СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный танец и его роль в хореографическом искусстве.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танец – один из видов искусства, материалом для создания эмоциональной составляющей или возможного образа в нем является человеческое тело. Разработки совремннгных хореографов.

Просмотр содержимого документа
«Современный танец и его роль в хореографическом искусстве.»

А.М. Хоптынская

ГБПОУ КК КПК г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Н.А. Харитонов


СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО РОЛЬ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ


«Вся видимая вселенная – это Движение» - заявил Рудольф фон Лабан. Танец – это ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением это особая культура, целый жизненный мир. Танец – один из видов искусства, материалом для создания эмоциональной составляющей или возможного образа в нем является человеческое тело. Ритмичные движения, пластика, чувство импульсов в нутрии тела, возможность углубляться в самого себя – все это элементы современного танца. Это искусство, позволяет олицетворить различные эмоции, передать чувства и настроения через движения своего тела, через перемещение в пространстве и эмоциональных вспышек. Танец неразрывно связан с музыкой. Он как бы исполняет её содержание движениями тела, передает композицию и задумку выбранного произведения. Происхождение танца было бы невозможно, если бы на помощь пластике не приходила музыка. Она прибавляет экспрессии танцевальной пластики и дает ей эмоциональную и ритмическую основу. Музыка – одна из основных частей хореографии, фундамент, направляющий на развитие специфических выразительных танцевальных форм. Роль музыки в создании хореографического произведения многозначна. Оба искусства- танцевальное и музыкальное в большинстве случаев развиваются по общим законам. Разница наблюдается в том, что музыка живет только во времени, а танец – и во времени и в пространстве.

Современная хореография – тот стиль танца, которому присущ ритмика, пластика, музыкальность и четкость движений под модную и актуальную музыку. Современная хореография представляет собой новое, уникальное и особенное направление танцев, в основе которого лежит глубокое восприятие и ощущение музыки с работой тела на полном максимуме его возможностей. Основной идеей современного танца является акцентирование и выделение индивидуальности исполняющего, но добиться этого можно только с помощью применения нескольких танцевальных направлений. Современный танец является воплощением идей, образов или тем, которые были взяты из нынешней жизни, наряду с использованием хореографических приемов популярных в обусловленный период времени[1].

Первая танцовщица, которая была наделена возможностью приблизить хореографов к такому направлению, еще в 19 веке являлась Айседора Дункан. Именно она стала танцевать, отбросила все условности классической школы, сняв с балерины пуанты и предложив ощутить энергию сцены босыми ногами, что выделяло ее стиль и пластику среди других танцоров. Нынешняя хореография – это своеобразный протест балетной форме, которая в отличие от современных, отличается эстетическими предпосылками, саморефлексией, особой застенчивостью и набором правил. Классический балет порождает бессознательные, неестественные движения, заученные комбинации поз, даже очень красивых и отлаженных, закрывает душу[2]. А танцевать надо с душой и душою. Именно человеческое тело способно выуживать и отображать дуновение ветра, бушующие морские волны, сияние солнца и раскаты грома. Человек в танце — это и есть сама суть существования природы, во всем ее величии и мельчайших проявлениях. 

Основные идеи Айседоры Дункан – это музыкальность движения и экспансивность к малейшим нюансам музыки, движение из центра (в человеческом теле находится примерно в районе солнечного сплетения), гармония частей тела и внутренних ощущений в процессе движения, текучие плавные движения, которые на первый взгляд кажутся очень простыми. В процессе занятий дети и подростки начинают постепенно срывать иго дыхания, раскрепощать тело и вскоре буквально расцветают новыми ощущениями пространства. Основное преимущество метода — свободное владение опорно-двигательным аппаратом, которое становится средством к унифицированию личности.

Современные хореографы, не стесняясь, выражают в своих движениях всевозможные чувства и передавая тем самым с помощью тела различные эмоции. На сегодняшний день существуют различные виды современной хореографии, каждый из которых по-своему помогает выразить любую идею и задумку балетмейстера или же самого танцора[2].

Первую школу танцев в Америке – «Денишоун» - открыли в 1915 году хореографы-танцовщики Рут Сен-Дени и Тед Шоун. Сен-Дени, характеризовала танец как ритуал или духовную практику, именно поэтому ее увлекала культура Востока. Шоун же создал танцевальную технику для мужчин – тем самым разрушив все необъективные доводы о танцовщиках. В «Денишоун» учебный программа была крайне разнообразна- и даже эклектична: религия, философия, йога, балет, этнические стили и многое другое. В сочетании все это помогло воспитать совершенно новое поколение танцовщиков. Самая выдающаяся из них – Марта Грэм, женщина-легенда, член так называемой «Великой четверки», будущих основателей американского танца модерн. Она и Хореограф, и танцовщица, и режиссер, свое вдохновение она черпала в мифологии Древней Греции. Грэм интересовали истории героинь второго плана, о судьбе которых в литературе принято было не задумываться: к примеру, Клитемнестра, мать-предательница из мифа об Оресте и Электре.

Наследие Марты Грэм живо: в настоящий момент, до сих пор ведет свою работу труппа Martha Graham Dance Company, ее артисты из поколения в поколение стремятся постичь разработанную ею технику «сжатие-расслабление». Суть ее в том, что, физика движения подчинена дыханию - и анатомическим изменениям при дыхательном процессе.

Также, одним из выдающихся хореографов являлся Мерс Каннингем, который шесть лет был солистом труппы Марты Грэм, провел путь от танца модерн к современной хореографии, изменил систему танца и отношение к нему. Каннингем стал первым во многом: сочинение без цели, абстракция, опровержение необходимости рассказывать историю, независимость танца от музыки, уничтожение иерархии между танцорами, это лишь некоторые его принципы. Именно Каннингем, одним из первых начал интегрировать компьютерные технологии в хореографию[1].

С подачи Мерса Каннингема началась эпоха перформансов – не требующих ни сценического света, ни костюмов. Правила и ограничения были отодвинуты. Любые идеи могли быть осуществлены, импровизация стала важнейшим инструментом в работе над перформансом, а любое движение тела могло стать танцем.

Современный танец, в основном уделяет внимание балансировке и использование тела для создания формы в пространстве, а классический балет сосредоточен на линиях. Современный танец стремится к применению ломаных движений и ассиметричных фигур. В основе этого - атлетизм, а не плавные, легкие черты, присущие балету.

Балет использует традиционную технику, в которой есть установленный список движений и точное определение название каждого па. Современный танец же, мастерит танцевальные движения из повседневных и неординарных действий человека, таких как ходьба, сгибание, поднимание или хождение в «мостике». Несмотря на то, что число таких движений ограничено, танец и сегодня стремится к новаторству.

Практически такая работа осуществляется через разработанные ведущим танцевальные композиции. Танцевальные композиции предполагают собой различное множество перемещений танцоров в пространстве относительно друг друга (что создает различные рисунки танца – смену структуры), а также включают в себя взаимодействие каждого участника с другими. Мир танца диктует свои законы отображения действительности, основанные на поэтическом отражении жизни. Танец, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более чем другой вид искусства, сторонник натуралистических тонкостей, житейской повседневности. Язык танца - это язык человеческих чувств и если слово несет в себе какое-то обозначение, то танцевальное движение выражает, находясь в связке другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения. Список использованных источников :
  1. Захаров Р. – Записки балетмейстера: учебное пособие / Захаров Р.- Искусство, 1976.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. // 1999