СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ И ВИДЫ РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Как всем известно, современные методики обучения английскому имеют ярко выраженную коммуникативную направленность, поэтому обучение чтению становится ещё сложнее. Обучение чтению никогда не было лёгкой задачей. Чтобы с ней успешно справиться, нужно заложить прочные знания в самом начале изучения английского языка, в младшей школе. При выборе приёмов обучения чтению следует учитывать, что младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску.
Последние исследования подтвердили то, что люди читают слова по буквам. То есть для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками. И самая простая зубрежка фонетики оказывается намного эффективнее прочих уловок и приемов. Можно научиться читать, не зная алфавита, но учёные пришли к выводу, что только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным. Поэтому в самом начале обучения английскому языку я стараюсь уделить как можно внимания изучению алфавита и звуков. Только так дети смогут научиться читать.
Я убеждена, что во 2 классе очень важно показать детям разницу между русским и английским алфавитами. Я всегда стараюсь рассказать о сходствах и отличиях букв в этих языках. Например, заглавная буква Bb похожа на русскую Вв, но маленькая пишется по-другому и даёт звук, отличающийся от нашего алфавита. А буква Сс и русская Сс пишутся одинаково, но английская может давать два звука, [s] и [k] и так далее.
Полезными при изучении алфавита являются ассоциативные карточки. Это очень наглядно и эффективно. Кроме этого я использую карточки с рисунками и словами из УМК Spotlight, применяя метод чтения целых слов.
Также я использую различные видео. Особенно мне нравятся такие, в которых даётся и название буквы, и её звук (хотя бы один).
Немаловажную роль играет использование различных тренажёров по чтению. На сегодняшний день их существует достаточное количество. Каждый учитель может выбрать на свой вкус. Их можно приобрести в магазине или найти на просторах интернета. Задания можно распечатывать, а также выводить на экран или работать с электронной доской. Они должны быть как можно более наглядными. Крайне желательно цветовое выделение гласных и согласных.
Достаточно часто для обучения чтению я использую рифмовки. Рифмовка – это определенная группа рифм, имеющих свою постоянную форму. В совокупности эти формы образуют систему рифмовки. Эта система включает в себя рифмы, основанные на созвучии, на ритмических особенностях и окончаниях. Они могут быть двуязычными (рифмовки-договорки). Детям намного проще запомнить, как читается слово, когда у них есть ассоциация, опора на свой язык. Англоязычные рифмовки не менее эффективны. К ним можно придумать множество разнообразных заданий:
предложить самим зарифмовать слова (таким образом закрепляется определённое правило чтения);
попросить поднять руку, когда услышат заданный звук;
попросить найти ошибки (работать можно индивидуально, в парах или группах);
предложить заучить её наизусть (стирая с доски по строке или по слову);
найти слова в рифмовке на заданную тему;
показать жестами слова из рифмовки;
Вот примеры рифмовок из сборника рифмовок на английском языке:
CLOCK
Clock, clock, clock,
A dog plays with a frog,
The frog plays with the dog, Clock, clock, clock.
Пример на нахождение рифмы:
Spring is ,
Summer is ,
Autumn is ,
Winter is _.
(green, bright. white, yellow)
Нельзя забывать и о давно полюбившемся детям приёме – игре. Когда читают слова, стихи, то запоминают правила на конкретном примере. Фонетические игры помогают не только правильно читать, но и правильно произносить слова. Вот несколько примеров:
Active Bingo. (Игра "Бинго" с движениями).
Дети выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Учащиеся выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например, "Еда". Учитель называет слова из приготовленного
списка. Дети, если слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой, сядут, кричат: "Bingo".
Можно также играть в «Чтецов»: на доске написать рифмовку, отработать её с детьми, поделить на команды и читать по очереди. Побеждает команда, сделавшая наименьшее количество ошибок при чтении.
Разучивание стихов - ещё один эффективный приём, который способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас.
В заключение хотелось бы сказать, что не может быть одной универсальной методики обучения чтению на любом языке. Общим может быть подход:начинать обучение с понимания букв и звуков, с алфавита и фонетики.