СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная публикация будет полезна и актуальна для учителей английского языка на начальной ступени образования

Просмотр содержимого документа
«Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка»

Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы. Выполнила Захарова Любовь Ивановна, учитель английского языка, высшая квалификационная категория.

Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы.

Выполнила Захарова Любовь Ивановна, учитель английского языка, высшая квалификационная категория.

Цель работы:   изучение и апробация способов, применяемых педагогом при формировании положительной мотивации к изучению конкретного предмета.

Цель работы:

  • изучение и апробация способов, применяемых педагогом при формировании положительной мотивации к изучению конкретного предмета.
Что такое учебная мотивация? Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося.

Что такое учебная мотивация?

  • Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося.
Что такое формирование мотивации? Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.

Что такое формирование мотивации?

  • Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.
Чем подтверждается актуальность работы? В программе курса английского языка авторов Биболетовой М.З. и Трубаневой Н.Н. в качестве приоритетного направления при обучении младших школьников выдвинуто «формирование мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования».

Чем подтверждается актуальность работы?

  • В программе курса английского языка авторов Биболетовой М.З. и Трубаневой Н.Н. в качестве приоритетного направления при обучении младших школьников выдвинуто «формирование мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования».
Педагогические задачи:   ознакомиться с научно-методической литературой по теме; провести диагностику мотивации обучающихся третьего класса ( 2 год обучения);  апробировать различные способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка.

Педагогические задачи:

  • ознакомиться с научно-методической литературой по теме;
  • провести диагностику мотивации обучающихся третьего класса ( 2 год обучения);
  • апробировать различные способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка.
Благоприятные мотивационные характеристики младших школьников: общее положительное отношение ребёнка к школе; широта интересов, любознательность; потребность в игровой деятельности, эмоциональность, коллективные игровые сопереживания.

Благоприятные мотивационные характеристики младших школьников:

  • общее положительное отношение ребёнка к школе;
  • широта интересов, любознательность;
  • потребность в игровой деятельности, эмоциональность, коллективные игровые сопереживания.
Неблагоприятные мотивационные характеристики младших школьников: интересы ребёнка неустойчивы, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать; ребёнок ориентирован на получение хорошей отметки, а не на способы получения новых знаний;  младшие школьники не стремятся к преодолению трудностей.

Неблагоприятные мотивационные характеристики младших школьников:

  • интересы ребёнка неустойчивы, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать;
  • ребёнок ориентирован на получение хорошей отметки, а не на способы получения новых знаний;
  • младшие школьники не стремятся к преодолению трудностей.
Методы изучения мотивации: наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его. использование специально подобранных педагогических ситуаций; индивидуальная беседа с обучающимся; анкетирование.

Методы изучения мотивации:

  • наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его.
  • использование специально подобранных педагогических ситуаций;
  • индивидуальная беседа с обучающимся;
  • анкетирование.
Вопросы, использованные при анкетировании обучающихся 3 класса. 1.Изучение английского языка даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. 2. Английский язык мне интересен, и я хочу знать как можно больше. 3. Мне достаточно тех знаний по английскому языку, которые я получаю на уроках. 4. Задания по данному предмету мне не интересны, и я их выполняю, потому что этого требует учитель. 5. Если у меня что-то не получается по данному предмету, я стараюсь разобраться и всё понять. 6. На занятиях по английскому у меня бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». 7. Материал, изучаемый на уроках английского, я с интересом обсуждаю в свободное время с друзьями.

Вопросы, использованные при анкетировании обучающихся 3 класса.

  • 1.Изучение английского языка даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  • 2. Английский язык мне интересен, и я хочу знать как можно больше.
  • 3. Мне достаточно тех знаний по английскому языку, которые я получаю на уроках.
  • 4. Задания по данному предмету мне не интересны, и я их выполняю, потому что этого требует учитель.
  • 5. Если у меня что-то не получается по данному предмету, я стараюсь разобраться и всё понять.
  • 6. На занятиях по английскому у меня бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  • 7. Материал, изучаемый на уроках английского, я с интересом обсуждаю в свободное время с друзьями.
8. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. 9. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-нибудь выполнить задание за меня. 10. Считаю, что нужно знать по английскому как можно больше. 11. Если я плохо готов к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. 12. Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять домашние задания. 13. Если я пропускаю уроки английского (из-за холодной погоды, по болезни), меня это огорчает. 14. Если бы мне разрешили это сделать, я убрал бы английский из расписания уроков.
  • 8. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
  • 9. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-нибудь выполнить задание за меня.
  • 10. Считаю, что нужно знать по английскому как можно больше.
  • 11. Если я плохо готов к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  • 12. Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять домашние задания.
  • 13. Если я пропускаю уроки английского (из-за холодной погоды, по болезни), меня это огорчает.
  • 14. Если бы мне разрешили это сделать, я убрал бы английский из расписания уроков.
Использованная ситуация: Ваша учебная неделя состоит из пяти дней. Представьте, что вы самостоятельно составляете расписание уроков для себя. Напишите, какие предметы вы бы в него включили?

Использованная ситуация:

  • Ваша учебная неделя состоит из пяти дней. Представьте, что вы самостоятельно составляете расписание уроков для себя. Напишите, какие предметы вы бы в него включили?
Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у младших школьников: использование ИКТ; использование игровых приёмов; использование творческих заданий.

Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у младших школьников:

  • использование ИКТ;
  • использование игровых приёмов;
  • использование творческих заданий.
Использование ИКТ.  Во-первых, я считаю целесообразным использование данных технологий при работе с лексическим материалом. Английские слова подкрепляются чётким, реалистичным изображением, и это способствует их скорейшему запоминанию. Можно создавать презентации по большинству изучаемых тем: «Мир животных», «Овощи и фрукты», «Времена года», « Одежда», «Подарки» и так далее.

Использование ИКТ.

  • Во-первых, я считаю целесообразным использование данных технологий при работе с лексическим материалом. Английские слова подкрепляются чётким, реалистичным изображением, и это способствует их скорейшему запоминанию. Можно создавать презентации по большинству изучаемых тем: «Мир животных», «Овощи и фрукты», «Времена года», « Одежда», «Подарки» и так далее.
Фрагмент презентации по теме «Одежда» a T-shirt

Фрагмент презентации по теме «Одежда»

a T-shirt

 Во-вторых, на слайдах можно поместить речевые образцы и опоры или же небольшой план для построения обучающимися своего монологического высказывания .   Peter is a pupil. He is…. He can… He can’t… He likes… He doesn’t like…

Во-вторых, на слайдах можно поместить речевые образцы и опоры или же небольшой план для построения обучающимися своего монологического высказывания .

Peter is a pupil.

  • He is….
  • He can…
  • He can’t…
  • He likes…
  • He doesn’t like…
 В-третьих, с помощью интерактивной доски можно сделать более интересными и доступными для понимания упражнения, направленные на отработку грамматического материала.

В-третьих, с помощью интерактивной доски можно сделать более интересными и доступными для понимания упражнения, направленные на отработку грамматического материала.

 В-четвёртых, с помощью ИКТ учитель может в увлекательной форме познакомить детей с культурными реалиями англоязычных стран, например, с традициями празднования рождества в Великобритании.   Decorating houses in Great Britain

В-четвёртых, с помощью ИКТ учитель может в увлекательной форме познакомить детей с культурными реалиями англоязычных стран, например, с традициями празднования рождества в Великобритании.

  • Decorating houses in

Great Britain

 Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе является важным средством формирования у обучающихся интереса к предмету, а устойчивый интерес - это важная составляющая внутренней мотивации ребёнка .
  • Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе является важным средством формирования у обучающихся интереса к предмету, а устойчивый интерес - это важная составляющая внутренней мотивации ребёнка .
Использование игровых приёмов. Такие приёмы можно использовать на разных этапах урока: 1) на этапе постановки цели; 2) на этапе фонетической зарядки 3) в процессе обучения диалогической речи 4) во время динамической паузы; 5) на этапе проверки усвоения учебного материала.

Использование игровых приёмов.

  • Такие приёмы можно использовать на разных этапах урока:
  • 1) на этапе постановки цели;
  • 2) на этапе фонетической зарядки
  • 3) в процессе обучения диалогической речи
  • 4) во время динамической паузы;
  • 5) на этапе проверки усвоения учебного материала.
Примеры заданий на проверку знания алфавита и транскрипции. Назови буквы, которые оказались под снежинками.

Примеры заданий на проверку знания алфавита и транскрипции.

  • Назови буквы, которые оказались под снежинками.
Отправь своё такси по нужному адресу:  например, буква “m”, звук [w].
  • Отправь своё такси по нужному адресу:

например, буква “m”, звук [w].

 Игровые приёмы, применяемые педагогом, вызывают у ребёнка положительное отношение к предмету, необходимое для формирования у него мотивации к дальнейшему изучению этого предмета.
  • Игровые приёмы, применяемые педагогом, вызывают у ребёнка положительное отношение к предмету, необходимое для формирования у него мотивации к дальнейшему изучению этого предмета.
Использование творческих заданий.  В УМК Биболетовой М.З. имеются небольшие творческие проекты, которые обучающиеся выполняют индивидуально. Подобные задания дают всем детям возможность получить хорошие отметки. Высокая оценка является для младшего школьника положительным стимулом к дальнейшей работе.  Примером такого творческого задания является проект “ A Funny Riddle”  Дети изготавливают закладку в форме ладошки с разноцветными пальчиками. На ладошке они пишут текст загадки о каком-нибудь животном, не называя его. С другой стороны ладошки дети рисуют мордочку этого животного, но одноклассникам не показывают. Затем читают загадку в классе. Можно подарить закладку тому, кто угадает животное.  Как показывает практика, наиболее охотно обучающиеся выполняют проекты по изготовлению ёлочной игрушки и созданию поздравительной открытки « С Днём Рождения».

Использование творческих заданий.

  • В УМК Биболетовой М.З. имеются небольшие творческие проекты, которые обучающиеся выполняют индивидуально. Подобные задания дают всем детям возможность получить хорошие отметки. Высокая оценка является для младшего школьника положительным стимулом к дальнейшей работе.

Примером такого творческого задания является проект

“ A Funny Riddle”

Дети изготавливают закладку в форме ладошки с разноцветными пальчиками. На ладошке они пишут текст загадки о каком-нибудь животном, не называя его. С другой стороны ладошки дети рисуют мордочку этого животного, но одноклассникам не показывают. Затем читают загадку в классе. Можно подарить закладку тому, кто угадает животное.

Как показывает практика, наиболее охотно обучающиеся выполняют проекты по изготовлению ёлочной игрушки и созданию поздравительной открытки « С Днём Рождения».

“ A Funny Riddle”

“ A Funny Riddle”

 Все приведённые способы могут применяться педагогом как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Такая деятельность по предмету может быть организована в разных формах. Одной из этих форм, приемлемых в начальной школе, является праздничное мероприятие, к примеру, «Праздник английского алфавита», который включает небольшую сценку, презентацию, подвижные конкурсы и загадки по данной теме.  Внеурочная деятельность по предмету стимулирует умственную активность младших школьников, способствует формированию у них познавательных мотивов.
  • Все приведённые способы могут применяться педагогом как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Такая деятельность по предмету может быть организована в разных формах. Одной из этих форм, приемлемых в начальной школе, является праздничное мероприятие, к примеру, «Праздник английского алфавита», который включает небольшую сценку, презентацию, подвижные конкурсы и загадки по данной теме.

Внеурочная деятельность по предмету стимулирует умственную активность младших школьников, способствует формированию у них познавательных мотивов.

Фрагмент мероприятия « Праздник алфавита» Загадки. 1.Очень рады караси, приплыла к ним буква… 2.Чтобы стать силачом, каждый день поднимай на штангу похожую буковку… 3.Как дела? Да всё ОК, уверяет буква… 4.Воды в аквариум налью и поселю в нём букву… 5.На ручку дверную, дружок, погляди: она так похожа на буковку… 6. «Ты лучше мотыльков лови»,- сказала Вике буква… 7. Расчешет волосы твои сестра расчёски буква… 8. Я пять голов забить сумел, взяв вместо клюшки букву… 9. Лиса, на камушек присев, гладит шёрстку, буквой… 10. На страницах английских газет я всегда нахожу букву…

Фрагмент мероприятия « Праздник алфавита»

Загадки.

  • 1.Очень рады караси, приплыла к ним буква…
  • 2.Чтобы стать силачом, каждый день поднимай на штангу похожую буковку…
  • 3.Как дела? Да всё ОК, уверяет буква…
  • 4.Воды в аквариум налью и поселю в нём букву…
  • 5.На ручку дверную, дружок, погляди: она так похожа на буковку…
  • 6. «Ты лучше мотыльков лови»,- сказала Вике буква…
  • 7. Расчешет волосы твои сестра расчёски буква…
  • 8. Я пять голов забить сумел, взяв вместо клюшки букву…
  • 9. Лиса, на камушек присев, гладит шёрстку, буквой…
  • 10. На страницах английских газет я всегда нахожу букву…
Выводы.  Младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования у ребёнка мотивации к изучению различных предметов. Привить интерес к предмету, создать на уроке условия, благоприятные для всех участников образовательного процесса – задача каждого учителя. Сформированная у ребёнка в начальной школе положительная мотивация к учению может стать залогом успеха всей его учебной деятельности.  Я считаю, что начиная обучение иностранному языку в начальной школе, необходимо исследовать уровень мотивации обучающихся и использовать эти данные в своей работе с детьми. Перспективность данной работы я вижу в модернизации либо усовершенствовании способов, применяемых для формирования у ребёнка положительной мотивации к изучению предмета «английский язык».

Выводы.

  • Младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования у ребёнка мотивации к изучению различных предметов. Привить интерес к предмету, создать на уроке условия, благоприятные для всех участников образовательного процесса – задача каждого учителя. Сформированная у ребёнка в начальной школе положительная мотивация к учению может стать залогом успеха всей его учебной деятельности.
  • Я считаю, что начиная обучение иностранному языку в начальной школе, необходимо исследовать уровень мотивации обучающихся и использовать эти данные в своей работе с детьми. Перспективность данной работы я вижу в модернизации либо усовершенствовании способов, применяемых для формирования у ребёнка положительной мотивации к изучению предмета «английский язык».

Литература.

  • 1 . Аверин В.А . Психология   личности: Учебное пособие.– СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999.
  • 2. Баранников А.В. О введении иностранного языка во II классах в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002 / 2003 учебном году // ИЯШ. – 2002. - № 2.
  • 3. Биболетова М.З. , Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка “Enjoy English” для2-11 классов общеобразовательных учреждений.- Обнинск: Изд-во «Титул», 2009.
  • 4 .Василевич А.П. Учим детей английскому языку // ИЯШ. – 2009.- № 4.
  • 5 .Гайнутдинова М. Ю. Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки).
  • 6. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. №2. – C. 42 – 45.
  • 7. Зайцева М.В. Мотивация учения и пути ее повышения (на уроке иностранного языка) [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [сайт]: http://festival.1september.ru/articles/514158/
  • 8. Кузнецова Е.А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Элекронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [сайт]: http://festival.1september.ru/authors/102-592-207
  •  
  • 9 .Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., Просвещение, 1983.
  • 10.УМК “ Enjoy English” для 2, 3, 4 класса начальной школы. Авторы: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!