Совершенствование навыка чтения у младших школьников
Лысикова Ирина Фёдоровна
Учитель начальных классов
МБОУЦСОШ №1
«Уметь читать – значит
извлечь из мертвой буквы
живой смысл».
К.Д.Ушинский
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его реализации принимают участие не только различные анализаторы, но и ряд психических функций. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является как предметным, так и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка и по другим предметам.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у слабоуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания прочитанного. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам.
Интерес к чтению возникает только тогда, когда младший школьник владеет осознанным чтением свободно и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Для овладения читательской деятельностью необходимо знать способы чтения, обладать определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. При обучении чтению педагогу также необходимо учитывать психические процессы, активно влиять на определенные анализаторы: развивать слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста, память, воображение, мышление, речь. Кроме того, важно, чтобы был развит речедвигательный аппарат. Нельзя забывать и о чтении про себя. Чтение про себя и вслух - это разные формы чтения.
Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие, по слогам и целыми словами; третьи целыми словами и лишь некоторые, наиболее трудные слова прочитывают по слогам; четвертые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов, т.е. первоклассники находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершеннее способ, тем медленнее читает ребенок. В таком случае необходимо работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе, т.е. если он читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Из-за ряда причин, изложенных выше, автором были разработаны таблицы для поурочного использования их во время «читательских разминок».
Предлагаемое пособие (состоящее из пятидесяти таблиц, три из которых, как пример, представлены в Приложении 1), построено как система игровых и занимательных упражнений для «читательских разминок».
Данные приемы применялись в течение длительного времени. Наиболее достоверные результаты эффективности прослеживались на 2-х последних наборах первоклассников. Для первой группы первоклассников таблицы использовались недостаточно систематически, т.к. находились в стадии доработки. Для второй - «читательские разминки» проводились ежеурочно, с учетом способа овладения детьми чтением.
По окончании каждого полугодия проводилась диагностика нарушений навыка чтения, а результаты заносились в представленную таблицу (Приложение 2).
Сопоставительный анализ полученных результатов позволяет утверждать, что более систематическое применение таблиц значительно улучшает техническую сторону чтения, дает возможность учителю прослеживать динамику овладения техникой чтения учащимися, в связи с чем, повышаются показатели скорости чтения. Самый высокий показатель скорости чтения у 1 группы - 75 слов в минуту, у учащихся 2 группы-111слов в минуту.
Данные приемы позволили достичь высоких показателей в развитии навыка чтения, проводить уроки развивающими и познавательными, интересными и увлекательными. «Читательские разминки» дают возможность ежеурочно развивать и совершенствовать навык чтения каждого ребенка незаметно для него самого, в игровой форме. А если учитывать и тот факт, что дети приходят в школу, владея различными способами техники чтения, то данный дидактический материал позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
Приложение 1
ТАБЛИЦА № 9
Н
о
айди слоги, где согласный звук мягкий. Составь слова из данных карточек.
К
а
Т
Н
НО
на
А

2. Прочитай предложения:

У








Н и к и т ы ?

У





Т и н ы !
У









Н и к и т ы и К а т и .






3. В 16 клетках 12 букв. Посмотрите на них одну минуту и прикройте.
Запишите на отдельном листе расположение букв в клетках.
Т
АБЛИЦА № 28
1





.
Найди два одинаковых слога.
2. Найдите слово в слове. Объясните значение слов.
Д





у б о к (дуб, бок, код, док, бук)
Д







н е в н и к (веник, век, дни, вид)
Д







о р о г а (рога, город, род, гора, град)




3. Найди букву, которая заблудилась.
Д
окажи.




ТАБЛИЦА № 40


1
Почему гласные [Я], [Ы] стоят в другом ряду от остальных гласных?
Найди слог, где согласный [Ж] мягкий. Почему такого слога нет?
.






2. Слова – перевертыши. Прочитайте слова, написанные наоборот.
Найдите лишнее слово: Вставьте недостающую букву:

К О Н О Р О В А Ж Л У И

И Ж И Ч Л Ы И

Ь Л В А Р У Ж С Н Е И Н К А
И
Ж О Н
У Р Н А Л
И Ж И Р Т С
3. Прочитай пословицу. Как ты ее понимаешь? Сколько слов в этой пословице?
ВЕ | | ЖИ | | ВЕ | | У | | СЬ |
| К | | ВИ - | | К | | ЧИ | |
Приложение 2
Таблица 1.
Результаты диагностики навыка чтения у учащихся на конец 1 полугодия (на конец учебного года)
Компонент навыка чтения | Симптоматика нарушений чтения | Количество учащихся | Процентное выражение |
1группы | 2группы | 1группы | 2группы |
Способ чтения | Послоговое чтение Слог + слово Чтение целым словом | | | | |
Правильность чтения | Замены букв | | | | |
Нарушения звуко-слоговой структуры: - пропуски букв; - пропуски слогов; - добавления букв; -добавления слогов; -перестановки букв; -перестановки слогов. | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Ошибки угадывания. | | | | |
Повторное считывание. | | | | |
Пропуск строки. | | | | |
Считывание верхней строки вместо нижней. | | | | |
Потеря строки. | | | | |
Повторы букв, слогов, слов. | | | | |
Грамматические ошибки: нарушение согласования. | | | | |
Выразительность | Отрывистое или слитное чтение. | | | | |
Отсутствие дифференциации в использовании пауз. | | | | |
прод. табл.1
Компонент навыка чтения | Симптоматика нарушений чтения | Количество учащихся 1группы 2группы | Процентное выражение 1группы 2группы |
Сознательность чтения: а) пересказ; б) понимание смысла прочитанного | Опускание смысловых частей текста; | | | | |
Непоследовательность изложения; | | | | |
Исключение, добавление, искажение фактов; | | | | |
Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения. | | | | |
Отсутствие навыков воспроизведения по вопросам. | | | | |
Непонимание причинно-следственных отношений. | | | | |
Непонимание временных отношений. | | | | |
Трудности вычленения из текста новой информации; | | | | |
Трудности в выделении главной мысли произведения. | | | | |
Скорость чтения | Медленный темп чтения. | | | | |
Быстрый темп чтения, нарушающий правильность и осознанность чтения. | | | | |
7