СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слуховой анализатор

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;

- дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;

- способствовать формированию навыков гигиены слуха.

Просмотр содержимого документа
«Слуховой анализатор»

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас с вами состоится открытый урок.

Когда вы смотрите на коллективное фото кого в первую очередь высматривают ваши глаза? Конечно себя, а потом уже всех остальных! А читали ли вы о себе гороскопы? Смотрели значение своего имени? Ну, конечно же, да! Познавать себя всегда интересно! Курс анатомии, который вы изучаете в этом году раскрывает перед вами много нового о вас самих. Почти гороскоп только более научный и достоверный. Сегодняшний урок, я надеюсь, не будет исключением.

Скажите, какая сегодня погода? А вы не чувствуете никакого запаха? Потрогайте свой лоб, температуры нет? Вам не жарко? Своими вопросами я побудила вас к какому действию? ( учеников, подвожу к ответу – анализ).

Правильно! Анализ ситуации, своего состояния. Объясните мне, пожалуйста, значение термина анализатор? ( слайд 1)



Чем отличаются понятия «органы чувств» и анализатор? (слайд 2)





















А как вы думаете сколько всего анализаторов у человека? (слайд 3)



С работой, строением, значением зрительного анализатора вы уже познакомились, осталось еще пять. Знаете ли вы как они называются? А знаете ли вы как работают остальные пять, еще не известных вам видов? Чтобы ответить на этот же вопрос относительно зрительного анализатора что вы про него узнали? Правильно, строение и функции.

Мне бы хотелось сейчас проделать небольшой эксперимент. Попрошу выйти артистичного и музыкального восьмиклассника ко мне. Танцуем. ( слайд 4) Упражнение ничего не слышу (эксперимент с наушниками и танцами)









Делаем вывод. Без органа слуха невозможно правильно оценить поступающую через органы зрения информацию о звуках. В свете всего проделанного ответьте на ? изучением чего мы будем заниматься на уроке?

Формулируем тему сегодняшнего урока «Слуховой анализатор» (слайд 5)

Ответьте на вопрос: А знаете ли вы почему вы слышите? Нет. Я можете ли узнать об этом? Да. А хотите ли? А почему бы и нет! Одно нет все таки закралось в ваши ответы, давайте его устраним. И тогда получим «3» - ДА, именно 3 – запомните, это знаковое число сегодня для нас! А поможет вам в ответить на этот вопрос знания логической взаимосвязи строение – функции. Ибо так они и общаются эти два понятия: «Почему ты так устроен?» - «Потому, что я выполняю такую функцию» «А почему у тебя такая функция?» - «Потому, что я так устроен»



Слух – важнейшее из человеческих чувств. Ведь именно с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить». Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо. (слайд 6). Давайте рассмотрим строение органа слуха подробнее. Работа в группах.

Предлагаю назвать группы, в которых вы будете работать – группа «У», группа «Х», группа «О». ( крепим на доске магнитами буквы)



Каково строение органа слуха вам предстоит сейчас узнать, поработав с текстом. Ответить на вопрос так ли я не права, когда говорю, что у человека 6 ушей? Предоставить рисунок. Подготовить сообщение и выступить с ним. (слайд 7)

Группа «У» – строение наружного уха;

Группа «Х» – строение среднего уха;

Группа «О» – строение внутреннего уха

(на работу отводится 5 минут)

Совместно заполняется таблица.






Признаки

У


Х


О

наружное

Барабанная перепонка

среднее

Овальное окно

внутреннее

среда

воздушная

воздушная

жидкая

структуры

- ушная раковина;

- слуховой проход;


1 .Молоточек слуховые

2.Наковальня косточки

3.Стремечко масса

0,05г

- Евстахиева (слуховая) труба

- улитка-лабиринт (2,5-2,75 оборота)- рецепторы слуха.


- полукружные каналы – 3

функции

- улавливает звуки;

- преобразует звуковые волны в механические колебания барабанной перепонки

система рычагов, которая уси­ливает колебания барабанной пе­репонки и передает их во внут­реннее ухо;

- уравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным дав­лением

- место расположения слуховых рецепторов;



- орган равновесия воспринимает положение тела в пространстве.






По ходу выступления групп после выполнения задания задаю дополнительные вопросы:

Наружное ухо. (слайд 8,9)

  1. Обратите внимание на форму ушной раковины. Почему она так называется? (демонстрация модели уха)

  2. Потрогайте пальцами ушную раковину. Чем она образована? Какая мочка уха на ощупь?

  3. Что такое сера? (рассказ про копушу)

  4. Как называется часть уха, отделяющая наружное ухо от среднего?

  5. Какое значение имеет барабанная перепонка?

Оценка работы группы, причем выступающая группа должна подняться и постоять немного.

Переходим к изучению среднего уха. (слайд 10,11)

  1. Сколько слуховых косточек участвует в передаче колебаний с барабанной перепонки на овальное окно внутреннего уха? (3)

  2. Для того чтобы подтвердить тот факт, что изменение в ротовой и носовой полостях приводят к изменению в среднем ухе проделаем следующее: зажать нос не сильно закрыть рот, сделать глотательное движение. При этом ощущается толчок в барабанные перепонки.

  3. А почему в самолете выдают леденцы и советуют при взлете приоткрывать рот? (евстахиева труба)

Внутреннее ухо (слайд 12,13)  отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями — овальным и круглым. Они также затянуты перепонками.

  1. Где располагается орган слуха?

  2. Почему великий композитор Людвиг Ван Бетховен слышал музыку прислонив трость к роялю? (костное проведение звука – звуковая волна переедается непосредственно в лабиринт и на его звуковоспринимающие клетки)

Спасибо за работу. Так можно сказать, что у человека 6 ушей? Да, в общем-то можно!


Мы узнали, как воспринимал звук Бетховен, пораженный недугом, а как воспринимают его здоровые люди? И вообще что такое звук? Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой 16-29 тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.

Теперь я предлагаю поработать в парах. Перед вами рисунок органа слуха и схемы прохождения звуковой волны. Ваша задача заполнить пробелы в схемах, опираясь на знания, которые только что приоткрыли нам группы.


Заполнение схем. Взаимопроверка по слайду. Поменялись схемами, проверяем друг у друга. ( слайд 15)

А теперь давайте сравним работу слухового анализатора с общей схемой работы анализаторов, о которой мы вспоминали в начале урока. (слайд 16). Таким образом, сравнили частный случай с общим. А когда происходят нарушения слуха к какому врачу мы обращаемся? К лору. А чтобы никогда не знать к нему дороги необходимо соблюдать гигиену слуха. Запомните правила ( слайды 17 – 20). Проблема наушников.


Одногруппники проверяли, партнеры проверяли, но самый главный себя для человека он сам. Перед вами карточка самооценки и кроссворд, который необходимо заполнить. Даю вам 3 мин на заполнение кроссворда. Проверяем ( слайд 21)

Сера в ушах к сере как хим. Элементу отношения не имеет. Звук это колебания воздуха, распространяющиеся по всем законам физики. Не забывайте, ребята, что вам предстоит изучить работу еще четырех анализаторов, и ваши знания полученные сегодня значительно облегчат вам это увлекательное занятие – познание самих себя!

Домашнее задание.


Учитывайте, пожалуйста , информацию листа самооценки при подготовке домашнего задания.


Подведение итогов работы на уроке. Спасибо за работу.



      




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!