СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные дети: проблема изменения восприятия информации»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье пойдет речь об основных типах восприятия, которые  преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия.

Просмотр содержимого документа
««Современные дети: проблема изменения восприятия информации»»

Выступление на педсовете: «Современные дети; проблема изменения восприятия информации», 02.11.2017

Сегодня на педсовете я хотела бы сказать об основных типах восприятия, которые преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств. На данный момент выделяют чаще всего визуальный тип восприятия, аудиальный и кинестетический. Также в последнее время многие говорят о таком типе восприятия, как дискреты Ведущего канала нет. Восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен).

Вообще, дискретов можно отнести к "вымирающему типу", таких людей среди нас довольно мало, около 1-2%. Кинестетиков несколько больше – по разным данным от 3 до 5-8%. Аудиалов, людей, воспринимающий информацию на слух около 10-12%. И, как Вы уже догадались, большинство из нас – визуалы. 80-85% людей, живущих на нашей планете воспринимают информацию преимущественно через зрение. Но обычно деление происходит именно по трем основным типам.

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал. Так же выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов и т. д.

Аудиальный тип восприятия — человек, получает основную информацию через слуховой сенсорный канал. Сама аудиальная репрезентативная система делится на 2 направления восприятия: ‒ аудиально-тональная — это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т. е. звук как физическое явление, в чистом виде); ‒ аудиально-дигитальная — система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т. е. восприятие звука в логической, смысловой форме).

Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения. Более подробно с темой восприятия можно ознакомиться у таких авторов как: Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, Н. Н. Ланге, К. Коффка и у других.

В этом году, было принято решение провести исследование в школе. Были поставлены две цели: Определить какой тип восприятия преобладает у школьников. Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему. Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 87 человек. Изучив методические подходы, которые предлагаются для данной темы, было принято решение взять «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». В методике 48 вопросов, следует отвечать «да» или «нет». Далее путем подсчета выясняется, какой тип восприятия у данного испытуемого. Обработав и проанализировав весь полученный диагностический материал, были получены результаты, которые представлены на слайде.

По результатам мы видим, что у данных школьников преобладает визуальный тип восприятия, дальше идет аудиальный тип восприятия, но разрыв у них минимальный, далее кинестетический. Также учащимся был задан вопрос, что они думают на тему: какому типу легче учиться в школе. На данный вопрос, большинство ответили, что аудиалам легче всего учиться в школе, т. к. большая часть информации дается именно устно, не смотря на увеличение визуальных пособий, использование интерактивных досок и т. д., что является бесспорным фактом. Сложнее всего учиться кинестетикам, ведь им больше требуется практики, времени. Т. к. методика проста в обработке, школьники сразу узнавали, какой тип восприятия у них, спорных ситуаций не возникало, они соглашались с результатами и подтверждали общее мнение, кому легче или сложнее учиться. Из полученных данных, можно сделать вывод, что было бы не плохо, если бы такие исследования проводились в школах и программы по возможности были доступнее для всех типов восприятия. По результатам были составлены учебные рекомендации для каждого типа восприятия и вот некоторые из них: Школы достаточно оснащены для визуалов: плакаты, графики, правила, вынесенные на бумагу — стоит обращать внимание учеников на данные вещи. Также чаще использовать различный раздаточный материал, например, можно раздавать в начале урока основные моменты новой темы, выведенные на лист бумаги в схемах и таблицах. Еще одна небольшая рекомендация, очень часто именно визуалы хотят сидеть на первых партах — при возможности разрешать им это. Аудиалы очень чутко реагируют на звуки, тембр голоса, ритм речи и одна из рекомендаций для педагога — при объяснении новой темы выделять интонационно основные, важные моменты. Аудиалы лучше запоминают информацию, когда проговаривают ее вслух. Данный способ используется в основном в младшей школе, но можно использовать и в старших классах, если в данной среде преобладают аудиалы, то основную информацию можно в конце занятия проговаривать всем классом или по очереди, а если аудиалов мало, то можно их попросить индивидуально представить новую информацию для всего класса. Аудиалам также можно предложить пользоваться аудио/видео курсами, книгами, во внеурочное время это идеальный вариант для эффективной учебной работы. Было выявлено, что именно в этой среде очень много кинестетиков, одна из главных рекомендаций, по моему мнению, это привязывать новый материал к какой-либо практической деятельности, т. е. в начале занятия, например, говорить, где понадобятся новые полученные знания. Кинестетикам движение помогает лучше работать/запоминать, поэтому если школьник, сидя за партой, делает движения пальцами рук, крутит ручку и т. д., но при этом никому не мешает, не стоит его одергивать. Так же есть такой факт, что кинестетикам нужно немного больше времени, чем аудиалам или визуалам, чтобы обработать полученную информацию, разложить ее у себя по полочкам, поэтому не стоит слишком торопить таких детей.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.