СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное обучение. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.

Давайте рассмотрим особенности применения основных современных образовательных технологий.

Технология проектного обучения

Проектное образование предполагает не столько передачу учащимися опыта прошлого, сколько расширение их собственного опыта, обеспечивающего личностный и общекультурный рост.

Цель продуктивного проектного образования — предоставить ученикам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающие, более осознанно подходить к профессиональному самоопределению.

Данную технологию я использовала на практике пробных уроках, которая основана на методе подготовки и защите проекта по определенной теме. Например, проект на тему: «Как зимой помочь животным?»

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение − это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность, обучаемых с усвоением или готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учётом принципов целеполагания и проблемности.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Данную технологию я использовала на практике на уроке математике: Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается.

Например, на уроке математики в 3 классе по теме: «Умножение двузначного числа на однозначное» подвела класс к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4х6, 20х3, 9х8, 10х6 и т. д. Последним был о выражение 14х6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

Технология разноуровневого обучения

Технология призвана обеспечить организацию учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом их особенностей развития, способностей, качеств.

Цель разноуровневого обучения – обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей; приспособить обучение к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.

У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающих быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающие утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Учителя для разноуровневого обучения используют:

·   Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

·   Альтернативные задания для добровольного выполнения

·   Задания, содержание которых найдено учеником

·   Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Данную технологию я использовала на производственной практики, где подбирала задания для одаренных детей и детей, испытывающих трудности, которые я включила в свой урок.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками в коррекционных группах, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ, что дает положительные результаты в обучении.

Данную технологию я использовала на практике, где на каждом уроке я проводила физминутку для детей, что позволило снизить утомляемость учеников, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность школьников.

Игровая технология

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.

Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

Например, данную технологию я использовала на уроке русского языка, где провела игру « Почтальон»

Целью, которой было закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Задания: 
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. 
Составить предложения, используя данные слова. 

Информационно-коммуникационных технологий

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Например, на практике я показывала видеоролик или презентацию по русскому языку, проводила Квест по технологии.

Технология критического мышления

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Это система стратегий, которая позволяет формировать мыслительные умения, такие как эффективная работа с информацией, принятие осмысленных решений, взаимодействие с окружающим миром. При развитом критическом мышлении человек овладевает разнообразными способами интерпретации и оценки информации, видит противоречия в тексте, умеет аргументировать свою точку зрения и сопоставлять ее с точки зрения своего собеседника.

Главная цель технологии критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Основной путь к самообразованию – развитие критического рефлексивного мышления.

Например, на уроке окружающего мира я использовала прием «Кластер», на уроке математики я использовала прием «учебно-мозговой штурм»

Технология обучения в сотрудничестве

Особое внимание в работе с детьми с целью формирования коммуникативных компетенций уделяю технологиям сотрудничества. Главная ее идея – учиться вместе, а не просто что–то выполнять вместе, это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, но и формирования коммуникативной компетенции.

Сотрудничество – такой уровень учебно–воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.

Например, на уроке литературного чтения я разделила ребят на три группы, где им было необходимо прочитать текст по ролям. Их главной задачей было изучить внимательно текст, распределить роли, а затем представить инсценировку сказки по ролям.




Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ЗПР обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Целью реализации образовательной программы начального общего образования является формирование у обучающихся с задержкой психического развития общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Принципы реализации образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития в рамках начального общего образования следующие:

1. ориентация на индивидуальные особенности и достижения в развитии, опора на практический опыт при овладении навыками;

2. изменение объема и адаптация содержания программного материала. Значительное упрощение программного материала или использование специальных образовательных программ и соответствующей дидактики;

3. наличие коррекционных мероприятий в структуре программы. Важно решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде;

4. вариативность форм обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная);

5. разработка индивидуального учебного плана с применением наглядности, использование специальных приемов и методов работы;

6. индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы;

7. адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной образовательной программой;

8. участие родителей в реализации адаптированной общеобразовательной программы;

9. учет принципов сбережения здоровья.

Общие требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися с ЗПР группируются в соответствии с действующим ФГОС начального общего образования и обязательно дополняются группой специальных требований к развитию жизненной компетенции ребенка с ЗПР, получающего образование в среде нормально развивающихся сверстников, в соответствии с направлениями Программы коррекционной работы.

Задачи программы:

· своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;

· определять особые образовательные потребности де­тей с задержкой психического развития;

· определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структу­рой нарушения развития и степенью его выраженности;

· создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образова­тельной программы начального общего образования и их ин­теграции в образовательном учреждении;

· осуществлять индивидуально ориентированную психо­лого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психическо­го и (или) физического развития, индивидуальных возмож­ностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

· обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

· оказывать консультативную и методическую помощь ро­дителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, пра­вовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определя­ют следующие принципы:

— соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ре­бёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— системность. Принцип обеспечивает единство диаг­ностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений де­тей с задержкой психического развития, а также все­сторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помо­щи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— вариативность. Принцип предполагает создание вари­ативных условий для получения образования детьми, имею­щими различные недостатки в физическом и (или) психичес­ком развитии.

—рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законо­дательством прав родителей (законных представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обяза­тельное согласование с родителями (законными представите­лями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.

Учебный предмет «Окружающий мир» является специфическим для обучения младшего школьника с задержкой психического развития, что обусловлено значительным отставанием обучающегося в общем и речевом развитии от своих сверстников. Поэтому занятия по предмету «Окружающий мир» рассматриваются как коррекционные и носят интегративный характер. Их целью является создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития обучающегося, его познавательной деятельности. В календарно-тематическом планировании данной рабочей программы для каждого урока определены цели учебные и коррекционные. Основной задачей уроков по предмету «Окружающий мир» является формирование элементарных представлений и понятий, необходимых как при обучении другим учебным предметам, так и для практического применения в социально-бытовой среде.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащегося, коррекции его мышления.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, обучающих электронных презентаций, предметных и сюжетных картин.

На экскурсиях учащемуся предстоит познакомиться с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, ребёнок учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающегося.

Обучающийся должен усвоить следующие представления:

- о мире живой и неживой природы;

- о человеке, работе его органов чувств;

- о погоде и её явлениях;

- о смене времён года.

Обучающийся должен уметь:

- правильно и точно вызывать изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

- называть своё имя, фамилию, возраст, пол;

- называть и показывать органы чувств человека.