Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Муравьихинская СШ
Социальный проект


Срок реализации проекта: октябрь- апрель Авторы проекта: учащиеся 2 «а» класса
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Красильникова Светлана Ивановна
2013-2014 уч. год.
Паспорт проекта
№ | | |
1. | Общая информация о представляемом проекте | Проект разработан и реализуется на базе МБОУ Муравьихинская СШ |
2. | Полное название образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение Муравьихинская средняя школа |
3. | Адрес, место реализации проекта | 606320, Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район с. Муравьиха, ул. Школьная, д.222 |
4. | | Учитель начальных классов Красильникова Светлана Ивановна |
5. | Телефон, факс, e-mail для связи с руководителем проекта | Тел., факс – 89200306136 Электронный адрес. [email protected]. |
6. | Целевая группа | Учащиеся 2 «а» класса |
7. | Контактная информация | Нижегородская область Д-Константиновский район с.Муравьиха ул. Школьная д.222 тел. |
8. | Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте | В настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Экология - одна из важнейших проблем современного общества. Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что экология - интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать, как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе, а в их головы - экологическое сознание. Данный проект "Помоги птицам зимой" - первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с учетом региональных особенностей. |
9. | Цели и задачи проекта | Цель: создать условия для формирования гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Задачи: 1. Расширить и пополнить знания детей о зимующих в наших краях птицах; 2. Развить интерес к проектной деятельности, 3. Развить навыки самостоятельной и групповой работы ; 4. Развить творческие способности, трудовые навыки; 5. Воспитать любовь и бережное отношение к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно. |
10. | Этапы деятельности по проекту | 1 этап (ознакомительный) – ноябрь-декабрь 2 этап (практический) - декабрь – март 3 этап (подведение итогов) – март-апрель |
11. | Формы работы | Рассказ, беседа учителя о строении птиц, чем они питаются, классификация птиц на перелетных и зимующих, Практическое занятие: «Знакомство с различными видами кормушек», Работа с различными источниками информации. Сбор и изучение информации о составе и видах зимнего корма птиц, Игра – викторина про птиц «Кто живет рядом с нами?» Конкурс рисунков «Помоги птицам зимой», Практическое занятие. Изготовление кормушки. Подкормка и наблюдение за птицами. |
12 | Полученные результаты (количественные и качественные показатели реализации проекта) и социальные эффекты | Ожидаемые результаты можно рассматривать как социальный эффект проекта: развитие у обучающихся, воспитанников первоначальных навыков коллективной работы в подготовке социального проекта, привлечение родителей учащихся 2 «а» как социальных партнеров проекта. Предполагаемые результаты: - получение знаний о зимующих птицах нашего края; - бережное отношение к птицам, забота о них; - правильное изготовление кормушек, - личностные изменения участников проекта Количественные показатели: увеличение количества сотрудников школы-интерната и обучающихся, воспитанников вовлечённых в социально значимую деятельность Качественные показателями проекта: -помощь птицам в зимнее время |
13. | Перспектива развития проекта: | Расширение кругозора детей, обогащение пассивного словаря, активизация речи обучающихся. |
14. | Организации, поддерживающие представленный проект | МБОУ Муравьихинская СШ |
Введение
1.Актуальность выбранной темы.
К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Прочитав об этом в энциклопедии «Птицы мира», мы задумалась, а какие птицы живут у нас в городе? Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки? В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
2. Проблема (идея) проекта.
Кто такие птицы?
Почему некоторые птицы улетают зимой?
Какие птицы остаются зимовать?
Какая роль человека в жизни птиц зимой?
Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?
Какие виды птиц занесены в Красную книгу?
3. Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:
возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу;
и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее прекраснее, и радостнее.
4. Цель проекта. создать условия для формирования гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
5. Задачи.
1. Расширить и пополнить знания детей о зимующих в наших краях птицах и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.
2. Развить интерес к проектной деятельности,
3. Развить навыки самостоятельной и групповой работы ;
4. Развить творческие способности, трудовые навыки;
5. Воспитать любовь и бережное отношение к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно.
6. Расширить и пополнить знания о зимующих в наших краях птицах.
7.Изучить повадки птиц, подобрать корм зимующим птицам.
8.Изготовить кормушки и развесить их .
Вид проекта по содержанию – информационный
Вид проекта по комплектности – метапредметный.
Методы и приёмы:
1.наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа
Всю работу над проектом мы разделили на 3 этапа;
Этапы работы:
1. Информационный этап
Задачи:
Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать
Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.
Узнать, как они приспосабливаются к зимним условиям.
2. Практический этап
Задачи:
Сделать кормушки для птиц, развесить, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
Разработка меню для птиц.
Провели акцию «Покормите птиц зимой».
3. Наблюдения
Задачи:
Весь класс разделился на группы и распределили задачи. Было создано
5 групп
Группа исследователей:
Собирали информацию об особенностях птиц
Провели наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
Изучили, как приспосабливаются к зимним условиям зимующие птицы.
Группа литераторов: отбирали литературные произведения, загадки о зимующих птицах, провели викторину «Знаешь ли ты птиц?». выступили с беседой в «Школе будущего первоклассника»
Группа изобретателей: самая многочисленная - разрабатывала проекты птичьих кормушек , собирала материал о видах кормушек, способов изготовления из подсобных материалов. Показали презентацию «Сделай кормушку» . Результатом являются изготовленные кормушки..
Группа фотокорреспондентов: в ходе работы над проектом, собирали материал о работе проекта, птицах, зимующих в нашем селе. Отчёт представлен в виде листовок- обращения , коллекции фотографий, картинок для оформления проекта.
Группа наблюдателей
Перед нами стояли такие задачи:
-Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушкам
-Какие птицы чаще прилетают?
1. Информационный этап
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего города” и листовку – обращение к ребятам (приложение №1).
Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.
2.Практический этап
После теоретической работы мы приступили к практическому этапу
Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.
Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек
Группа изобретателей приготовила и показала презентацию «Сделай кормушку» . Результатом являются изготовленные кормушки.. Сделали и повесили 10 кормушек
Вывод. Каждому школьнику под силу изготовить самую простую кормушку для птичек.
Группа литераторов провела акцию «Помогите птицам зимой» ,викторину «Знаете ли Вы птиц?» Конкурс рисунков «Зимующие птицы села». Мы обратились к детям и родителям других классов. Раздали листовки с обращением. Написали сочинение «Зимующие птицы
Акция «Покормите птиц зимой!»
Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!
Мы объявили в школе акцию «Покормите птиц зимой!» Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах.1 декабря мы со старшеклассниками вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
3. Результаты наблюдений
Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 3). Из таблицы видно, что основной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками в течение часа. Наблюдения проводились как на улице на территории школы, так и из окна кабинета. У мусорного контейнера на территории школы мы наблюдали чёрного ворона, который был в поиске корма и никого не боялся. Мы записывали в лист наблюдений (Приложение 4) температуру воздуха, облачность и подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке, наблюдали за их поведением, записывали на диктофон голоса тех птиц, которых не видели, а слышали. Так мы услышали сороку и записали только голос, а увидеть её так и не удалось. Затем мы сравнивали голоса птиц с атласом определителем на компьютере, для того чтобы убедиться что именно этих птиц мы услышали и по голосу точно определить что это за птица.
Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками). Сравнив записанные на диктофон голоса птиц с «Атласом определителем», мы определили, что на территорию школы действительно прилетают снегири, дятлы, воробьи, синицы, сойки, чёрный ворон и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв, а меньше всего дятлов. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Заключение
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.
В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
.
Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
И человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки.
Приложение №1

Приметы.
1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Приложение № 2

ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ
ДОРОГИЕ РЕБЯТА !
Птицам холодно зимой,
Птицам голодно порой.
Вы, ребята поспешите,
Их бедняжек подкормите.
Крошки, семечки и сало
Вот чего им не хватало.
Ягоды рябины, орехи и пшено,
В кормушки положите,
Сделайте добро!
Сохранить природу, мы можем без труда,
Повесим лишь кормушки у своего окна.
Ведь все на свете птицы
Нам с тобой друзья!
Подкормите птиц зимой, они нуждаются
в нашей помощи!