СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе перечислены современные образовательные технологии, раскрыта их сущность. Приведены примеры.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии»

Практическое задание 2.8

Выполнила: Такмакова М. Н.

Ответы

1. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями ФГОС СОО инновационная деятельность предполагает включение в образовательную деятельность новых форм, методов и технологий обучения. К таким относятся технологии деятельностного типа. Дайте им краткую аннотацию.

2.Результаты оформите в виде таблицы

Название технологии обучения

Сущность технологии

Технология деятельностного метода

Ориентирующая на личность ученика, состоит в осуществлении разного вида деятельности для решения проблемных задач. Структура технологии деятельностного метода описывает деятельность не учителя, а обучающихся.

Включает в себя следующую последовательность шагов:

1 шаг мотивация (самоопределение к деятельности).

2 шаг актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3 шаг постановка учебной задачи (исследовательский этап).

4 шаг построение проекта выхода из затруднения.

5 шаг – проверка гипотез, реализация проекта.

6 шаг первичное закрепление знаний.

7 шаг самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8 шаг включение в систему знаний и повторение.

9 шаг рефлексия деятельности (итог урока).

Технология проблемного обучения

Учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Методические приемы создания проблемной ситуации:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • сталкивает противоречия практической деятельности;

  • излагает различные точки на один и тот же вопрос;

  • предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций, например: командира, юриста, педагога и др.

  • побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;

  • определяет проблемные теоретические и практические задачи (например: исследования);

  • ставит проблемные задачи (например: с не достаточными или избыточными исходными данными, с неопределенными в постановке вопросами, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).


Технология продуктивного чтения

Понимание прочитанного.

Помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов.

Преимущества:

  1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

  2. Ориентирована на развитие личности читателя.

  3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

  4. Способствует пониманию текста на уровне смысла

Формирование познавательных УУД.

1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) умение представлять информацию в виде схемы;

3) умение выявлять сущность, особенностиобъектов;

4) умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) умение ориентироваться на развороте учебника;

7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Формирование коммуникативных УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Формирование регулятивных УУД:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формирование личностных УУД:

1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Технология проблемно-диалогового обучения

Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Технология проблемно-диалогического обучения является:

  • результативной;

  • здоровьесберегающей;

  • носит общепедагогический характер, реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Технология проектной деятельности

В процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных действий, не оцениваемых учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности;

- воспитываются целеустремленность и организованность, способность ориентироваться в образовательном пространстве.


Технология исследовательской деятельности

Форма организации учебно-воспитательного процесса, которая связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Направления форм задания:

  • включение элемента поиска в задания;

  • раскрытие учителем познавательного интереса, осуществляемого обучающимися при доказательстве того или иного положения;

  • организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов), которые выполняются как домашняя работа.


Технология критического мышления

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Приёмы и методы технологии.

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе)

УУД

Приемы ТРКМ

Регулятивные

Кластер, верные/неверные утверждения, таблица ЗХУ, эссе, зигзаг

Познавательные

«Толстые-тонкие» вопросы, ромашка Блума, мозговой штурм, прием «верные-неверные» утверждения

 


Технология оценивания образовательных достижений

Комплексная оценка результатов - общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты

Система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (личностных, метапредметных и предметных);

в) обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Диагностика результатов личностного развития предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ.






Название технологии обучения

Примеры использования технологий

Класс, краткая структура

Технология деятельностного метода

5 класс, тема «Анимация»

1 шаг мотивация (самоопределение к деятельности).

- Как получается движение в мультфильме?

2 шаг актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(рассказ о кадрах в киноленте)

3 шаг постановка учебной задачи (исследовательский этап).

- Как показать плавные движения? (шаг должен быть маленьким между кадрами)

4 шаг построение проекта выхода из затруднения.

(создание слайдов, тема «Девочка прыгает на скакалке»)

5 шаг – проверка гипотез, реализация проекта.

(просмотр презентации, добавление слайдов, если получились резкие движения)

6 шаг первичное закрепление знаний.

(алгоритм создания)

7 шаг самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(выполнение задания на тему «Аквариум»)

8 шаг включение в систему знаний и повторение.

9 шаг рефлексия деятельности (итог урока).

Технология проблемного обучения

6 класс, тема «Алгоритмика»

После рассмотрения линейного алгоритма и построения блок-схемы дается задача на ветвление. Необходимо построить блок-схему самостоятельно, используя блоки.

Технология продуктивного чтения

7-11 класс

  1. Работа с параграфом, составление схемы-конспекта,

  2. Составление опорных схем на уроке.

Технология проблемно-диалогового обучения

6 класс, тема «Алгоритмика»

Вспомнить как Том Соер красил забор.

-А как нарисовать последовательносто его действий с помощью блок-схемы?

- С какой фигуры начинается блок-схема?

- Что необходимо сообщить человеку, который будет красить забор?

- Как это изобразить в блок-схеме? Какой блок используем и почему?

В процессе беседы ученики строят новый вид алгоритмической конструкции – цикл.

Технология проектной деятельности

Создание на уроках информатики презентаций по истории развития ЭВМ

Написание программ на языках программирования

И т.д.

Технология исследовательской деятельности

10 класс, тема «Электронные таблицы»

Построить графики функций, исследовать графики функций, проследить изменение графика при изменении коэффициентов и сделать выводы о преобразовании графиков. Результат оформить в таблицу.

Наглядно увидят и закрепят знания по математике перед ГИА.

Технология критического мышления

Название метода или приема

Описание

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:

1) выяснение того, что знают дети по теме

2) набрасывание идей, предположений по теме

3) активизация имеющихся знаний.

Стадия использования-вызов

«Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Стадия использования-вызов

Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Стадия использования-вызов, рефлексия

«Инсерт»

Чтение текста с пометками: «+» - я это знал, «-» - я этого не знал, «!»- это меня удивило, «?»- хотел бы узнать подробнее.     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

Стадия использования-осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Стадия использования-вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли.

Стадия использования-рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

1-первая строка-тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным

2-вторая строка-описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными

3-третья строка-описание действия в рамках этой темы, тремя словами, обычно глаголами

4-фраза из четырех слов, выражающая отношение к данной теме

5-одно слово- синоним к первому, на эмоционально-образном уровне

В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, необходимо выразить типичные черты понятия.

Стадия использования-рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте три объяснения почему….?

Объясните почему….. ?

В чем различие……?

Кто…..?

Что…?.

Когда…?..

Стадия использования-осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Стадия использования-осмысление

«Кластер» - гроздь винограда

Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана) через его графическое оформление.

Стадия использования-осмысление, рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Стадия использования-осмысление, рефлексия

«Зигзаг»

1 этап — учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп

 2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы

 3 этап – возвращаются в «домашние» группы, по очереди рассказывают новый материал — взаимообучение.

Стадия использования-осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят «толстые и тонкие» вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.

Стадия использования-осмысление

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Стадия использования-осмысление, рефлексия

Стратегия «Галерея»

После «карусели», работы учащихся помещаются на доску. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Стадия использования- рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Стадия использования-осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Стадия использования- рефлексия

Ключевые слова”

Выписываются из текста «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Стадия использования-осмысление

Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

-явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

-скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Стадия использования-вызов

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект. На второй стадии – активное слушание:

- ученик отмечает подтвердившуюся информацию

- ученик выписывает новую информацию. Обмен мнениями по проблемным вопросам. Свободное письмо.

Стадия использования-осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

Работа в паре:

что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Стадия использования-осмысление, рефлексия