Специальные условия организации образовательной работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения.
Практически в каждой группе детского сада есть воспитанники, имеющие заключения психолого – медико – педагогической комиссии (далее ПМПК). По заключению ПМПК такие дети с ограниченными возможностями здоровья должны обучаться в группах компенсирующей направленности или комбинированных группах, в сопровождении тьютора (по заключению). Но на практике, родители, игнорируя заключение специалистов, выбирают детские сады для своих детей по территориальному признаку («рядом с домом»).
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет родителям право выбора дошкольного учреждения для получения образовательной услуги для своего ребенка и обязанность образовательной организации в создании специальных условий для получения образования, если ребенок относится к категории «ребенок с ОВЗ».
Важным условием работы с детьми данной категорией становится создание специальных условия для организации работы с детьми ОВЗ.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
При организации работы с детьми ОВЗ необходимо организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Кроме того, важна включенность родителей в реальный педагогический процесс: это совместные «гостиные», семинары-практикумы. Необходимо оказать действенную помощь семье с ребенком с ОВЗ, встаёт ряд непростых во всех отношениях проблем. Здесь не может быть каких - либо стандартных рецептов и типичных решений, все индивидуально. Поэтому для организации образовательной работы с детьми ОВЗ необходима разработка локальных актов, которые будет регламентировать эту деятельность.
Локальные акты детского сада.
Положение об организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Положение о рабочей группе по разработке АОП.
Приказ о создании рабочей группы по разработке АОП.
Положение о психолого – педагогическом комиссии.
Приказ о создании ППк.
Положение об оказании логопедической помощи.
Разработка и реализация адаптированных образовательных
программ (далее АОП) для детей ОВЗ.
АОП разрабатывается на каждого ребенка ОВЗ индивидуально (в соответствии с Положением об организации работы с детьми – инвалидами и детьми ОВЗ), имеющими заключения ПМПК.
АОП разрабатывается рабочей группой (утвержденной приказом руководителя).
АОП принимается на педагогическом совете.
Родители должны ознакомиться с АОП и дать согласие на ее реализацию.
Работа с детьми ОВЗ осуществляется строго по АОП (коррекционная работа ведется специалистами, развивающая – воспитателями).
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по направлениям:
Воспитательно-образовательному.
Осуществление целостного педагогического процесса;
Создание развивающей среды;
Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Учебно–методическому.
Планирование воспитательно-образовательной работы;
Проектирование и корректировка педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Социально–педагогическому.
Консультативная помощь родителям;
Создание условий для социализации детей;
Защита интересов и прав.
Таким образом, наличие в группах массового дошкольного учреждения ребенка с особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ.