СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы проведения групповой работы.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проведению групповой работы помогут специалистам - психологам определить четкие цели и задачи, выявить благоприятные и неблагоприятные факторы работы группы. От правильного выбора целевой группы, от налаживания коммуникации "все мы в одной лодке" зависит продуктивность существования группы. И главный постулат - не решать все одному, а дать высказаться каждому. В этом состоит успех групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Способы проведения групповой работы.»

КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска

Методические рекомендации


Способы проведения групповой работы


Наиболее важный способ оказания членами группы помощи друг другу – это обмен относящейся к делу информацией. Собственный жизненный опыт каждого члена группы (знания, взгляды, ценности и др.) может помочь другим ее участникам. Специалист также делится информацией, которая в сочетании с информацией других является богатым источником для размышлений.

Во время обмена взглядами на обсуждаемую проблему возникают серьезные дискуссии. Группа в данном случае – место, где мнения людей сталкиваются и зачастую изменяются. Организовать дискуссию не очень просто – для этого нужно обладать культурой совместной работы (вырабатываемой с помощью кодекса общения).

Каждый член группы придерживается определенных норм поведения и запретов. В начале совместной работы разговор на темы «власть», «зависимость», «секс» рассматриваются как нарушение запрета. Поэтому, одна из задач специалиста – помочь другим выработать новые нормы и свободно обсуждать «запретные» темы. Впоследствии работы уровень эмоционального комфорта возрастает, и первый член группы, готовый обсудить трудную тему, показывает остальным членам группы пример преодоления табу – они как бы получают разрешение вторгнуться в область, считавшуюся ранее запретной. Во время обсуждения запретных тем члены группы видят эмоции других и зачастую осознают, что переживают то же самое. Каждый обнаруживает, что он не одинок в своих чувствах, что члены группы находятся «в одной лодке» - это делает людей более раскрепощенными и открытыми.

Способность выражать свои чувства обусловливает развитие сопереживания, что является важнейшим оздоровительным элементом групповой работы. Пытаясь понять чувства других людей, члены группы начинают иначе воспринимать собственные чувства. Группа обеспечивает «тренировку» соответствующих качеств и идей, выработку новых способов коммуникации и осознание некоторых качеств, от которых необходимо избавиться для достижения успеха.

Следует обратить внимание на способ группового взаимодействия, получивший название «наша сила в численности». Некоторые поступки легче совершать, чувствуя поддержку группы; страх и неуверенность легче преодолеть, действуя сообща, поскольку мужество одного многократно усиливается мужеством других.

Таким образом, группа это не просто некое количество людей, собранных вместе, а система, характеризующаяся общностью чувств, наличием особой атмосферы, которая выражается в словах, мимике, позах и жестах.

Человек может испытывать и проявлять по отношению к остальным членам группы теплоту, любовь, понимание, но вне группы ему трудно также вести себя с окружающими людьми, гораздо проще демонстрировать прежнюю холодность, чем пытаться как-то изменить отношения.

Вместе с тем удовлетворенность групповой деятельностью вызывает желание следовать полученным результатам.

Групповая работа – один из методов психологической работы, одно из самых успешных изобретений, созданных для решения проблем обезличивания, потери индивидуальности и чувства реальности, отчужденности, характерных для многих людей, живущих в современном обществе. Групповая работа способствует большей независимости личности, большей раскрепощенности и раскованности, большему желанию экспериментировать.

К факторам, способствующим групповой работе, относятся:

- адекватность состава группы тем задачам, которые она решает;

- значимость задачи для всех участников;

- соответствие технологий взаимодействия групповым нормам и характеру решаемой задачи;

- оптимальный состав и численность группы;

- гармоничное распределение ролей.

К факторам, препятствующим групповой работе, относятся:

- незначительность задачи, ради которой создана группа;

- слишком жесткие условия ее существования;

- наличие плохого лидера;

- неэффективные способы ведения групповой работы;

- состав группы, не подходящий для решения задачи;

- многолюдность группы;

- редкость и недостаточная продолжительность встреч;

- надежда на быстрый и легкий успех;

- необоснованная надежда на специалиста.

Решаемая группой задача должна быть достаточно конкретной, четко сформулированной, понятной и потенциально разрешимой. Результаты должны быть полезными для всех (например, «12 шагов»)

Выбор способа групповой работы зависит от характера и срочности задачи, состава группы, условий, в которых она существует.

Активная деятельность специалиста прекращается, когда успешная содержательная работа уже налажена и группа принимает первые эффективные решения. Возникает иллюзия, что специалист не был нужен, что группа добилась всего самостоятельно. Это убеждение необходимо поддерживать для осознания значимости, уверенности и еще большей сплоченности в группе.

Некоторые профессионалы придерживаются правила: не вмешиваться в содержательную работу группы, поскольку специалист не должен подсказывать готовые решения проблем – группа должна найти их сама.

Педагог – психолог Лариса Александровна Жабина.