Т.Ю. Сутюшева
Россия, Челябинск
Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Аннотация. В статье описан опыт использования приёмов и методов формирования математической, читательской, компьютерной, информационной и естественнонаучной грамотности на уроках в начальной школе.
Abstract. The article describes the experience of using techniques and methods for the formation of mathematical, reading, computer, information and natural science literacy in elementary school lessons.
Ключевые слова: функциональная грамотность, знания, личность, технология, приемы развития.
Key words: functional literacy, knowledge, personality, technology, development techniques.
Требования современности таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо решить рационально и неординарно решение. Поэтому и перед педагогами ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Отсюда одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
Для формирования функциональной грамотности используются такие педагогические технологии, как технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Приемы развития математической грамотности:
1.Уровневая дифференциация обучения. Технология «Б и С». Биоинформатика - способность мышления обрабатывать информацию (биологическая среда и информационные возможности мозга). Синергетика - взаимодействие всех субъектов обучения, направленное на качественное усвоение учебной информации (самоорганизация).
БиС-технология формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее. Задания даются по трем уровням: НПС (низкий порог сложности), ППС (промежуточный порог сложности), ВПС (высокий порог сложности). К каждой теме создан свой ОСУД – алгоритм выполнения действий. (рис.1).
Рис. 1. ОСУД
2. Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.):
Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.
3. Нестандартные задачи.
Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, которое дал Данила, отметь на плане цифрами шесть объектов.
1. Терминал.
2. Магазин «Продукты».
3. Аптека.
4. Магазин «Зоотовары».
5. Магазин «Спорттовары».
6. Магазин «Всё для рукоделия».
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Приемы развития читательской грамотности:
1.Проект «Чтение в радость».
Это проект поддержки и развития чтения, который состоит из нескольких взаимосвязанных программ и проектов, которые в свою очередь используют различные формы и методы работы по развитию читательских навыков детей.
2. Технология «БиС». Технологическая карта «Устный урок».
Развитие основных видов мышления, входящих в состав ведущей учебной деятельности. Части урока: ТСЗ (тематический словарный запас) перекрестный опрос, критический опрос. Применение МПМ (матрицы посадочных мест). Приложение 2.
2.Тренинги для развития быстрого чтения.
«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.
4. Нестандартные тексты (рекламы, афиши, упаковки, билеты…)
5.Технология критического мышления (работа с деформированным текстом).
6.Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
Приемы развития естественнонаучной грамотности:
Прием «Проблемная ситуация»
Данный прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, во время познавательной экскурсии на природу определить стороны горизонта по расположению объектов природы.
2. Прием «Ключевые слова». Умение работать с информацией.
Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы
3. Приём «Хорошо - плохо».
Формирует:
познавательные умения;
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
4.Технология проектной деятельности;
Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.
Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.
Цифровые инструменты в современном мире помогают не только представить серьёзный материал в наглядной и доступной форме, но и реализовать деятельностный подход в обучении.
На основании сказанного выше можно создать формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе: функциональная грамотность = усвоение + применение на практике»
Библиографический список
Авдейчик, Е. А. Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных класса средствами ОС Л. В. Занкова [Электронный ресурс] / Е. А. Авдейчик // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2014.
Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15. Алхатова, Т. С.Компетенции педагога в использовании инновационных технологий.
Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
Базарнова, Е. Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е. Н. Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». – 2014. – 4 сентября.
Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова ; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
Технология управления качеством в общеобразовательной школе. Биоинформатика и Синергетика. Технологические карты. Ф.Я. Вассерман.