Автор: учитель начальных классов Клепикова Л.В.
«Специфические трудности обучения младших школьников»
Сегодня, современная школа находится в состоянии поиска новых моделей обучения, которые направлены на всестороннее развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Это должна быть такая школа, где в процессе образования на основе новых педагогических технологий будут объединены усилия всех специалистов ( педагогов, психологов, физиологов, дефектологов, логопедов), направленных на создание максимально благоприятных условий обучения для детей и призванные обеспечить полноценную школьную адаптацию всего периода обучения.
Эти условия в массовой школе складываются из множества разнообразных факторов. Влияние которых может превысить индивидуальную переносимость ребёнка и неблагоприятно отразиться на его физическом и психическом развитии (школьная среда, роль ученика в ней, чрезмерные учебные нагрузки). Т.е. это те факторы, которые влияют на психическое развитие учащихся в процессе обучения.
Но я хочу более подробно остановиться на тех задержках нервно-психического развития ученика, с которым он уже приходит в школу и о которых мы узнаём позже, наблюдая за ребёнком, его поведением, отношением к учёбе.
Задержки нервно-психического развития детей условно делятся специалистами на гармоничные и парциальные.
При гармоничных задержках уровни развития отдельных сторон нервно-психической сферы соответствуют друг другу, но оказываются ниже средне нормативных показателей.
Это обычно категория детей, которая в младшем школьном возрасте отличается сниженным желанием заниматься чтением, письмом, выполнять задания педагогов, неспособностью принять свою социальную роль и соблюдать необходимые правила поведения. Такая задержка развития рассматривается как временная, и имеет хороший прогноз, т.е. в хороших условиях самостоятельно компенсируется.
При парциальных задержках различаются неспецифические и специфические отклонения.
Неспецифические расстройства проявляются в зависимости от эмоционального состояния ребёнка, степень его утомления, физическое самочувствие и прежде всего переход от мотивации к деятельности. Если ребёнок мотивирован на выполнение задания, он может демонстрировать удовлетворительные и даже отличные результаты.
Специфические задержки обычно включают проблемы, связанные с функциональной несостоятельностью отдельных зон коры головного мозга. Эти расстройства приводят к появлению в младшем школьном возрасте специфических трудностей обучения письму и чтению – дисграфия и дислексии.
Дисграфия – нарушение овладения фонематическим принципом письма (замена, пропуски, вставки, перестановки). Причём перечисленные ошибки без оказания специальной помощи имеют тенденцию к закреплению в письме.
Дислексия – характеризуется неспособностью овладеть быстрым темпом чтения и наличием большого количества ошибок.
Эта проблема в начальной школе одна из самых актуальных проблем школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний, определяющих в дальнейшем успешность школьника.
Составила график процентного соотношения успевающих и неуспевающих по своему классу. Эта цифра 33% - слабоуспевающие ученики. Проанализировала неуспеваемость – причина. Задержки нервно- психического развития. А если такое соотношение сделает каждый учитель!
Но самое страшное не в цифре, а в том, что дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь не только остаться полуграмотными, но и иметь к концу обучения весьма низкие показатели состояния здоровья. Возвращаюсь к началу моего доклада.
Это должна быть такая школа, где в процессе образования на основе новых педагогических технологий будут объединены усилия всех специалистов ( педагогов, психологов, физиологов, дефектологов, логопедов), направленных на создание максимально благоприятных условий обучения для детей и призванные обеспечить полноценную школьную адаптацию всего периода обучения.