СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение на уроках математики и окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение на уроках математики и окружающего мира»

Смысловое чтение на уроках математики и окружающего мира


Смысловое чтение предполагает не только чтение текстов в прямом смысле на уроках литературного чтения. Это довольно узкое понятие. Читать можно знаки, схемы, символы, графики, модели и т. д.

Для развития смыслового чтения ребенок должен научиться работать с разными видами информации, что является в настоящее время довольно необходимым умением в жизни. Очень важно научить ребёнка читать текстовые задачи. Довольно часто имеются проблемы с пониманием их на уроках математики.

При работе с текстовыми задачами необходимо уметь:

● выделять ключевые слова в условии и в вопросе задачи. Всего пара

слов в условии помогают определить ​тип задачи.​ Например, слова «выехали навстречу друг другу» используются в задаче на встречное движение​, вопрос «На сколько ... больше, чем ....?» характерен для задачи на ​разностное сравнение​. Работа с ключевыми словами проводится с первого класса и является неотъемлемой частью решения задач.

В данном случае в качестве тренировочных упражнений очень хорошо использовать сервис Учи.ру с их наглядными иллюстрациями.

● выделять числовые данные — выделение количества объектов каждого вида.

На Учи.ру выделение числовых данных обычно происходит ​в процессе составления схемы.

● Составление краткой записи ​при смысловом чтении на уроках математики помогает ​выделить ​объекты ​и их количество, отразить ​отношения ​между ними с помощью стрелок (больше/меньше на..., больше/меньше в... и др.). На Учи.ру очень часто для оказания помощи ученикам предлагается выбрать одну из предложенных кратких записей.

● Составление схематичного рисунка или чертежа также помогает детям наглядно представить ​объекты ​и их ​количество, отразить ​отношения между ними.

● Решение задач с помощью таблицы или графика.

В будущей жизни очень важно научить детей такой компетенции, как работа с таблицами и диаграммами. У учащихся зачастую возникают сложности с переводом информации с одного вида в другой, задания, где необходимо ответить на вопросы по таблице или по диаграмме сложны в восприятии для многих.

Здесь также могут помочь тренировочные задания от Учи.ру, где нужно сделать вычисления перед тем, как ответить на поставленный вопрос или построить диаграмму.

● Составление обратной задачи ​предполагает изменение текста задачи таким образом, чтобы ранее ​известные данные были искомыми.​ Для изучения обратных задач на Учи.ру есть специальная тема, в рамках которой учащиеся составляют краткую запись к обратным задачам, а также придумывают текст обратной задачи. В учебной программе таких задач довольно мало.

● Составление текста задачи к схеме или краткой записи. Перед составлением задачи учащиеся должны выделить ​объекты ​задачи, отношения ​между ними и их ​количество.​ Далее составляется текст задачи, в котором не должно быть ​лишних данных.​

Схемы и графики учащиеся встречают не только в школе, но и в повседневной жизни, например, уже сейчас при использовании ​электронного дневникеа. Здесь учащийся может:

● определить свое м​есто в рейтинге​;

●увидеть на графике динамику обучения по отдельным предметам;

● узнать свой​ с​редний балл​;

●поставить себе задачи для изменения результатов.

Работа с символьной информацией​. Например, в программе окружающего мира детям предлагается поработать с физической картой мира, определить границы природных зон, особенности животного и растительного мира каждой зоны. Также необходимо запомнить расположение рек, озер, стран и городов на физической и политической картах мира.

Выполнение всех подобных заданий на уроках математики и окружающего мира способствует развитию компетентной личности.