Введение
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинчиков себе горячих напечём-
Нам метели и морозы нипочём!
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Масленичная неделя - это народный и веселый праздник встречи весны. Люди прощаются с холодной зимой и зовут теплое весеннее солнышко, выпекая традиционные блины, устраивая народные гуляния и приглашая друг друга в гости. Обычно празднование масленицы, или проводы зимы, длятся целую неделю. Это происходит за восемь недель до Пасхи и приходится на февраль и март. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», " объедуха», «ясочка».
Современные семьи редко празднуют масленицу. И мы не знаем, как этот народный и весёлый праздник отмечается, поэтому и возникла необходимость в создании проекта «Здравствуй, Масленица».
В этом мы и видим актуальность выбранной нами темы для социального проекта.
Методическая цель: способствование общению с родителями и старшеклассниками, умение общаться в своём узком социуме, приобщение учащихся к традиционному народному празднику, развитие умения аргументировано отстаивать свою позицию в учебных целях.
Цель проекта:
Развивать и возрождать национальную культуру, эстетический вкус, умение выражать свои чувства с помощью слов, музыки и танцев, воспитывать уважение к народным традициям и здоровому образу жизни.
Задачи:
Возрождение и распространение народных традиций.
Изучение учащимися русского устного народного творчества, в том числе и на местном материале.
Привлечение местного социума к совместной деятельности через участие в конкурсной программе праздника, подготовке масленичной ярмарки.
Привитие учащимся основ декоративно – прикладного искусства через изготовление поделок для масленичной ярмарки.
Привитие здорового образа жизни и культурного время препровождения.
Поднятие престижа школы в глазах общественности.
Сроки реализации проекта: февраль-март 2022года
Возраст участников проекта: 7 - 17лет.
Тип проекта:
по числу учащихся – групповой, разновозрастной (принимали участие учащиеся 1-11 классы);
по доминирующему методу – игровой, творческий;
по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
по продолжительности –малой продолжительности.
Продукты реализации проекта:
Спортивно- развлекательный праздник «Здравствуй, масленица»
Дегустация блинов «Масленица идет, блин да мед несет»
План реализации проекта:
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап |
1. | Создание творческих групп из числа учащихся и учителей, утверждение плана проекта | За 1,5 месяца до проведения мероприятия | Вожатая, классные руководители |
2. | Заседания творческих групп, распределение обязанностей | На 1 неделе работы над проектом | творческие группы |
3. | Изучение общественного мнения (анкеты) | За 1 месяца до проведения мероприятия | творческая группа |
4. | Разработка сценария праздника | За 1 месяц | творческая группа уч-ся |
5. | Разработка конкурсной программы | За 1 месяц | творческая группа |
6. | Подбор костюмов учащимися, учителями и родителями | За 1 месяц | Классные руководители |
7. | Определение и подготовка необходимого оборудования и оформление для проведения конкурсной программы | Неделя до мероприятия | Ответственный учитель, учащиеся |
8. | Определение места проведения Масленицы, расчистка территории от снега | За 1 дня до мероприятия | Ответственный учитель |
9. | Оповещение о месте и времени проведения Масленицы | Неделя до мероприятия | Творческая группа уч-ся |
10. | Разработка эскиза грамот для награждения | Неделя до мероприятия | Творческая группа уч-ся |
Деятельный этап |
11. | Проведение праздничного мероприятия «Здравствуй Масленица» (приложение 2) | | Ответственный учитель, учащиеся |
12. | Проведение инструктажа по технике безопасности | За 1 день | Классные руководители |
13. | Приведение места проведения Масленицы в порядок | | Ответственный учитель, учащиеся |
Заключительный этап |
14. | Анализ проведенного мероприятия и анкетирование среди учащихся, родителей и жителей микрорайона праздника (приложение 3) | Неделя после мероприятия | Учащиеся 10х классов |
15. | Подготовка репортажа о проведении Масленицы газеты «Арзамасская правда»; «Школьное время», размещение информации на сайте школы (приложение 4) | В течение 3 дней после мероприятия | Члены кружка «Юный журналист» |
Ожидаемые результаты проекта:
Знание учащимися местных фольклорных традиций, устного народного творчества русского народа.
Повышение социальной активности учащихся старших классов, проявление их личной инициативы в организации общественных мероприятий.
Практическое участие учащихся школы и местного населения в подготовке проведении общественных мероприятий.
Повышение статуса школы в глазах общественности, ее соответствие роли социокультурного центра сельского поселения.
Привлечение средств, полученных от проведения масленичной ярмарки на школьные нужды первой необходимости.
Фотоотчет о мероприятии
Достигнутые результаты.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны.. Дети стали ближе с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.
Заключение
Общешкольное спортивное мероприятие «Широкая масленица» проводится в школе уже четвертый год и стало традиционным.
В подготовке участвует практически каждый класс, старшеклассники готовят сценарий представления и масленичный флеш –моб, члены клуба «Олимпиец» готовят задания по станция и грамоты для награждения, учащиеся совместно с родителями пекут блины, мастерят костюмы для презентации на станции «Ой, блиночки мои!», участники объединения дополнительного образования «Мастерица» шьют костюм для чучела «Масленицы». Целую неделю в школе царит творческая атмосфера.
Таким образом, все предложенные станции, так или иначе, связаны со здоровьем и здоровым образом жизни.
Мероприятие получило живой отклик со стороны учащихся, их родителей и жителей 11микрорайона.
В качестве результатов можно отметить следующие:
- по итогам анкетирования, школьники стали задумываться о своем здоровье и пересматривать собственный образ жизни,
- произошло более детальное знакомство с народными традициями.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как вы считаете ,следует ли знакомить детей с русскими традициями, народным творчеством?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с русским народным творчеством?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Какие народные праздники, обычаи вы знаете?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Как вы знакомите детей с русским народным творчеством?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Что вы можете предложить организовать в школе по ознакомлению детей с русским народным творчеством и какое участие принять сами?
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как вы знаете русские традиции связанные с народным творчеством?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с русским народным творчеством?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Какие народные праздники, обычаи вы знаете?
____________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Ктовас знакомил с русским народным творчеством?
____________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________
Что вы хотели бы предложить организовать в школе связанное с народным творчеством и где хотели бы принять участие сами?
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Литература
1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
2. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор ООО «Гном-Пресс» 2000г
3. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Широкая масленица. Левкина Т. В. Издательство: Даръ.2010г.
5. Масленица. Сценарии, игры, скороговорки. Ростов-на –Дону. Феникс 2009
6. Газета «Последний звонок» №12 /2010 г.
7. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2/2012 г.
8. «Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников», сост. С. А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2011 г.