Современные нормативно – правовые основы образования
Цели модернизации образования
Формирование человеческого и квалификационного капитала страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России
Модернизация образования
- смена образовательной парадигмы
- процесс переориентации российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход
Отличие «компетентностного подхода» от знаниевого
1. Главный результат образования – не отдельные знания, умения, навыки, а способность и готовность человека к эффективной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
2. Соединение интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования.
3. Нацеленность на рефлексивную оценку учащимися своих возможностей.
Отличие «компетентностного подхода» от знаниевого
4. Становление личностной позиции учащегося, формирование у него ценностного отношения к знанию, к своей деятельности вследствие осмысления образовательного процесса.
5. Возможность индивидуализированной оценки ученика, в частности, выявление его собственного образовательного приращения, вне сравнения с едиными нормами оценки.
Трудности внедрения «компетентностного подхода»
- особенности организации учебного процесса;
- консервативность педагогического сообщества;
- недостаточная осведомленность родительской общественности
Компетенция
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности
Компетентностный подход
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Основные проблемы современного российского образования
- Формальная включенность части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное общество
- Сохраняющийся в системе образования патерналистический характер принятия и исполнения решений
Государственная образовательная политика
Государственная образовательная политика – особая область политики государства, местного самоуправления
– система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования
– идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации
Образовательная политика:
- устанавливает коренные цели и задачи развития образования
- гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества
Задача образовательной политики на современном этапе
- достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства
Направления образовательной политики
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Развитие учительского потенциала
4. Изменение инфраструктуры школьной сети
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы
- Целью Программы - создание условий для эффективного развития российского образования , направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
- задача 1 "Создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании";
- задача 2 "Развитие современных механизмов и технологий общего образования";
- задача 3 "Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей";
- задача 4 "Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики";
- задача 5 "Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов".
Реализация Программы приведет к
- формированию сети вузов , ориентирующиеся на ключевые отрасли региональных экономик;
- внедрению новых федеральных образовательных стандартов высшего образования и среднего профессионального образования;
- созданию ресурсов и программ для учащихся образовательных организаций;
- созданию ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- реализации мер по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной инфраструктуры;
- обеспечению подготовки не менее 2 тыс. специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам;
- внедрению контроля качества среднего профессионального и высшего образования;
- обеспечению функционирования системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и т. д.
https://rg.ru/2016/09/26/minobrnauki-vernet-v-shkolu-obshchestvenno-poleznyj-trud.html
Основные направления развития воспитания
- обновление содержания воспитания , внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов ;
- содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей ;
Основные направления развития воспитания
- расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка , с учётом его потребностей, интересов и способностей;
- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей ;
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования ;
- развитие у подрастающего поколения интереса к чтению
- http://minobr74.ru/LegalActs?FilterAdoptionDateFrom=&FilterAdoptionDateTo=&FilterNumber=&FilterType=107
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»
Концепция развития естественно-математического и технологического образования
Цель - достижение конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического образования посредством
рационального использования педагогических, информационных и технологических возможностей организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурной сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур
Задачи
Создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования
1
Создание мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в развитие естественно-математического и технологического образования
2
Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководителей, привлечение молодых специалистов в сферу образования
3
Формирование комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования
4
Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Должностные обязанности
- Должен знать
- Требования к квалификации
Должностные обязанности
- Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета
- Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической науки, а также современных информационных технологий и методик обучения
- Разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ
- Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
- Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)
Должен знать :
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты , регламентирующие образовательную деятельность, трудовое законодательство, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- Конвенцию о правах ребенка ;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену ;
- методику преподавания предмета;
- программы и учебники по преподаваемому предмету;
- методику воспитательной работы
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
- современные педагогические технологии
Требования к квалификации
- Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы
- либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы
Законодательства Российской Федерации об образовании
- Конституция РФ
- Закон об Образовании в Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка
- Семейный кодекс РФ
???
25
25
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Предмет регулирования Федерального закона «Об образовании в РФ»
а) реализация права на образование;
б) общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование .
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (34 понятия )
31) участники образовательных отношений –
обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
32) участники отношений в сфере образования –
участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
17) образовательная деятельность –
деятельность по реализации образовательных программ;
Педагогический работник -
Качество образования -
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности
Качество образования –
комплексная характеристика , выражающая степень
соответствия федеральным государственным
образовательным стандартам , образовательным стандартам,
федеральным государственным требованиям
и (или) потребностям физического или юридического лица ,
в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность,
в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы
Глава 2. Система образования Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает
- федеральные государственные образовательные стандарты
- организации, осуществляющие образовательную деятельность , педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации , осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования ;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения
2. Образование подразделяется на
- общее образование
- профессиональное образование
- дополнительное образование
- профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования
- среднее профессиональное образование
- высшее образование - бакалавриат
- высшее образование - специалитет, магистратура
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации
http://edunews.ru/entrants/higher-education/vtoroe-vysshee-obrazovanie/info/magistratura.html
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
- Федеральные государственные образовательные стандарты …. являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся , освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения
Статья 12. Образовательные программы
10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ , являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
http://fgosreestr.ru
http:// fgosreestr.ru
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
- Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации
- При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии , электронное обучение.
9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации , осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций , осуществляющих образовательную деятельность.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
- В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций , осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях , осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме .
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях , осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения , образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка , иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации ;
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников….;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья , организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
18) установление требований к одежде обучающихся , если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации;
… ..
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
- обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ , соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям , соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся ;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся , работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся , родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации
http://logos-pravo.ru/page.php?id=4669
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
- выбор организации , осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья ….;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение , в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
9) уважение человеческого достоинства , защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений ;
11) каникулы ;
14) переход с платного обучения на бесплатное обучение ;
20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами , учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
22) развитие своих творческих способностей и интересов , включая участие в конкурсах, олимпиадах , выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий , которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами .
Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду , не предусмотренному образовательной программой, запрещается .
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, … создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации , осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны :
1) добросовестно осваивать образовательную программу , выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия , осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы ;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность ….;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья , стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации , осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
3) знакомиться с уставом организации …
4) знакомиться с содержанием образования , используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
;
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны :
- обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, …, требования локальных нормативных актов;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации , осуществляющей образовательную деятельность.
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность , предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 5.35 КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей .
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток .
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
( ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ, ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. 3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания , свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность ;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий , материалов и иных средств обучения и воспитания в порядке, установленном законодательством об образовании;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства , на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени ;
6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися , ...., предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом …Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется локальным нормативным актом организации , осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Статья 92 ТК РФ. Сокращенная продолжительность рабочего времени
Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны :
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень ;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности ;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2. Педагогический работник, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не впра ве оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника .
3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации …
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося , развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности ( овладение чтением, письмом, счетом , основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля , культурой поведения и речи , основами личной гигиены и здорового образа жизни).
2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося ( формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению ).
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося , развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности .
Закон
«Об образовании»
1996-2007 гг
Закон
"Об образовании в Российской Федерации"
2012 г
Трудовой кодекс (ТК РФ) 2016 с комментариями
Трудовой кодекс РФ (далее, также – ТК РФ) принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и вступил в действие с 1 февраля 2002 года.
http://logos-pravo.ru/page.php?id=6086
Статья 15 ТК РФ. Трудовые отношения
- Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя , подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором
Статья 91 ТК РФ. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени
- Рабочее время - время , в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности , а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Статья 101 ТК РФ. Ненормированный рабочий день
- Ненормированный рабочий день - особый режим работы , в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Статья 333 ТК РФ. Продолжительность рабочего времени педагогических работников
- Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
- В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре
Статья 336 ТК РФ. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником
- повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) применение, в том числе однократное , методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности
Гражданский кодекс РФ
в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ
Глава 8. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА И ИХ ЗАЩИТА Статья 150. Нематериальные блага
1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона , неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Статья 152.1. Охрана изображения гражданина
- 1 . Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина . После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
- 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
- 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
- 3) гражданин позировал за плату.
Статья 152.2. Охрана частной жизни гражданина
1. Если иное прямо не предусмотрено законом , не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Не являются нарушением правил , установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор , хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах , а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.
4. В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации , а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
https://rg.ru/2016/09/26/minobrnauki-vernet-v-shkolu-obshchestvenno-poleznyj-trud.html
https://rg.ru/2016/10/01/olga-vasileva-pogovorila-s-deputatami-ob-otmene-ege-i-o-zvezdah.html
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. № 24480)
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета, курса;
- Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы.
Если ребенок занимается в организации дополнительного образования, может ли он не посещать занятия внеурочной деятельности в школе?
- обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (частью 1 статьи 43 ФЗ N 273-ФЗ)
- обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п 7 части 1 статьи 34 )
Что делать родителям (законным представителям), если администрация общеобразовательной организации требует посещать занятия внеурочной деятельности, несмотря на то, что ребенок занимается в организации дополнительного образования?
- родители (законные представители) вправе обратиться к учредителю данной организации, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования
- в образовательной организации локальным актом устанавливается порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Каким образом родители (законные представители) могут повлиять на формирование плана внеурочной деятельности (выбор направлений деятельности, количество часов и др.)?
- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
- выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка формы получения образования и формы обучения, организации, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
частями 1 и 3 статьи 44