Создание условий для развития
интеллектуальных способностей
старшеклассников
(представление опыта работы)
МАСТЕР – КЛАСС 2013год
Цель работы: развитие интеллектуальных способностей одарённых учащихся через учебную и внеклассную деятельность, создание системы работы с одарёнными детьми.
Данная цель определяет следующие задачи:
- изучение психолого-педагогической литературы по одарённым детям;
- создание методического обеспечения процесса развития одарённости;
- повышение профессиональной квалификации педагога;
- внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;
- корректировка учебных программ для работы с одарёнными детьми;
- максимальное развитие интеллектуальных способностей;
- организация индивидуальной работы;
- вовлечение одарённых учеников во внеклассную деятельность;
- организация и проведение кружковых занятий;
- отслеживание результативности интеллектуальных способностей одарённых детей;
- создание программы работы с одарёнными детьми;
- увеличение числа детей, активно занимающихся интеллектуальной деятельностью.
Ожидаемые результаты:
1.Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
2.Осуществление поисковой деятельности через научно-исследовательскую деятельность.
3.Обеспечение одарённому ребёнку стартовых возможностей в реализации интересов.
4.Функционирование школьного научного общества «Эврика».
5.Стимулирование мотивации развития интеллектуальных способностей.
6.Проведение конкурсов, конференций, олимпиад.
7.Увеличение числа детей, занимающих призовые места в интеллектуальных конкурсах.
8.Формирование личности, способностей к саморазвитию и самообразованию. Кружковая работа – средство развития познавательного интереса
одарённых детей
Активация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от форм и методов внеклассной работы.
На протяжении трёх лет я проводила занятия кружка «Занимательная филология». Эта внеурочная работа имела свою цель: создание условий для активации творческой, познавательной интеллектуальной инициативы школьников и вовлечение их в активную деятельность в области русского языка и литературы.
В кружке занимаются учащиеся с лингвистическими наклонностями. После трёх лет работы с одарёнными детьми подготовила буклет с результатами достижений членов кружка.
На занятиях выполняем задания повышенной сложности, разбираем занимательные материалы по русскому языку, готовимся к очередным турам фестиваля «Юные интеллектуалы». Члены кружка – активные участники и организаторы декад русского языка.
В своей педагогической практике я использую постоянно действующие виды внеклассной работы, не только кружка, но и вариативные курсы. Посещают их ребята, которые увлекаются гуманитарными предметами. Мною разработаны и апробированы программы:
«Язык в речевом общении», 9 класс
«Практикум по орфографии и пунктуации», 10 класс
«Комплексная работа с текстом», 11 класс
В данное время я работаю по этим программам в 10 и 11 классах. Желающих посещать эти вариативные курсы много. На занятиях учащиеся работают с различными источниками, печатными пособиями, с цифровыми образовательными ресурсами. Они создают собственные тексты. Занятия на вариативных курсах помогут учащимся овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Проектное обучение как условие самоактуализации личности обучающихся
Как помочь ребёнку саморазвиться и самореализоваться? Какие условия необходимы, чтобы чтение стало потребностью? Эти вопросы задавала себе не раз. Ответом на них для меня стала технология проектного обучения, эпиграфом к которой может служить следующая пословица:
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком та деятельность, которая выбрана им свободно; деятельность строится во внеурочной работе. Я считаю, что метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у учащихся того набора компетентностей, которые необходимы для их будущих профессиональных занятий: информационные и коммуникативные. Метод проектов позволяет мне формировать некоторые личностные качества, которые развиваются во внеучебной деятельности. При выполнении проекта учащиеся овладевают и новой информацией, занимаются исследовательской деятельностью.
Мои школьники приобщаются к началам исследовательской деятельности через урок, индивидуальные занятия, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность.
Проектная технология - эффективное условие при создании такой творческой работы, как сочинение. Мои ученики – участники всех районных конкурсов литературного творчества. Всегда есть победители и призёры. В 2010 году Ефремов Артём стал абсолютным призёром окружного конкурса «Пока мы помним, мы живём». Дмитриева Вероника, Бедулев Антон, Ягупова Анастасия, Торлопова Юлия - победители и призёры творческих районных проектов, посвящённых 185-летию восстания декабристов.
На уроках литературы регулярно готовят проекты учащиеся по теме «Рождение таланта» (биографии писателей с презентацией).
Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
мыслительных умений и навыков;
умений и навыков работы с источниками;
специальных исследовательских умений и навыков.
Следуя цели своей педагогической деятельности, включаю в работу с одарёнными детьми элементы научно-исследовательской деятельности, которая обеспечивает высокий интеллектуальный уровень учащихся. В проектном обучении важен не только процесс, но и результат.
Год | Проект | Исполнитель | Результат |
2008 | Творческий проект «Ценность нашей школы» | Дубинина В. | Выступление на окружном совещании руководителей общеобразовательного учреждения |
2008 | Исследовательский проект «Город в изображении Туринских поэтов» | Леонтьева Ю. | Защита на окружном семинаре |
2009 | Творческий проект «Славу школе приносят её ученики» Научно-исследовательские проекты: «Судьба учителя в истории школы» «Проблема застенчивости в подростковом возрасте» | Бедулев А. Крутикова Д. Леонтьева Ю. | I место в районном туре защиты проектов II место в школьном туре III место в районном туре |
2009 | Творческий проект « Вдали от Родины судьба их нелегка» Исследовательский проект «Художественный образ Петербурга» | Ефремов А. Жолобова А. | I место в районном туре, участник областного тура I место в районном туре |
2010 | Исследовательские проекты: «Загадки родного города» «Волшебная сила мёда» «Её призвание - педагог» «Школьный двор. Каков он?» | Бедулев А. Петышин А. Ягупова А. Торлопова Ю. | I место в школьном туре I место в районном туре, участник областного тура II место в районном туре III место в районном туре |
2011 | Творческий проект «Солдатский долг зовёт» | Бедулев А. | участник областного тура |
2012 | Исследовательские проекты: «Долгожитель. Каков он?» «Энергетически напитки. Энергия жизни или смерти?» «Первые шаги в науку» «Мы на пороге ЕГЭ» | Бурдукова К. Торлопова Ю. Бедулев А., Дмитриева В. Дубинина Н. | I место в районном туре I место в школьном туре I место в районном туре, участники областного тура II место в школьном туре |
Мои ученики представляли свои проекты на районном совещании, посвящённом году Учителя (декабрь 2010). Проекты представлены в форме видеолетописи, фотовыставки, экспозиции.
Проектная технология позволяет мне наиболее полно раскрыть одарённого ученика.
Игра как средство интерактивного обучения одарённых детей
Игра стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большое количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует ответ нравственного выбора.
Игра повышает самооценку участников, так как появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Она является средством развития умения и навыков коллективной мыследеятельности (умений одарённых учеников продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения, отвергать другие).
Я в своей игровой деятельности использую индивидуальную и коллективную форму работы. На протяжении трёх лет провожу школьную лингвистическую игру «Самый умный». В ней принимают участие пять одарённых человек. Игра проходит в три этапа. Предлагаю задания повышенной сложности и творческие конкурсы. Игра носит состязательный характер. В данное время мною составлена брошюра по этой игре.
В 2010 году разработала положение о городской лингвистической игре «Грамотей», «Сокровище наций». Это мой совместный проект с детской библиотекой и библиотекой им. Пущина. В данное время в этих играх участвуют одарённые дети
(с интеллектуальными способностями) всех городских школ.
В 2010 году я сформировала три разновозрастные команды из одарённых детей
(с лингвистическими способностями):
5 класс «Гордость школы»; 10 класс «Игры разума»; 11 класс «Эврика».
Эти команды под моим руководством принимали участие в IX Международной Интернет-игре «Эрудиты - 2010».
На протяжении трёх месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь) ученики в режиме онлайн были участниками этой игры. Две команды вышли в высшую лигу, а одна команда на третьем месте в первой Лиге. Получили дипломы и сертификаты за высокие результаты.
Приняли участие в Интернет-игре «Эрудиты – 2011». Горжусь тем, что мои одарённые дети дошли до международного уровня.
В ноябре 2011 года приняли участие в очном туре Третьих Международных Интеллектуальных Игр в г. Москва. Призёры: Бедулев Антон и Ушаков Иван.
Январь, 2012 год Международная Олимпиада «Эрудиты – 2012». Участвовали шесть человек, из них один победитель, один призёр, команда заняла четвёртое место.
Я уверена, что одна из величайших радостей, загадок, интересов одарённых детей скрывается в их непрестанной потребности в общении. Поэтому коммуникативная культура педагога – важное условие и показатель готовности к диалогическому взаимодействию, как ведущему средству интерактивного обучения.
Одарённых детей нужно учить самостоятельно получать знания. Эти ученики проявляют повышенный интерес к истории своей Родины. Одарённый ученик обычно по интеллекту опережает своих одноклассников и чтобы его интерес не угас, я постоянно организую познавательные поездки по городам России. Начиналось всё с музеев Свердловской области (В.Синячиха, Алапаевск, Тавда, Екатеринбург.). Ежегодно я с учащимися школы и района путешествую по городам России: Москва, Санкт-Петербург, Владимир.
Именно в поездках формируется коммуникативная компетенция учащихся. Они открыто вступают в диалог, стараются следить за своей речью. Экскурсии на выставки и в музеи повышают интеллектуальный уровень учащихся. Соответственно, к коммуникативной культуре ученика-туриста можно добавить и информационную.
Перед каждой поездкой ставлю цель перед ребятами:
- собрать материал для проекта;
- подготовить эссе о поездке;
- сделать путевые записки об увиденном;
- подготовить сообщение о писателе, чья судьба связана с этим городом;
- оформить фотоальбом о лицейских годах А.С Пушкина;
- написать реферат «Образ Петербурга в произведениях писателей XIX века»
Эти задания формируют творческую активность учеников, потому что им предстоит выступить перед аудиторией или в СМИ.
Считаю, что туристические познавательные поездки – это сотрудничество педагога и ученика. После таких экскурсий меняется отношение ученика к учителю. Во время таких поездок учащиеся чувствуют потребность в расширении и углублении своих знаний. Таким образом, созданы условия для расширения интеллектуальных способностей одарённых детей.
Оценка и анализ результативности проделанной работы
с одарёнными детьми.
Важным моментом в построении своей педагогической деятельности с одарёнными детьми считаю создание условий развития интеллектуальных способностей старшеклассников. К таким условиям отношу выбранную мною технологию проектного обучения, активные и интерактивные методики, новые вариативные курсы, занимательные кружки, лингвистические игры, экскурсионные поездки и своё постоянное самообразование. Немаловажен и тот фактор, что я работаю в школе, где создаются условия для педагогического сотворчества.
Привлекательным в проектной технологии для меня является и то, что даже неудачно выполненный проект также имеет положительное педагогическое значение. На этапе проверки и оценки результатов, одарённые ученики и учитель анализируют объективные и субъективные причины неудач, неожидаемые последствия деятельности. Понимание ошибок создаёт у учащихся мотивацию к повторной деятельности, формирует интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет мне сформировать у учащихся адекватную оценку окружающего мира и себя в нём.
Проектная технология выявляет группу одарённых учащихся, которым недостаточно материала на школьных занятиях. Их деятельность смотивирована на более глубокое и расширенное изучение филологических предметов, которую в полном объёме не могут реализовать. Происходит погружение в философские проблемы.
Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Некоторые одарённые дети часто предпочитают общество с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Я всегда помню, что одарённые дети очень самолюбивы и легко ранимы . поэтому от меня больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный «багаж». Очень важно в этом процессе сотворчество учителя и ученика. Горжусь тем, что мне удалось вовлечь одарённых детей во внеклассную работу
Практическая значимость моей работы в разработке и внедрении в мою педагогическую практику способов и условий работы с одарёнными детьми. Мои одарённые дети имеют сертификаты и дипломы от школьного до Всероссийского уровней. Они неоднократные победители фестиваля «Юные интеллектуалы».
В данное время дети имеют навыки самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций. Я помогаю расширить возможности для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Отсюда возникает проблема целостной системы работы с одарёнными детьми. Этим я сейчас и занимаюсь.
Встреча с одарёнными учениками, по сути, является для меня своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она приносит ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи – соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая совместная работа даёт возможности пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
Считаю актуальной проблему выплаты стипендий одарённым детям. Это будет мотивацией для способных детей.
Работа с одарёнными детьми приносит мне творческое вдохновение.
Практическая значимость моей работы в том, что я создала программу научного общества «Эврика», на следующий учебный год я апробирую ее, возглавлю работу этого общества. Я организовала работу летней оздоровительной «Интеллект-Школы».