Советы по общению с сотрудниками ГИБДД.
Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать.
Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД. Чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.
Сотрудник ДПС в первую очередь должен представиться и объяснить причину остановки. Сразу скажу, что спорить на предмет причины остановки бесполезно, лучше сразу переходить ко второму вопросу.
Если причина остановки – нарушения, то сотрудник ДПС может предложить вам выйти из машины для оформления протокола, но отказ выходить из машины не может являться нарушением или неповиновением, потому что Верховный суд постановил, что сотрудник ГИБДД не может требовать от водителя выйти из автомобиля для оформления протокола. Если сотрудник ДПС будет грозиться «19.3 КоАП - неповиновение законному требованию сотрудника полиции», то можете смело возразить ему. Административный регламент МВД «приказ МВД №185» также подтверждает эту позицию. Но если требования подлежат исполнению, например отказ предоставить документы, то статья 19.3 вполне уместна и в отношении вас могут составить административный протокол.
С 2009 года останавливать автомобили для проверки документов можно было только на стационарных постах ДПС, но с октября 2017 года правила изменились, и теперь сотрудники ДПС могут останавливать нас с вами в любом месте официально. В списке причин для остановки автомобиля, помимо правонарушения, содержится ещё с десяток пунктов: например, у сотрудника ГИБДД есть основания полагать, что водитель находится в нетрезвом состоянии или причастен к правонарушению.
Список причин, по которым сотрудник ДПС может остановить на дороге (пп. 84.13 Административного регламента МВД):
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- Необходимость использования транспортного средства.
- Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства
- Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Перечисленного уже достаточно, чтобы понять, что у сотрудника ГИБДД всегда найдётся причина вас остановить. Недобросовестные сотрудники ДПС пользуются таким положением вещей и часто останавливают вас для того, чтобы решить вопрос на месте: во-первых, никогда не соглашайтесь на это, потому что дача взятки - это является уголовным преступлением ровно таким же, как и получение взятки; во-вторых, если вы уверены, что ничего не нарушали, то можете отставить свои права в суде.
Итак, алгоритм действия при остановки следующий: вы остановились и открыли окно автомобиля. Второе, законодательством предусмотрена возможность снимать действия сотрудников ДПС на видео и это видео сможет стать доказательством в суде. Если у вас есть видеорегистратор, то поверните его в сторону окна, ну или снимите видео на телефон. Сразу замечу, что если у вас нет оснований полагать что сотрудник ГИБДД будет нарушать ваши права, то не очень хорошо тыкать ему в лицо мобильным телефоном. Далее, вы можете попросить представиться и потребовать удостоверение. Но мой вам совет - если сотрудник ГИБДД не приступает закон, не раздражайте его от подобного рода вопросами, представьте себе, если каждый остановленный водитель будет тыкать ему камеру в лицо и требовать удостоверение.
После озвучивания причины остановки, вы, по требованию сотрудника ДПС, должны предоставить ему документы - свидетельство о регистрации, водительское удостоверение и страховой полис. Кстати, с 2020 года страховку можно предоставлять со смартфона.
Если у вас документы все в порядке, и вы ничего не нарушили, то к вам претензий быть не должно. Если же сотрудник ДПС посчитает, что вы нарушили правила, то он оформит протокол и спросит ваше мнение. Если вы не согласны с этим, то должны отразить своё мнение в протоколе. Ну имейте в виду, что эта позиция не должна меняться, иначе в суде это будет восприниматься как попытка уйти от ответственности. Сразу хочу сказать, что сотрудники патрульно-постовой службы в отличие от ДПС не имеют права оформлять административный протокол, потому как при нарушении правил дорожного движения они имеют право это сделать только с привлечением сотрудников ГИБДД. Ещё, если у вас возникает конфликтная ситуация, при которой сотрудник ДПС нарушает закон или превышает свои полномочия, то обязательно звоните в дежурную часть или в службу собственной безопасности.
При досмотре автомобиля не стоит открывать багажник без протокола и понятых. Вы должны сообщить сотруднику ДПС что готовы открыть и двери, и багажник автомобиля, но при условии - приглашение понятых и оформление протокола досмотра. Инспектор может вам сказать, что это не досмотр, а всего лишь осмотр. А вы можете в свою очередь предложить ему осмотреть машину визуально внешне, а салон, через боковые стёкла автомобиля. Но у инспекторов ДПС, как и у всех нас, есть свои лайфхаки, например, они могут потребовать от вас аптечку или аварийный знак. Вы в ответ можете сказать, что всё это находится в багажнике, а для того, чтобы его открыть, необходимо составить протокол досмотра с привлечением понятых. Разница осмотра автомобиля от его досмотра заключается в том, что при осмотре автомобиля никакого протокола не составляется, а инспектор просто визуально руками за спиной осматривает автомобиль и заглядывает в салон через окошко, а вот для досмотра автомобиля необходимо оформление протокола и привлечения двух понятых, либо фиксация всего на видеокамеру, но при этом никаких досмотров личных вещей не может быть.
Даже если суды первой и второй или третьей инстанции занимают позицию против вас, это не повод не продолжать борьбу. Очень много дел, дошедших до верховного суда, были прекращены в виду многочисленных нарушений.
Берегите себя и уважайте других участников дорожного движения.