Современные образовательные технологии на уроках труда (технологии)
На уроках технологии учитель может применять различные современные образовательные технологии: информационно-коммуникативную технологию, проектный метод обучения, проблемное и модульное обучение, игровая технология, здоровьесберегающие технологии. Применение данных технологий сделает урок интересным, развивающим, соответствующим требованиям ФГОС.
Информационно-коммуникативная технология используется на уроках технологии и вносит в урок яркость и неповторимость. Презентации и электронные образовательные ресурсы являются сегодня непосредственным помощником в проведении урока. Это мультимедийные презентации, видеоролики, музыкальное сопровождение, различные интернет ресурсы. Всё это активизирует познавательную деятельность учащихся, мотивирует к изучению предмета. На уроке можно проводить тестирование, а также при помощи данной технологии разрабатывать игры различные по сложности и различные задания для учащихся по теме урока, используя различное программное обеспечение и ресурсы интернета. Так для разработки тестов можно использовать программу My Test. MyTestX это - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Программа MyTestX работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении и др. К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры… В MyTestX можно использовать любую систему оценивания от 2-х до 100-бальной. Систему оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.
Кроме использования программного обеспечения можно использовать для работы на уроке различные ресурсы интернета. Интересным является ресурс Learningapps.org. При помощи данного ресурса можно разрабатывать задания различного уровня сложности и характера. Такие задания, как «Найди пару», «Классификация», «Сортировка картинок», «Кроссворды», викторины, пазлы, игра «Кто хочет стать миллионером» и многие другие. Учитывая способности детей и разрабатывая соответственно задания для детей различного уровня – каждый ученик будет успешен на уроке, а значит он будет заинтересован предметом. Задания такого характера можно применять на любом этапе урока. Для определения темы урока, для закрепления и повторения изученного материала, для выдвижения предположений, при изучении нового материала.
Использование цифрового оборудования на уроках технологии обеспечивает высокую подготовку педагога к занятию, рациональное использование времени на уроках предоставления нового материала урока, обеспечивает высокую мотивацию учащихся к занятиям по предмету, возможность работы нескольких учащихся над одним заданием, проблемой. Учащиеся имеют возможность демонстрировать свой опыт работы, свои достижения, как индивидуальные, так и при работе в группе. Интерактивная доска на уроке открывает большие возможности для работы на уроке. При изучении тем на уроках можно использовать интерактивные презентации с заданиями на различных этапах урока: для повторения изученного материала, во время изучения нового материала, а также для его закрепления.
Одной из современных технологий на уроках технологии, является проектная деятельность. Проектная деятельность заключается в разработке и изготовлении нового продукта учеником под руководством учителя и постепенно переходит в самостоятельную деятельность школьника. Изготавливая изделие, учащийся учится проектировать, моделировать, изготавливать изделие, анализировать, оценивать, вносить поправки, корректировать, работать на различном оборудовании. Во время работы над проектом, ученик должен продумать до мелочей свой продукт деятельности, зарисовать эскиз изделия, на основе которого должен построить чертёж, выполнить его моделирование, найти оптимальные способы обработки, изготовить изделие, оформить документацию. Ученик должен уметь работать над творческим и исследовательским проектом, понимать в чем разница одного от другого.
Творческий проект состоит из двух частей: изготовление изделия и разработка документации на изделие. Исследовательский проект должен включать в себя какое –либо исследование по выбранной тематике и это не только опросы и анкетирования, но и поиск информации в различных источниках, беседы с людьми, посещение музеев, выставок, анализ собранной информации по выбранной теме проекта. На уроках технологии по программе предполагается выполнение одного проекта учеником в год на любую тематику, связанную с предметом. Тему проекта ученик может выбирать сам, совместно с учителем. Учителю необходимо составить перечень примерных тем творческих и исследовательских проектов для учащихся разных классов, соответствующих их возрасту. Проект учениками выполняется как индивидуально, так и в парах и группах. На уроке учащимся невозможно качественно выполнить проект из-за недостаточного количество отведённого времени на его выполнение, поэтому выполнение проекта продолжается на кружке или в домашних условиях, как выполнение домашнего задания.
Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения: - решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем; - решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем; - создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п. Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. На уроке технологии перед детьми можно поставить как теоретическую, так и практическую проблему. Например, в начале урока попросить учащихся обработать какую – либо деталь или узел (с обработкой которых они ещё не знакомы). В этот момент дети понимают, что они не могут справиться самостоятельно, перед ними встает проблема «Как это сделать» Работа в парах или группах позволяет решить проблему и найти оптимальный вариант её решения.
Модульное обучение (как развитие блочного) — такая организация процесса учения, при которой ученик работает с учебной программой, составленной из модулей. Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему. Модуль состоит из следующих компонентов: — точно сформулированная учебная цель (целевая программа); — банк информации: собственно, учебный материал в виде обучающих программ, текстов; — методическое руководство по изучению материала (достижению целей); — практические занятия по формированию необходимых умений; комплекс оборудования, инструментов, материалов; - диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углублённом. Программный материал подаётся одновременно на всех возможных код рисуночном, числовом, символическом и словесном. Модули могут быть более или менее крупными. Определённой фиксации требует последовательность прохождения для некоторых модулей, где один опирается на результаты изучения другого. Кроме того, могут возникать к связи типа одновременного (синхронизированного) прохождения модулей по разным предметам, что становится вариантом их интегративного изучения. Модуль обычно состоит из блоков, но могут и модули объединяться в блоки. При работе с учащимися в данной технологии необходимо разработать рабочий лист, на котором будут прописаны все модули их цели, информация и задания по модулю, а также критерии оценки работы учащихся.
Игровая технология так же может применяться на уроках технологии. Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры. Это могут быть игры итоговые, выявляющие усвоения знаний по разделу программы, по всей программе полностью, например, «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером», игры, направленные на развитие профессиональных качеств учащихся, деловые игры, например, игра «Устройство на работу» и другие. Игра на роке является активным методом обучения. Учащиеся, во время проведения такого урока, являются активными участниками игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Технология деловой игры состоит из следующих этапов: Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: — учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп). Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения. Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый. Этап анализа и обобщения, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Здоровьесберегающие технологии. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического взаимодействия. Одной из центральных задач модернизации образования является построение здоровьесберегающего образования. Данная задача не может быть решена, если мы не будем сами осознанно относится к своему здоровью. Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности. С целью здоровьесбережения учеников возникает необходимость включения в двигательный режим школьника мероприятий, направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины и кисти.
На уроках технологии проводятся физкультминутки, которые являются обязательной составной части урока (по 1-2 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на экране. Упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем. Такие упражнения хороши, когда ученикам так необходима физическая разминка, разрядка, резкая смена деятельности.
Упражнение «Росток» способствует повышению активности организма. Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.
Для улучшения мозгового кровообращения проводится упражнение «Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить 3 раза.