Современный взгляд на роль вычислений в курсе предметов физико-математического цикла
Галушко С.Е.
2017г.
Математика нужна для изучения многих наук, но сама она не нуждается ни в какой науке. П. Каптерев
Одной из важнейших задач обучения математике является формирование вычислительных умений и навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Полноценный вычислительный навык характеризуется:
- правильностью,
- осознанностью,
- рациональностью,
- обобщенностью,
- автоматизмом,
- прочностью.
Современный взгляд на роль вычислений в курсе предметов физико-математического цикла
Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов
Наблюдения за учащимися показывают, что всякого рода вычисления при решении задач отнимают у них порой до 90% времени, предоставленного для выполнения работы, а не более 10% на размышления и обоснования.
Анализ контрольных, экзаменационных работ, домашних заданий, показывает, что большинство учащихся допускают ошибки в вычислениях при работе с дробями, смешанными числами, много встречается ошибок при нахождении процента от числа и числа по его процентам, не правильно определяют порядок действий в вычислительных примерах.
Причины невысокой вычислительной культуры обучающихся:
Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике.
Д. Сантаяна
низкий уровень мыслительной деятельности; не развитое внимание и память учащихся; недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы; отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле овладения данными навыками в период обучения.
Вычислительные навыки
2 вида:
устные
письменные
Что способствует успешной работе по формированию вычислительных навыков?
Что способствует успешной работе по формированию вычислительных навыков?
Современный взгляд на роль вычислений в курсе предметов физико-математического цикла
Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. В. Каверин
Сложившаяся определённая система работы по совершенствованию вычислительных умений и навыков для укрепления их роли в развитии математических умений учащихся в 5-11 классах состоит из следующих этапов:
- Этап вводного контроля
- Второй этап текущей работы
- Этап итогового контроля
Современный взгляд на роль вычислений в курсе предметов физико-математического цикла
Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. В. Каверин
На этом этапе в начале работы с классом (независимо от того, пятый это класс или одиннадцатый), проводится проверка знания таблиц сложения, умножения, вычитания и деления.
Современный взгляд на роль вычислений в курсе предметов физико-математического цикла
Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. В. Каверин
- Второй этап текущего контроля
Необходимо учить школьников при выполнении работы пользоваться методом «пристального взгляда» (вначале визуально оценить всё задание, методы, способы решения, и лишь после этого приступать к его решению )
Современный взгляд на роль вычислений в курсе предметов физико-математического цикла
Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. В. Каверин
Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы, или в форме устно-письменного зачёта. К уроку-зачёту учитель готовит систему карточек-заданий по теме. На зачёте учащиеся отвечают теорию, решают задания, содержащиеся в карточке. На таких уроках-зачётах часто ученики получают одновременно консультацию и учителя и старшеклассников, принимающих зачёт. Итоговые оценки выставляются в журнал .
Современный взгляд на роль вычислений в курсе предметов физико-математического цикла
Вывод:
- Многолетний опыт позволяет утверждать, что рассмотренные выше формы и методы работы по совершенствованию вычислительной культуры учащихся применимы не только при выработке вычислительных навыков, но и при контроле за формированием многих общеучебных навыков по разным предметам, где применяется математика, то есть в развитии математических умений учащихся.
- Очень многое зависит от учителя, а именно от того, будет ли он учитывать особенности познавательных процессов школьников и применять приемы активизации знаний, умении и навыков в ходе объяснения и закрепления материала и от многих других факторов.
Современный взгляд на роль вычислений в курсе предметов физико-математического цикла
Спасибо
за внимание!