СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [с], [с’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ С, с- пнш 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ц е л и : познакомить учащихся с глухими звуками [с], [с’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «с»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласныхзвуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам

и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по

смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его

звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать

умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру

учебного труда.

Просмотр содержимого документа
«СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [с], [с’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ С, с- пнш 1 класс»

Тема: СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [с], [с’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ С, с

Ц е л и : познакомить учащихся с глухими звуками [с], [с’]; упражнять в чтении слогов, слов и

текстов с буквой «с»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-

глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на

примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого,

глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных

звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой

формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам

и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по

смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его

звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать

умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру

учебного труда.

Планируемые результаты (предметные).

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [с], [с’]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами С, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания

О б о р у д о в а н и е : загадки; ребусы; фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-

треугольники для составления схем предложений.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака.)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло. (Сова.)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон.)

– Сравните слова-отгадки. Что общего у данных слов? (Это слова-предметы, которые

отвечают на вопрос кто? Слова начинаются со звука [с].)

– Как воздух выходит из воздушного шарика? (С-с-с…)

– Сегодня на уроке будем учиться читать слоги, слова с буквой «с».

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей

(с. 56).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

– Кто изображен слева? Чем знаменит Буратино? У него очень длинный … (нос).

– Прочитайте слово «нос» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите последний звук в слове «нос».

– Дайте характеристику звуку [с]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Кто нарисован справа? (Лось.)

– Прочитайте слово «лось» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите последний звук в слове «лось».

– Дайте характеристику звуку [с’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

– Объясните, почему звук [с’] произносится мягко? (За буквой «с» в слове стоит буква «ь».)

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Л о с ь – самый крупный из современных оленей: вес взрослых самцов достигает 600

килограммов, длина – более 3 метров, высота около 2,5 метра. Кажется, лось может опровергнуть

слова о том, что все олени ловкие и изящные: очень уж он массивен и тяжел. Но тот, кто видел

бегущего лося, убедился, как он легко и бесшумно бежит. Кажется, что он вообще летит низко

над землей, совершенно не касаясь ее. Но бегает лось редко. Даже ходить помногу не любит. Правда, иногда может уйти далеко от леса. Но, как правило, за день проходит не больше 5–6

километров. А зимой перемещается всего на несколько десятков или сотен метров. Все зависит от

глубины снега (глубокий снег лоси не любят) и наличия корма. Летом лоси поедают листья

деревьев и кустарников, траву, грибы. Зимой скусывают ветки и побеги деревьев, гложут кору.

Голодно зимой: летом суточный рацион лося – 35 килограммов пищи, зимой – только 12–15.

Жизнь всех животных – это трудная и упорная борьба за существование.

– Отгадайте загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось.)

– Составьте предложение со словом «лось».

Лось любит соль.

.

IV. Конструирование большой и малой букв С, с.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «С», «с».

Что за буква светится,

Старым ясным месяцем?

В. Степанов

Шел конь, подковами звеня.

Как буква «С», следы коня.

Е. Тарлапан

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит

сконструировать из них буквы «С», «с».

Один учащийся выполняет задание на магнитной доске.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

СОВА

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «с» и звуков [с], [с’].

Буква «с» обозначает два согласных звука: твердый глухой [с] и мягкий глухой [с’].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Сито, соты, рысь.)

– Объясните значение данных слов.

С о т ы – ячейки из воска, которые делают пчелы для меда и кладки яиц.

С и т о – приспособление для просеивания или процеживания чего-нибудь в виде мелкой

сетки, натянутой на обруч.

Р ы с ь – хищное животное семейства кошачьих.

– Прочитайте слово «соты» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «соты» стоит буква «с»?– Какой звук обозначает буква «с» в слове «соты»?

– Дайте характеристику звуку [с]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Объясните, почему звук [с] произносится твердо? (За буквой «с» в слове стоит гласная буква «о».)

– Прочитайте слово «сито» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Произнесите первый звук в слове «сито».

– Дайте характеристику звуку [с’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

– Объясните, почему звук [с’] произносится мягко? (За буквой «с» в слове стоит гласная буква «и».)

– Прочитайте слово «рысь» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «рысь» стоит буква «с»?

– Какой звук обозначает буква «с» в слове «рысь»?

– Дайте характеристику звуку [с’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

– Объясните, почему звук [с’] произносится мягко? (За буквой «с» в слове стоит буква «ь».)

– Назовите буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Гласные буквы «е», «ё», «и», «я», «ю» и буква «ь».)

VII. Чтение слогов по заданным схемам.

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике – слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [с]. В третьем – слоги начинаются со звука [с’].)

VIII. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки.

– Прочитайте чистоговорку.

– Какие звуки чаще всего повторяются в этой чистоговорке? (Звуки [с], [с’].)

– Какое настроение вызвали у вас строчки данной чистоговорки? Почему вы улыбаетесь?

– Что «перепутал» автор чистоговорки?

– Отгадайте загадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом.)

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он.

Ты узнал, кто это?

(Слон.)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(Осы.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IX. Чтение слогов и слов (с. 57).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-

действия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета

обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки, прямоугольники

голубого цвета – слова-действия.

– Объясните значение слов «население», «отсырел», «засолили».Н а с е л е н и е – жители страны, города.

О т с ы р е л – намок от воды.

З а с о л и л и – законсервировали в соленом растворе.

X. Чтение и анализ рассказа «Россия» (с. 57).

– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Что здесь нарисовано?

– Как можно назвать эту картину?

Перед чтением учитель проводит словарную работу, учащиеся читают слова с доски:

РОДИЛИСЬ

РОДИТЕЛИ

АРОМАТ

СМОРОДИНА

МАЛАЯ

– Используя фишки, составьте звукобуквенные модели данных слов.

После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :

– Объясните значение слов «аромат», «малая родина».

А р о м а т – душистый, пряный запах.

М а л а я р о д и н а – место, где родился, живет человек.

– Как называется наша страна?

– Как называется ваша малая родина? В каком городе вы живете?

XI. И г р а «Наборщик».

– Из слова «спорт» составьте новые слова. (Порт, сорт, сор, рост, спор, рот, торс.)

– Из слова «самолет» составьте новые слова. (Лето, масло, сало, мед, мало, мал, лом, мол,

лот.)

И г р а «Звук заблудился».

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом! (Сом!)На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

XII. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с. 58).

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто здесь изображен? (Девочки.)

– Прочитайте, как зовут детей первой пары. (Соня, Зося.)

– Прочитайте слова «Соня» и «Зося» по слогам и орфоэпически.

– Сравните данные слова. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Назовите первый звук в слове «Соня».

– Дайте характеристику звуку [с]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Объясните, почему звук [с] произносится твердо? (За буквой «с» в слове стоит гласная буква «о».)

– Назовите первый звук в слове «Зося».

– Дайте характеристику звуку [з]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Прочитайте, как зовут детей второй пары. (Зина, Сима.)

– Прочитайте слова «Зина» и «Сима» по слогам и орфоэпически.

– Сравните данные слова. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Назовите первый звук в слове «Зина».

– Дайте характеристику звуку [з’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)

– Произнесите первый звук в слове «Сима».

– Дайте характеристику звуку [с’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

– Объясните, почему звуки [з’], [с’] произносятся мягко. (За буквами «з», «с» в словах стоит

гласная буква «и».)

XIII. Задания на развитие речи.

Учащиеся читают пары слов на розовом фоне, обводят буквы, которыми отличаются слова, объясняют значение слов.

Учащиеся читают пары слов на голубом фоне, обводят букву, которая изменила каждое второе слово в паре.

С л ю д а – полезное ископаемое.

М а с л и н а – вечнозеленое южное дерево, а также плод его, употребляемый для получения масла.

Учащиеся читают пары слов на желтом фоне справа налево и слева направо.

– Такие слова называют «перевертыши».

Ф и з к у л ь т м и н у т к а СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови, скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

XIV. Чтение и анализ текста «Сосна». После чтения учащиеся анализируют текст.

В о п р о с ы : – Где росла сосна? – Какая была сосна? – Что давала она днем людям? – Чем

радует сосна? – Что мастерят из сосны? – Что делают из семян? – Что делают из смолы сосны?

– Прочитайте второе предложение. – Составьте его схему.

XV. Чтение и разучивание скороговорок.

– Какие звуки чаще повторяются в первой скороговорке? (Звуки [с], [с’].)

– Прочитайте слова со звуком [с]. – Прочитайте слова со звуком [с’].

– Какие звуки повторяются во второй скороговорке? (Звуки [р], [р’].)

– Прочитайте слова со звуком [р]. – Прочитайте слова со звуком [р’].

XVI. Задания на развитие внимания.

1. И г р а «Договори слово». Сироп сито синица синяк сила сирень сифо Сима

Сибирь синий сирена

2. И г р а «Наоборот». – Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые

начинаются со звуков[с], [с’].

Мир – … (ссора).

Трусливый – … (смелый).

Пасмурный – … (солнечный).

Соленый – … (сладкий).

Кислый – … (сладкий).

Открытый (человек) – … (скрытный).

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? – Назовите парные согласные звуки.