитие функции словообразования (приставки),

- развитие функции словообразования (суффиксы),

- обогащение, актуализация словарного запаса;

В) обогащение знаний о составе слова;

Г) развитие, совершенствование лексико-грамматического оформления речи:

- предлоги, дифференциация предлогов и приставок,

- уточнение (развитие) навыка согласования имён прилагательных с существительными (в роде, числе, падеже);

Д) развитие навыков связного высказывания (по Ястребовой):

- текст; анализ содержания; логическая последовательность,

- сообщение; конструирование повествовательного сообщения; работа над планом; виды работ: составление рассказов по планам; закончить рассказ по заданному началу; закончить рассказ по заданному концу; составить рассказ по опорным словам; составить рассказ по картинке; передать содержание стихотворения своими словами


  • Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.

  • Продолжить обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

  • Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать однокоренные слова.

  • Уточнить значение приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.

  • Уточнить значение суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.

  • Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.

  • Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.

  • Формировать навык использования различных способов словообразования.

  • Уточнить лексическое значение различных предлогов.

  • Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.

  • Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.

  • Отбирать языковые средстав, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!