Просмотр содержимого документа
«Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка»»
Урок 73
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «СНЕГУРОЧКА»
Педагогические цели | Способствовать развитию мышления, кругозора, воображения, словарного запаса, умения понимать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые для описания и повествования слова; создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины; содействовать воспитанию любви к чтению, сказкам, русскому фольклору |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины |
Личностные результаты | Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят несложные рассуждения. Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новую учебную задачу, выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение; участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами |
Основное содержание темы, понятия и термины | Репродукция картины, колорит, настроение, композиция картины, план сочинения, передний и задний план, образ Снегурочки, образ природы |
Образовательные ресурсы | Репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, вопросы, репродукция картины на доске и у каждого ученика на столе |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Сообщение темы урока | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. Беседа | – Отгадайте загадки (см. Прило-жение). – О каком времени года все загадки? – А какой волшебный праздник мы все очень ждем зимой? (Новый год.) – Сегодня у нас есть замечательная возможность отправиться в сказку, потому что мы будем работать с репродукцией картины В. М. Васнецова «Снегурочка» | Слушают учителя, отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя | П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную инфор- мацию из текстов разных видов, строят несложные рассуждения. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу. К – участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают свое мнение. Л – имеют мотивацию к творческому труду | Фронтальный. Отгадывание загадок |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | – Работа нас ожидает непростая. Нам предстоит понять замысел | Слушают учителя | Р – в сотрудничестве с учителем ставят новую | Беседа по вопросам |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Беседа | художника, выраженный особенным языком живописи – языком цвета и теней | | учебную задачу | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Рассматривание картины | Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, работа со словарем, письмо | Данный этап урока можно начать с рассказа учителя или подготовленного ученика о худож- нике (см. ресурсный материал к уроку). – Рассмотрите репродукцию кар-тины В. Васнецова «Снегурочка». – Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В. Васнецов? (Очарование на- стоящей русской зимы: дыхание ее холода и великолепие ее снегов, тишину глубокого сна природы и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, изображенной художником, о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушистых ёлочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко | Высказывают впечатления, вызванные картиной. Участвуют в обсуждении: почему картина так названа? Составляют предложения описательного характера, выполняют лекси- ческую работу (под-бирают сравнения, эпитеты) | Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение, составляют под руковод-ством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины. П – понимают инфорацию, представленную в изобра-зительной форме, переводят ее в словесную; осознанно строят речевое выска- зывание. Р – выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме. К – участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи. Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через вырази- | Беседа по вопросам, правильное построение предло- жений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | спится под этим чудесным снежным покровом.) | | тельные возможности языка, анализ репродукций картин | |
2. Рассматри- вание деталей картины | Фронтальная. Словесный | – Кого мы видим в центре картины? Как одета Снегурочка? (Пушистая парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки; на шубке красивый узор не из снежинок, а из земляничек.) – Где и в какое время суток мы видим Снегурочку? (Зима. Ночь. Лес. Лунный свет озаряет поляну. Сияют редкие звезды.) – Какими вы увидели снег, ёлочки, березку, огни в глубине леса? (Маленькие ёлочки словно живые, тонкая березка трепещет от холода, на снегу темные тени, в глубине леса мерцают, словно светлячки, огни деревеньки.) – Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная.) – Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. | Рассматривают репродукцию картины, обращая внимание на детали. Строят речевое вы-сказывание, подби- рают лексические средства для передачи увиденного, средства выразительности и образности для передачи своего настроения и чувств, вызванных картиной | Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руковод-ством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины. Р – овладевают способами решения учебной задачи. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи. Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин | Беседа по вопросам, правильное построение предло- жений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | (Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки, пушистые хлопья снега.) – Понравилась ли вам картина? Чем? | | | |
3. Обсуждение структуры описательного текста | Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо | – Как вы должны построить текст-описание по данной репродукции? – Давайте составим примерный план вашего сочинения: 1. Вступление. 2. Описание картины: а) образ русской природы; б) образ Снегурочки; в) связь природы и главного героя; г) средства художественной выразительности. 3. Что хотел передать художник в своей работе? 4. Ваше отношение к картине | Слушают учителя, предлагают свои варианты плана работы над сочинением по репродукции картины, в совместных действиях с учителем приходят к общему плану сочинения | П – осознают познавательную задачу и решают ее. Р – планируют в сотрудничестве с учителем и само-стоятельно свои действия для решения задачи. К – выражают свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения. Л – осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников | Беседа по вопросам. Правильное составление пред- ложений |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Зима, где ты была? В мешке стужу несла, На землю холод трясла, У реки гостила, | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придержи- | Правильное выполнение движений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | Во всю реку мост мостила, У избы побывала. Окна все разрисовала, По полям-лесам ходила, Белой шубой всё накрыла, Дороги снегом замела И сугробы нагребла | | ваются здорового режима дня | |
4. Воспроизведение содержания картины (устно). Запись самостоятельно составленного текста с использованием в нем опорных слов | Коллективная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Думаю, вы уже готовы создать свой текст-описание по репродукции картины. Поэтому пришло время попробовать свои силы в творческой работе. Попробуйте устно воспроизвести содержание картины. – А теперь запишите текст само-стоятельно в своих тетрадях. Детям, слабым в речевом развитии, можно предложить готовый текст, где нужно вставить пропущенные в словах буквы (см. ресурсный материал к уроку) | Слушают задание учителя. Составляют устный текст описательного характера по картине. Слушают комментарии и дополнения уча-щихся и учителя. Самостоятельно записывают текст в тетрадях | Пр. – создают в воображении яркие словесные образы, составляют под руководством учителя описательные тексты по репродукции картины. Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами. К – оценивают эстетическую сторону высказывания | Фронтальный (беседа по вопросам, нахождение си- нонимов, запись предло- жения). Индиви- дуальный (творческая работа) |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на во- просы | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Домашнее задание (подготовка к словарному диктанту) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |
Приложение
Загадки
Пришла девушка Беляна, Побелела вся поляна. (Зима.) Летели серые гуси, Нароняли белого пуха. (Тучи, снег.) Старик-шутник на улице стоять не велит, За нос домой тянет. (Мороз.) Кругом нашего села Бежит лошадка весела. (Вьюга.) | Две Палашки бегут в лески, Загнувши носки. (Лыжи.) В огне не горит и в воде не тонет. (Лед.) Вырос лес, белый весь. Пешком в него не войти, На коне не въехать. (Морозный узор на стекле.) Одной – зимой отдых, Другой – летом, Третьей – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь.) |
Рассказ о творчестве художника
В. М. Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника. Через два года семья переехала в село Рябово, той же Вятской губернии, и детские впечатления художника связаны с этим затерянным среди вековых лесов и холмов северного края селом. Каждое время года приносило сыновьям священника (Витя был вторым из шести сыновей) те же заботы, развлечения, радости, что и любому деревенскому парнишке, Отец Васнецова, Михаил Васильевич, много читал, увлекался естественными науками, астрономией, любил рисовать. Он сам учил сыновей грамоте, учил слушать и различать голоса птиц, помогал составлять гербарий, рассказывал о цветах, деревьях, травах. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе...» – писал художник, когда стал взрослым.
Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок – старенький ящик с красками – и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения. «Это за тридевять-то земель от всякого моря!» – удивлялся позже художник.
Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его в Вятку учиться в духовное училище. В роду Васнецовых все были священниками. Виктора по окончании духовного училища ждала семинария, а затем сан священника. Н. А. Чернышев, учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем, в котором были собраны старинные вятские игрушки, примеры искусной вышивки, резьбы по дереву. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. Виктор впервые увидел, правда, на выцветших фотографиях, «Явление Христа народу» А. Иванова и «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Картины произвели на мальчика незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Отчислившись с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына, но денег на дорогу не было. На помощь пришел польский художник Эльвиро Андриолли. Он предложил разыграть в лотерею первые картины Васнецова «Жница» и «Молочница», написанные маслом. Они всем очень понравились, и лотерея прошла успешно, Виктор получил шестьдесят рублей – по тем временам целое богатство – и отправился в Петербург, в Академию художеств, увозя с собой впечатления от северной природы и от народных гуляний в Вятке, от переливчатой игры жемчуга, бисера и цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубах, виденных им на родине.
Текст для орфографической работы
Виктор Михайлович Васнецов нап_сал замеч_тельную к_ртину «Снегурочка».
Зима. Ночь. Темный лес. Луна озаряет сугробы. Ре_кие алмазные звезды сияют в сумраке н_бес.
На с_р_бристую поляну выб_жала девушка в красивом наряде. На ней пуш_стая парчовая шу_ка, шап_чка с м_ховой опушкой, теплые варе_ки. Парча на шу_ке расш_та удивительным узором: не сн_ж_нками, а з_мл_ничками. В лучистом свете, словно ж_вые, др_жат маленькие ели, тр_пещет тонкая бере_ка. Мерцают в глубине леса, словно св_тлячки, огни д_р_венских изб.
Чары русской ска_ки грели душу художника. В этой к_ртине он передал поэзию и прелесть р_дной природы.
(По И. Долгополову.)