СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы формирования регулятивных компетентностей у учащихся на уроках химии и биологии ( на примерах самостоятельной деятельности учащихся)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приводятся способы формирования регулятивных компетентностей у учащихся на уроках химии и биологии

( на примерах самостоятельной деятельности учащихся)

Просмотр содержимого документа
«Способы формирования регулятивных компетентностей у учащихся на уроках химии и биологии ( на примерах самостоятельной деятельности учащихся)»

Способы формирования регулятивных компетентностей у учащихся на уроках химии и биологии  ( на примерах самостоятельной деятельности учащихся) Автор: Гончарова Е.Л.

Способы формирования регулятивных компетентностей у учащихся на уроках химии и биологии

( на примерах самостоятельной деятельности учащихся)

Автор: Гончарова Е.Л.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД: Личностные; Познавательные; Коммуникативные; Регулятивные . Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

Личностные;

Познавательные;

Коммуникативные;

Регулятивные .

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание

 

 

П ланирование

 

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; (алгоритм действий)

Прогнозиро-вание

 

Контроль

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

«Что и как нужно делать, чтобы получился правильный результат?»

в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

«Как думаешь, достаточно знаний для выполнения задания?»

Коррекция

«Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?»,

внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

 

Оценка

выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

Волевая саморегуляция и рефлексия

 

способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

«Правильно ли оценил выполнение своего задания?», «По каким критериям вы оценивали свою работу?»

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий».

Развитие регулятивных УУД осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель – «режиссер» учебного процесса, а обучающиеся совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему.

Развитие регулятивных УУД осуществляется через

проблемно-диалогическую технологию

освоения новых знаний, где учитель – «режиссер» учебного процесса, а обучающиеся совместно с ним ставят и решают

учебную предметную проблему.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды самостоятельных заданий: – «Преднамеренные ошибки» – Поиск информации в предложенных источниках – Взаимоконтроль, самоконтроль – Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской) – Диспут – Заучивание материала наизусть в классе – «Ищу ошибки» – КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)  

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды самостоятельных заданий:

– «Преднамеренные ошибки»

– Поиск информации в предложенных источниках

– Взаимоконтроль, самоконтроль

– Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)

– Диспут

– Заучивание материала наизусть в классе

– «Ищу ошибки»

– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

 

Примеры заданий. Задание 1.   Реактивыформулаиназваниевещества Уравненияхимическойреакциивмолекулярнойиионнойформе  Наблюдения  Вывод    По итогам выполнения работы учащимся предоставляется ключ (эталонный ответ) для самопроверки или взаимопроверки

Примеры заданий. Задание 1.

 

Реактивыформулаиназваниевещества

Уравненияхимическойреакциивмолекулярнойиионнойформе

Наблюдения

Вывод

 

По итогам выполнения работы учащимся предоставляется ключ

(эталонный ответ) для самопроверки или взаимопроверки

  Ключ (эталонный ответ) Реактивыформулаиназваниевещества Уравненияхимическойреакциивмолекулярнойиионнойформе  гидроксиднатрия Наблюдения   гидроксиднатрия  – солянаякислота Вывод Растворприобрелкраснуюокраску        OH -             OH -      Вщелочнойсредефенолфталеинприобретаетмалиновуюокраску Растворобесцветился Привзаимодействииоснованияикислотыпроисходитреакциянейтрализацииврезультатерастворобесцвечивается

 

Ключ (эталонный ответ)

Реактивыформулаиназваниевещества

Уравненияхимическойреакциивмолекулярнойиионнойформе

 гидроксиднатрия

Наблюдения

  гидроксиднатрия

 – солянаякислота

Вывод

Растворприобрелкраснуюокраску

  

    OH -           

 OH -     

Вщелочнойсредефенолфталеинприобретаетмалиновуюокраску

Растворобесцветился

Привзаимодействииоснованияикислотыпроисходитреакциянейтрализацииврезультатерастворобесцвечивается

Задание 2. Ищу ошибки, самоконтроль, взаимоконтроль

Задание 2.

Ищу ошибки, самоконтроль, взаимоконтроль

Вариант 2. Определите соответствие. Определите соответствие между тканями мякоти листа и их особенностями строения Ткани листа  Особенности строения А .Кожица Б. Мякоть В. Жилки Г. Устьица   1. Имеет отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты. 2. Состоит из бесцветных клеток, выделяющих воскообразное вещество. 3. Состоит из рыхлых и плотных клеток, содержащих хлоропласты. 4. Представлен сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами 5. Предохраняет лист от повреждений и внешних воздействий. 6. Осуществляет процесс фотосинтез 7. Обеспечивает связь со стеблем, передвижение веществ. 8. Обеспечивает газообмен и испарение воды.  

Вариант 2. Определите соответствие.

Определите соответствие между тканями мякоти листа и их особенностями строения

Ткани листа

Особенности строения

А .Кожица

Б. Мякоть

В. Жилки

Г. Устьица

 

1. Имеет отверстия, окруженные замыкающими клетками, содержащими хлоропласты.

2. Состоит из бесцветных клеток, выделяющих воскообразное вещество.

3. Состоит из рыхлых и плотных клеток, содержащих хлоропласты.

4. Представлен сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами

5. Предохраняет лист от повреждений и внешних воздействий.

6. Осуществляет процесс фотосинтез

7. Обеспечивает связь со стеблем, передвижение веществ.

8. Обеспечивает газообмен и испарение воды.

 

Ответы: Вариант 1 Вариант 2 1) 1,4 А. 2,5 2) 1 Б. 3, 6 3) 1,2 В. 4,7 4) 2,3 Г. 1,8 5) 3,4 Взаимоконтроль (самоконтроль)

Ответы:

Вариант 1 Вариант 2

1) 1,4 А. 2,5

2) 1 Б. 3, 6

3) 1,2 В. 4,7

4) 2,3 Г. 1,8

5) 3,4

Взаимоконтроль (самоконтроль)

Задание 3. Из предложенных терминов на рисунке (2) определите и подпишите ткани мякоти листа:   столбчатая ткань   губчатая ткань   ситовидные трубки   устьице   проводящие сосуды   основная ткань   межклетники   устьичная щель   верхняя кожица   нижняя кожица К каждой надписи укажите соответствующие цифры.

Задание 3.

Из предложенных терминов на рисунке (2) определите и подпишите ткани мякоти листа:

 столбчатая ткань

 губчатая ткань

 ситовидные трубки

 устьице

 проводящие сосуды

 основная ткань

 межклетники

 устьичная щель

 верхняя кожица

 нижняя кожица

К каждой надписи укажите соответствующие цифры.

Задание 4. Рассчитайте массы растворённого вещества и растворителя, которые необходимо взять для приготовления 200 г 25%-ного раствора сахара. Способ решения задачи выберите самостоятельно. КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Задание 4.

Рассчитайте массы растворённого вещества и растворителя, которые необходимо взять для приготовления 200 г 25%-ного раствора сахара. Способ решения задачи выберите самостоятельно.

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Алгебраический способ Графический способ ω = m р.в./m р-ра * 100%  m р.в. = ω * m р-ра/100% m р.в.=25*200/100% = 50 г m р-ля = m р-ра - m р.в. m р-ля = 200 – 50 = 150 г у 100% 25% 50 Г х 200 Г Ответ: m р.в.=50 г, m р-ля =150 г.

Алгебраический способ

Графический способ

ω = m р.в./m р-ра * 100%

m р.в. = ω * m р-ра/100%

m р.в.=25*200/100% = 50 г

m р-ля = m р-ра - m р.в.

m р-ля = 200 – 50 = 150 г

у

100%

25%

50 Г

х

200 Г

Ответ: m р.в.=50 г, m р-ля =150 г.

Найди ошибку Задание 5.  Реакциянейтрализации                                    Реакциямеждукислотойиоксидамиметаллов  Са      Са      Са       Са          Са     Са        Реакциямеждукислотойисолью                   Ва             Ва      Преднамеренная ошибка

Найди ошибку

Задание 5.

 Реакциянейтрализации

        

              

        

  Реакциямеждукислотойиоксидамиметаллов

Са      Са     

Са       Са         

Са     Са     

 Реакциямеждукислотойисолью

           

      Ва        

    Ва     

Преднамеренная ошибка

Задание 6. Пользуясь учебником, параграф 31, заполните таблицу (Или используя различные источники информации заполните таблицу) Какая разновидность оксида кремния (4) положила начало каменному веку? Почему?   Назовите наиболее распространённые соединения кремния   Докажите, правильность суждения «Никакой организм не может существовать без кремния»   Кремний – основной элемент неживой природы   Поиск информации в предложенных источниках

Задание 6.

Пользуясь учебником, параграф 31, заполните таблицу

(Или используя различные источники информации заполните таблицу)

Какая разновидность оксида кремния (4) положила начало каменному веку? Почему?

 

Назовите наиболее распространённые соединения кремния

 

Докажите, правильность суждения «Никакой организм не может существовать без кремния»

 

Кремний – основной элемент неживой природы

 

Поиск информации в предложенных источниках

Задание 7. Название Состав   Цвет                

Задание 7.

Название

Состав

 

Цвет

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределите растения по семействам. Малина, ковыль, вороний глаз, рожь, пшеница, земляника, кукуруза, астра, ландыш, фасоль, томат, алоэ, капуста, горох, лилии, перец, подсолнечник, солодка, брюква, шиповник, картофель, бобы, черемша Семейство Представители Лилейные Злаки Мотыльковые (Бобовые) Пасленовые Розоцветные Крестоцветные (Капустные)

Распределите растения по семействам.

Малина, ковыль, вороний глаз, рожь, пшеница, земляника, кукуруза, астра, ландыш, фасоль, томат, алоэ, капуста, горох, лилии, перец, подсолнечник, солодка, брюква, шиповник, картофель, бобы, черемша

Семейство

Представители

Лилейные

Злаки

Мотыльковые (Бобовые)

Пасленовые

Розоцветные

Крестоцветные (Капустные)

Задание 8 Учебный кроссворд как форма работы над биологическими понятиями (Применение данного приёма возможно при разных формах организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, оно также не имеет возрастных ограничений) Составьте кроссворд (не менее 15 слов) используя биологические понятия по теме: «Строение клетки».

Задание 8

Учебный кроссворд как форма работы над биологическими понятиями

(Применение данного приёма возможно при разных формах организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, оно также не имеет возрастных ограничений)

Составьте кроссворд (не менее 15 слов) используя биологические понятия по теме: «Строение клетки».

Задание 9 Варианты домашнего задания (На выбор): Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?  Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.

Задание 9

Варианты домашнего задания (На выбор):

  • Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
  • Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
  • Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.
Задание 10

Задание 10