Смысловое чтение на уроках математики и окружающего мира
Смысловое чтение предполагает не только чтение текстов в прямом смысле на уроках литературного чтения. Это довольно узкое понятие. Читать можно знаки, схемы, символы, графики, модели и т. д.
Для развития смыслового чтения ребенок должен научиться работать с разными видами информации, что является в настоящее время довольно необходимым умением в жизни. Очень важно научить ребёнка читать текстовые задачи. Довольно часто имеются проблемы с пониманием их на уроках математики.
При работе с текстовыми задачами необходимо уметь:
● выделять ключевые слова в условии и в вопросе задачи. Всего пара
слов в условии помогают определить тип задачи. Например, слова «выехали навстречу друг другу» используются в задаче на встречное движение, вопрос «На сколько ... больше, чем ....?» характерен для задачи на разностное сравнение. Работа с ключевыми словами проводится с первого класса и является неотъемлемой частью решения задач.
В данном случае в качестве тренировочных упражнений очень хорошо использовать сервис Учи.ру с их наглядными иллюстрациями.
● выделять числовые данные — выделение количества объектов каждого вида.
На Учи.ру выделение числовых данных обычно происходит в процессе составления схемы.
● Составление краткой записи при смысловом чтении на уроках математики помогает выделить объекты и их количество, отразить отношения между ними с помощью стрелок (больше/меньше на..., больше/меньше в... и др.). На Учи.ру очень часто для оказания помощи ученикам предлагается выбрать одну из предложенных кратких записей.
● Составление схематичного рисунка или чертежа также помогает детям наглядно представить объекты и их количество, отразить отношения между ними.
● Решение задач с помощью таблицы или графика.
В будущей жизни очень важно научить детей такой компетенции, как работа с таблицами и диаграммами. У учащихся зачастую возникают сложности с переводом информации с одного вида в другой, задания, где необходимо ответить на вопросы по таблице или по диаграмме сложны в восприятии для многих.
Здесь также могут помочь тренировочные задания от Учи.ру, где нужно сделать вычисления перед тем, как ответить на поставленный вопрос или построить диаграмму.
● Составление обратной задачи предполагает изменение текста задачи таким образом, чтобы ранее известные данные были искомыми. Для изучения обратных задач на Учи.ру есть специальная тема, в рамках которой учащиеся составляют краткую запись к обратным задачам, а также придумывают текст обратной задачи. В учебной программе таких задач довольно мало.
● Составление текста задачи к схеме или краткой записи. Перед составлением задачи учащиеся должны выделить объекты задачи, отношения между ними и их количество. Далее составляется текст задачи, в котором не должно быть лишних данных.
Схемы и графики учащиеся встречают не только в школе, но и в повседневной жизни, например, уже сейчас при использовании электронного дневникеа. Здесь учащийся может:
● определить свое место в рейтинге;
●увидеть на графике динамику обучения по отдельным предметам;
● узнать свой средний балл;
●поставить себе задачи для изменения результатов.
Работа с символьной информацией. Например, в программе окружающего мира детям предлагается поработать с физической картой мира, определить границы природных зон, особенности животного и растительного мира каждой зоны. Также необходимо запомнить расположение рек, озер, стран и городов на физической и политической картах мира.
Выполнение всех подобных заданий на уроках математики и окружающего мира способствует развитию компетентной личности.