Занятие 5
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
Цель: дифференциация понятий «звук» - «буква».
Логопед:
Сегодня мы с вами отправимся на Планету звуков, она невидимая и очень большая. На этой планете живут звуки - невидимки. Одну сторону этой планеты всегда пригревало яркое солнышко. И звуки, согретые лучами солнца, всегда были веселые и очень любили петь. У них был очень красивый голос, они гласили – А О У Э Ы И. И называли их - …..(гласными звуками)
На обратной стороне планеты, звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. У этих звуков не было голоса, им всегда мешали губы, зубы и язык.
Тогда солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».
- Согласны? – улыбнулось солнышко.
– Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные.
Теперь гласные и согласные стали жить в со-гла-сии. Звуки - невидимки, мы их слышим и произносим, но не видим.
И вот однажды, звуки – невидимки захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
Солнце ярко освещало всю планету, гласные и согласные звуки подружились, на ней во царил мир, тепло и согласие.
-Логопед
- А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит?.
- А так? Ф-ф-ф! Что-то мешает?
- Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.
- А если есть преграда? /Тогда это согласный/.
- Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.
Давайте вспомним, какого цвета костюмчики у гласных звуков? (их мы будем обозначать красными кружочками).
( Цветные магниты )
А у согласных? ( мы будем обозначать синими кружочками). ( Цветные магниты )
Логопед.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед раздает детям красные и синие кружки. Д
- Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.
М, н, у, и, я, ш….
Дети выполняют задание.
Физминутка
Наклоняемся вперёд –
Раз – два – три – четыре – пять,
( Наклоны вперед )
А теперь наоборот –
Раз – два – три – четыре – пять,
( Наклоны назад.)
Приседаем, три – четыре.
На любую гору в мире
Мы залезть, конечно, сможем,
Если тренируем ножки.
( Приседания.)
Поднимаем руки вверх,
Опускаем руки вниз.
И ещё разок теперь
Повтори-ка, не ленись!
( Поднимание и опускание прямых рук
через стороны над головой.)
А сейчас давайте вместе
Будем мы ходить на месте.
( Ходьба на месте.)
Превосходно мы размялись!
А теперь за парты сядем.
Логопед
Игра «Червяк».
Цель. Упражнять в выделении согласного звука в конце слова.
Оборудование. Картинка с изображением червячка у педагога, маленькие «червячки» у детей, картинки: мох, паук, кот, дым, лес и т. п.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
А затем показывает картинку с червячком, читает стишок:
В гости к нам червяк ползет,
Слово нам червяк несет,
Это слово повторите,
Звук последний назовите.
Показывает картинку паука. Медленно произносит слово «мох», ведя пальцем по червячку. Последний звук выделяет голосом и говорит детям, что в конце слова «мох» стоит согласный звук «х».
Затем просит произнести это слово детей и провести пальчиками по червячкам. После этого педагог показывает другую картинку, читает стишок и просит детей выделить последний звук в слове.
Логопед
Назови картинки. Произнеси последний звук, поставь соответствующую букву.
Логопед
Какие звуки речи учились выделять? ( согласные.)
— Что такое звуки речи? (Это то, что мы произносим и слышим.)
— Чем отличается произнесение гласных звуков от произнесения согласных
звуков.