СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для организации детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для организации детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте»

В процессе моей работы я пришла к выводу, что опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин ,способов действий, проявлению, так как представленный с учётом актуального развития дошкольников.

Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация

на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир мы с детьми стремились не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. В старшем возрасте дети уже задумывались о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звуков в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству. А уже в подготовительной группе я опираюсь на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания что позволит ребенку создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты ,сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Я пришла к выводу, что основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями ,умениями , навыками, усвоенным опытом достижением результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать ,интерпретировать его своей практической деятельностью, что позволяет ребёнку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

В развитии способности детей экспериментировать я опиралась на определенную систему ,в которой включила демонстрационные опыты ,осуществляемые мною в специально организованной видах деятельности, наблюдения выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Наблюдая за детьми я пришла к выводу что в обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельность» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности .Эксперимент же специально организованные мною будет безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности. В связи с этим организованные мною опыты отвечали следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правила обращение с ними, безотказность действие приборов и правила обращения с ними ,показ только существенных сторон явления или процесса ,отчётливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Эксперимент в детском саду позволял мне познакомить детей с конкретными исследовательскими методами с различными способами измерений ,с правилами и техники безопасности при проведения эксперимента.

Экспериментирование использовалась в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравились занятия на которых они вместе со мной совершенствовали свои первые открытия, учились объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителей, ставили такие же опыты дома, учились выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Первое, что необходимо сделать это сформировать примерный перечень материалов для исследований, способствующих, раскрытию развивающего потенциала данного материала.

Примерный перечень материалов и оборудования для центра экспериментирования

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и тлт.)

  2. Мерные ложки.

  3. Сита и воронки разного материала, объема.

  4. Резиновые груши разного объёма.

  5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

  6. Резиновые или пластиковые перчатки.

  7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

  8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

  9. Гигиенически безопасные, пенящиеся детские шампуни, пинки для ванн, сыпучие вещества (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

  10. Взбивалка, деревянная лопатка, палочки для мороженого.

  11. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

  12. Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

  13. Технические материалы (гайки, винты, болтики и т.п.) в контейнерах. Увеличительные стёкла, пробирки.

  14. Контейнеры (тазы) с песком и водой).

  15. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

  16. Часы механические, песочные.

  17. Свеча в подсвечнике.

  18. Разнообразные виды календарей (отрывные, перекидные плакатные)

  19. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

  20. Степлер, дырокол, ножницы.

  21. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

  22. Тальк, детский крем.

Второй - это создание условий для хранения всего практического материала. Необходимо организовать центр экспериментирования, где весь материал должен находится в доступном для детей месте.

Материалы должны быть подобраны в таком количестве, что одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.

В третьих – необходимо создание методической системы работы по детскому экспериментированию.

Вся работа организована по 3 темам:

  1. Живая природа;

  2. Неживая природа;

  3. Рукотворный мир.

Работа по данным темам осуществляется на основе разработанного перспективного плана с усложнением целей, задач и способов преобразования.