Название метода или приема Описание Стадия использования «Мозговой штурм» Цель использования: 1) выяснение того, что знают дети по теме 2) набрасывание идей, предположений по теме 3) активизация имеющихся знаний. Стадия использования-вызов «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Стадия использования-вызов “Верные и неверные утверждения” Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Стадия использования-вызов, рефлексия «Инсерт» Чтение текста с пометками: «+» - я это знал, «-» - я этого не знал, «!»- это меня удивило, «?»- хотел бы узнать подробнее. Составление таблицы, выписываются основные положения из текста Стадия использования-осмысление «Ролевая игра» Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка Стадия использования-вызов «Свободное письмо» Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли. Стадия использования-рефлексия «СИНКВЕЙН» Пятистишие: 1-первая строка-тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным 2-вторая строка-описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными 3-третья строка-описание действия в рамках этой темы, тремя словами, обычно глаголами 4-фраза из четырех слов, выражающая отношение к данной теме 5-одно слово- синоним к первому, на эмоционально-образном уровне В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, необходимо выразить типичные черты понятия. Стадия использования-рефлексия «Толстый и тонкий вопросы» Толстые вопросы | Тонкие вопросы | Дайте три объяснения почему….? Объясните почему….. ? В чем различие……? | Кто…..? Что…?. Когда…?.. | Стадия использования-осмысление и рефлексия Прогнозирование с помощью открытых вопросов Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д. Стадия использования-осмысление «Кластер» - гроздь винограда Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана) через его графическое оформление. Стадия использования-осмысление, рефлексия Перепутанные логические цепи Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку Стадия использования-осмысление, рефлексия «Зигзаг» 1 этап — учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп 2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы 3 этап – возвращаются в «домашние» группы, по очереди рассказывают новый материал — взаимообучение. Стадия использования-осмысление Взаимоопрос Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят «толстые и тонкие» вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу. Стадия использования-осмысление «Карусель» Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Стадия использования-осмысление, рефлексия Стратегия «Галерея» После «карусели», работы учащихся помещаются на доску. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ. Стадия использования- рефлексия Перекрестная дискуссия По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии. Стадия использования-осмысление «Последнее слово за мной» На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается. Стадия использования- рефлексия “Ключевые слова” Выписываются из текста «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Стадия использования-осмысление “Лови ошибку” Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: -явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; -скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Стадия использования-вызов «Продвинутая лекция» На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект. На второй стадии – активное слушание: - ученик отмечает подтвердившуюся информацию - ученик выписывает новую информацию. Обмен мнениями по проблемным вопросам. Свободное письмо. Стадия использования-осмысление «ЗХУ» Заполнение таблицы: Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации Стадия использования-осмысление, рефлексия |