Совершенствование навыка чтения младших школьников (мастер – класс)
Повышение качества чтения целенаправленное управление обучением чтению
система специальных упражнений и способов действий, влияющих на осмысление, технику, выразительность
Упражнения по совершенствованию навыков чтения: 1) упражнения, направленные на развитие чёткости произношения; 2) упражнения, развивающие скорость чтения вслух и молча; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, направленные на развитие выразительного чтения .
Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения: 1) артикуляционная гимнастика; 2) чтение скороговорок, чистоговорок; 3) игры на звукоподражание; 4) чтение трудных слов с последующим объяснением значения этих слов; 5) чтение слов наоборот.
Упражнения, развивающие скорость, чтения вслух и молча:
«Финиш»
Учитель указывает текст и называет слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав, дети поднимают руку.
«Спринт»
На максимальной скорости прочитать текст про себя, при этом губы сжаты – вопросы известны до начала чтения текста.
«Буксир»
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за ним. Проверка осуществляется путем внезапной остановки.
«Игра в прятки»
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово»
Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
«Молния»
Учитель засекает одну минуту, дети читают вполголоса текст. Отмечают место, где остановились. Затем возвращаются к началу рассказа. Читают ещё раз. Встают те, кто во второй раз прочитал больше, чем в первый.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память в процессе чтения:
-метод динамического чтения;
-чтение строчек наоборот по буквам;
-чтение только второй половины строк;
-нахождение в произведении самого длинного слова;
-зрительные диктанты по текстам И. Т. Федоренко.
Развитие выразительности чтения:
1) указания на особенности чтения произведения данного жанра;
2) соотношение текста с персонажами;
3) объяснение тона, темпа чтения в зависимости от содержания текста.
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан