СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление медресе «Хусаиния» и ее роль в подготовке духовных и педагогических кадров

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрывается становление и развитие системы мусульманских учебных заведений в Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Ключевым предметом исследования стало рассмотрение специфики образовательной деятельности одного из лучших мусульманских учебных заведений Российской империи – новометодного медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге. Рассмотрены достижения в возрождении мусульманского образования в Оренбуржье на современном этапе, роль в этом возрождении медресе «Хусаиния», ставшего главным центром обучения мусульманских духовных лиц и педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Становление медресе «Хусаиния» и ее роль в подготовке духовных и педагогических кадров»


Становление медресе «Хусаиния» и ее роль в подготовке духовных и педагогических кадров

Современный период истории в России характеризуется активным духовным возрождением, преобразованием и развитием мусульманского образования. Наиболее заметна эта тенденция на тех территориях, где ислам имеет более глубокие исторические корни и является традиционным вероисповеданием для местного населения. К числу этих территорий можно отнести и Оренбуржье, где в значительном количестве проживает население тюркских национальностей. По этой причине для мусульман, населяющих эти земли, встает вопрос удовлетворения своих религиозных потребностей. Собственно с этой целью сегодня реализовывает свою религиозно-образовательную деятельность медресе «Хусаиния» г. Оренбурга1.

К 1990 г. в Оренбургской области официально уже действовали 19 организаций мусульман: в городах Оренбурге (2 общины), Бугуруслане, Орске, Соль-Илецке, Бузулуке, Медногорске и Кувандыке, п. Саракташ, селах Старокульшарипово, Асекеево, Татарская Каргала, Бакаево, Ибряево, Озерки, Покровка, Наурузово, Никитино и станции Донгуз.

Большой подъем в религиозной жизни мусульман был связан с празднованием в 1990 г. 1100-летия официального принятия ислама и 200-летия учреждения Оренбургского магометанского духовного собрания.

10 июля 1991 г. в составе Духовного управления мусульман Европейской части России и Сибири (ДУМЕС) с центром в г. Уфе был образован Мухтасибат Оренбургской области. Имамом-мухтасибом региона стал мулла Центральной соборной мечети г. Оренбурга А. Х. Хайруллин, возглавив все расположенные на территории области мусульманские религиозные организации. 30 мая 1994 г. на основе Мухтасибата было образовано Духовное управление мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият) в составе Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), ставшего правопреемником ДУМЕС в г. Уфе. На общем собрании представителей 43 мусульманских общин Оренбургской области председателем – муфтием регионального Духовного управления был избран Абдель-Барый Хабиевич Хайруллин. В соответствии с первым уставом основной целью деятельности муфтията была реализация гражданами права на свободу исповедания ислама в рамках норм российской Конституции и вытекающих из нее законодательных актов. Исходя из этой цели Духовное управление ставило перед собой следующие задачи: беспрепятственное проведение богослужений, религиозных обрядов и церемоний; организация паломничества в священные для мусульман места; поощрение религиозной благотворительности; основание и содержание мечетей; обучение религиозному вероучению, создание учебных заведений для подготовки священнослужителей; распространение религиозной литературы и предметов культового назначения. В 1993 г. в области насчитывалось уже 56 мусульманских организаций, а к 1995 г. их количество увеличилось до 67. Без официальной регистрации в органах юстиции на территории области действовали еще 9 религиозных групп мусульман. В этом же году по области работали 24 мечети и 32 молитвенных дома, а также 3 медресе (2 – трехгодичных и 1 – двухгодичное). Еще 6 мечетей находились в стадии завершения строительства. На 1 января 2018 г. действуют 103 местные религиозные организации мусульман.

Таблица 41. Динамика численности мусульманских религиозных организаций в Оренбургской области в постсоветский период

Годы

Организаций

Годы

Организаций

1991

32

2003

132

1992

41

2004

132

1993

56

2005

133

1994

58

2006

133

1995

67

2007

128

1996

74

2008

108

1997

78

2009

105

1998

80

2010

95

1999

86

2011

97

2000

95

2012

111

2001

114

2013

109

2002

130

2014

102



2018

103


Стремительный рост числа мусульманских общин в Оренбургской области, возрождение старых и строительство новых мечетей со всей остротой обозначили проблему нехватки квалифицированных кадров священнослужителей и преподавателей основ ислама. Для организации массовой подготовки служителей религиозного культа по специальности «имам-хатыб» в 1991 г. при Центральной соборной мечети г. Оренбурга было открыто Духовное мусульманское религиозное образовательное учреждение медресе «Хусаиния» в виде двухгодичных курсов по подготовке имам-хатыбов и муэдзинов. На первых порах обучение велось в подвале Центральной Соборной мечети города Оренбурга, расположенной по адресу: ул. Терешковой, 10 а.. Здесь не только занимались, но и жили в период обучения студенты из других городов и районов. Сюда были завезены парты и раскладушки, с большими сложностями организовано горячее питание учащихся, для чего потребовалось сменить несколько мест. Лишь в 1992 г. верующим вернули историческое 2-этажное здание приходского медресе, где был проведен капитальный ремонт, оборудованы учебные классы, общежитие и столовая (ул. Рыбаковская, 98).

Таким образом, острая необходимость в профессиональных служителях исламского культа – имамах приходов стало одной из основополагающих причин воссоздания и открытия медресе «Хусаиния».

Если купцы I-ой гильдии братья Хусаиновы в конце XIX века основали свое медресе «Хусаиния» с той целью, чтобы «дать низшему классу магометан возможность убедиться на практике в пользе образования, дать возможность детям бедных магометан, не имеющих средств поступить в русские школы, получить это первоначальное образование среди своих магометан, на своём языке, на котором понимание на первых порах для них гораздо доступнее, и, обучившись, впоследствии быть полезными гражданами своему отечеству и обществу, и тем облегчить им честным трудом заработать кусок хлеба и уменьшить тунеядство»2. То целью воссоздания современного медресе было удовлетворить потребность мусульман области в квалифицированных кадрах – имамах, преподавателях основ Ислама, служителях при мечетях, то есть специалистах исламского вероисповедания.

В 1991-1992 учебном году первоначально все учебные дисциплины читал имам-хатыб Центральной мечети, ставший впоследствии муфтием Оренбургской области, Абдель-Барый Хабиевич Хайруллин, из-за полного отсутствия в регионе других квалифицированных специалистов с высшим религиозным образованием. Для укрепления педагогического состава в 1992 г. ЦДУМ командировало ему в помощь двух преподавателей: Аюб хазрат (из Турции) и Самигуллин Рашид Гаязович (из Узбекистана). Оплата труда преподавателей оплачивалась мухтасибатом Оренбургской области, согласно установленным нормам для средних специальных учебных заведений3.

При поступлении абитуриенты писали заявление: «Прошу принять меня учеником на курсы по подготовке имамов и муадзинов». На основании распоряжения № 4 от 29 октября 1991 года на обучение слушателями «курсов по подготовке кадров для мусульманских религиозных обществ» были зачислены десять человек. Им была назначена ежемесячная стипендия в размере 150 рублей4. Позднее в группу были дозачислены еще 8 человек. Из восемнадцати поступивших студентов, пройдя полный курс обучения, окончили медресе в 1993 году только двенадцать человек. Директором курсов являлся непосредственно Б.Х. Хайруллин5.

Фото 71. Муфтий Абдель-Барый Хабиевич Хайруллин


Для поддержки обучения ДУМЕС – Духовное управление мусульман (ныне Центральное Духовное Управление Мусульман России) направило в Оренбург преподавателей-турков. Так, с октября 1992 года по направлению ДУМЕС в медресе преподавали Мустафа-хазрат и Гурбуз-хазрат. Так как в то время в медресе не велось документации ни по количеству преподаваемых предметов и их объему, ни по преподавательским кадрам. Известно, что эти преподаватели-турки Мустафа-хазрат и Гурбуз-хазрат проработали в медресе до 1993 года6.

На первых порах все приходилось делать самим, на месте: разрабатывать программу, искать учебники и пособия, продираться сквозь административные барьеры, добиваясь многочисленных разрешений и согласований от санитарно-эпидемиологической службы, пожарного надзора и других контролирующих органов. Благодаря напряженному труду имама и педагогического коллектива, помощи организаций и пожертвованиям частных лиц медресе «Хусаиния» не только окрепло и встало на ноги, состоялось как учреждение профессионального образования, но и динамично развивалось, осваивая новые специальности и формы обучения.

Начало 1993-1994 учебного года ознаменовалось важным событием. Мусульманское религиозное объединение Мухтасибата Оренбургской области, ДУМЕС стало Учредителем негосударственного образовательного учреждения «Духовное мусульманское образовательное учреждение медресе «Хусаиния».

На очередном заседании Правления МРО мухтасибата Оренбургской области 13 сентября 1993 года был принят Устав медресе. Также Правлением единогласно было решено дать этому медресе название «Хусаиния».

В протоколе расширенного заседания Правления МРО Мухтасибата Оренбургской области № 7 от 13.09.1993 года, на котором присутствовали члены Правления: С. Низамутдинов, А. Салихов, Б. Хайруллин, А. Садыков, М. Хусаинов, Ф. Тагиров, и в качестве приглашенного Г. Абдуллин, зафиксировано в повестке дня под пунктом 2 «Рассмотрение и принятие Устава медресе «Хусаиния». Председателем этого заседания являлся Б. Хайруллин, секретарем А. Садыков.

В ходе заседания по этому вопросу А. Садыков зачитал Устав, были заслушаны выступления Б. Хайруллина, Ф. Тагирова, С. Низамутдинова, Г. Абдуллина. По данному вопросу постановили: «…1. Мусульманское религиозное среднее учебное заведение в дальнейшем именовать Медресе «Хусаиния». 2. Устав медресе «Хусаиния» принять и представить Главе городской Администрации на регистрацию – единогласно».

На основании этого решения 17 сентября 1993 года Устав медресе был утвержден имам-мухтасибом МРО Мухтасибата Оренбургской области, ДУМЕС. И впоследствии этот Устав подан на регистрацию в Администрацию г. Оренбурга. Распоряжением № 923-р от 04.11.1993 г. Устав негосударственного образовательного учреждения «Духовное мусульманское образовательное учреждение медресе «Хусаиния» был зарегистрирован. О чем на титульном листе Устава сделана соответствующая запись за подписью заместителя Главы администрации г. Оренбурга С.В. Елистратова.

Этот факт является исторически значимым для данного учебного заведения. Во-первых, на расширенном заседании Правления МРО Мухтасибата Оренбургской области было принято решение назвать медресе именно «Хусаиния» в честь известного дореволюционного медресе Хусаиновых. Во-вторых, с этого момента началась официальная деятельность медресе, как образовательного заведения среднего профессионального образования, имеющего Устав и осуществляющего свою деятельность в соответствии с ним7.

Вслед за этим событием на очередном заседании Правления МРО мухтасибата Оренбургской области (ныне Президиум Духовного управления мусульман Оренбургской области) было принято решение об открытии образовательного учреждения – медресе и о предоставлении для медресе здания, принадлежащего Мухтасибату на праве общественной собственности.

В протоколе № 5 от 26.10.1993 г. это зафиксировано следующим образом: «Собрание мухтасибата решило открыть Духовное Мусульманское образовательное учреждение Медресе «Хусаиния» и предоставить помещение по адресу: ул. Рыбаковская, 98»8.

За 23 года современной деятельности медресе его Устав перерабатывался и утверждался не один раз. Между нынешним уставным документом, по которому действует «Хусаиния» и самым первым Уставом, принятым в сентябре 1993 года, имеются существенные различия. Так, в Уставе медресе «Хусаиния» 1993 года в Разделе 1 «Наименование, местонахождение, юридический адрес, статус образовательного учреждения» под пунктом 1.1 записано: «Духовное мусульманское образовательное учреждение медресе «Хусаиния», в дальнейшем медресе, является негосударственным образовательным учреждением, которое реализует соответствующие образовательные программы и имеет право выдавать свидетельства о среднем духовном образовании».

Согласно Уставу «главными задачами медресе являлись:

- удовлетворение потребностей мусульманских общин и приходов Оренбургской области в духовных наставниках;

- осуществление переподготовки и повышения квалификации духовных лиц;

- создание условий для повышения духовного и культурного уровня мусульманского населения области;

- участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений в Российской Федерации».

Под пунктом 1.2 Устава определены нормативные акты, в соответствии с которыми медресе вправе осуществлять свою деятельность: «медресе действует в соответствии с Законом РФ «О свободе вероисповеданий», Законом РФ «Об образовании», других законодательных актов РФ и настоящего Устава».

В пункте 1.3 Устава отражено, что «учредителем медресе является Мусульманское религиозное объединение Мухтасибата Оренбургской области, ДУМЕС, в дальнейшем Мухтасибат»9.

В пункте 1.4 Устава, утвержденного 17.09.1993 г. было сказано что, «медресе осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной органами управления образованием». Хотя этот пункт был четко приписан в Уставе, в реальности до 2003 года медресе вело образовательную деятельность без соответствующей лицензии.

Сроки обучения в медресе были определены пунктом 2.3 Устава. Обучение на дневной форме осуществлялось на основе трехлетней программы для лиц мужского пола и двухлетней программы для лиц женского пола. На самом деле и мужчины и женщины обучались в медресе по два года.

Также согласно Уставу студентам, успевающим по программе выплачивалась стипендия в размере не менее установленного государством для средних специальных учебных заведений. Также Уставом гарантировалась выплата повышенной стипендии студентам, обучающимся в медресе по направлению приходов, при условии подписания ими договора о возвращении в соответствующий приход и работы в нем не менее трех лет после окончания учебы.

Приказом директора № 2 от 10.11.1993 г. размер ежемесячной стипендии был установлен в сумме пять тысяч рублей. Также этим приказом определялись условия, при выполнении которых студентам назначалась стипендия10.

В Разделе 3 «Основные характеристики образовательного процесса» Устава было определено, что преподавание в медресе ведется на татарском языке. В пункте 3.2 перечислены специальности, по которым в то время велась подготовка и переподготовка студентов – это имам, муадзин, богослов с правом преподавания основ арабского языка.

Прием в медресе осуществлялся на основе собеседования лиц мужского и женского пола (до сорокалетнего возраста), имеющих основное общее среднее образование. Собеседование проводилось на основании поданных заявлений или по направлению мусульманских общин и приходов. Количество студентов и структура их подготовки определялись Попечительским советом, исходя из возможностей качественного обучения и договоров с приходами.

Содержание обучения определялось учебными планами и программами, обеспечивающими фундаментальную, профессиональную и общую духовную подготовку. Также учебными планами устанавливались начало учебного года, его окончание, недельная нагрузка студентов учебными занятиями, сроки и продолжительность экзаменационных сессий, каникул, а также формы завершения и виды практики.

Согласно Уставу 1993 г. студентам, выполнившим все требования учебных планов и программ, решением Попечительского совета присваивалась квалификация «Имам-хатыб» и выдавалось свидетельство об окончании медресе.

В пункте 3.9 Устава медресе четко прописывался режим занятий, а именно была установлена «…длительность учебного года – девять месяцев; каникулы в январе пятнадцать дней и летние каникулы три месяца; длительность урока пятьдесят минут, маленькие перемены десять минут, большие перемены пятнадцать минут».

Интересен тот факт, что образовательной программы в то время в медресе не было. Однако в Уставе в подпункте «г» пункта 3.9 был указан базисный учебный план, по которому велось обучение (см. приложение № 11).

Кроме религиозных дисциплин в программу были включены три светских предмета, а именно: педагогика, физкультура, трудовое обучение.

В 1993 году в медресе было открыто женское отделение, которое предполагало обучение будущих преподавательниц основ Ислама и арабской графики. Специалистов в этой сфере принято называть «абыстай» или «мугаллима». Хотя при этом отдельной строкой нигде в Уставе не прописывалось название этой специальности. «Хусаиния» явилось одним из первых медресе, в котором стало возможным обучение девушек.

В 1993-1994 учебном году на женское отделение было подано двадцать заявлений от желающих обучаться в медресе. Из них впоследствии в 1995 году медресе успешно окончили только десять человек.

Директором в 1993-1994 учебном году стал Камиль Хайруллин. Он был назначен на эту должность распоряжением имам-мухтасиба Оренбургской области (ныне муфтий) № 33 от 23.09.1993 г.11.

Хайруллин К. приступил к исполнению обязанностей директора медресе с 24.10.1993 г., о чем в приказе № 1 от 24.10.1993 г. по негосударственному образовательному учреждению медресе «Хусаиния» это зафиксировано следующим образом: «1. Согласно распоряжения имам-мухтасиба № 33 от 23.09.1993 г. и Устава медресе «Хусаиния», утвержденного 17.09.1993 г. приступил к выполнению обязанностей директора медресе «Хусаиния».

Для директора и его семьи Мухтасибат снимал у частных лиц квартиру в Степном поселке города Оренбурга (на ул. С.Лазо). Интересен тот факт, что К. Хайруллин носил черную бороду и постоянно ходил в вышитой тюбетейке – и в медресе, и на улицах города. К. Хайруллин проработал в должности до конца 1994-1995 учебного года. А затем уехал на обучение в Пакистан, позднее – в Саудовскую Аравию.

В июне 1995 года был назначен новый директор медресе Мукминов Мидхат Мухамадеевич – кандидат биологических наук, который ранее работал в Научно-исследовательском институте мясного скотоводства.

Фото 72. Мукминов М.М.

М. Мукминов активно начал приводить в порядок и систематизировать учебный процесс (в частности начали составляться первые расписания занятий, выдавались первые дипломы об окончании), был открыт отдельный расчетный счет в банке, принят бухгалтер-кассир, делопроизводитель. Еще один примечательный факт: медресе получило финансовую независимость от Духовного управления, то есть директор Мукминов отделил медресе от ДУМОо как в документальном плане, так и территориально. В частности, были разделены территории медресе и мечети (в здании которой располагается ДУМОо), плата за сданную в аренду строительному кооперативу территорию начала поступать непосредственно в медресе, хотя раньше она шла в ДУМОо. Также пожертвования «фитр-садака»12 полностью направлялись для нужд медресе. Также М. Мукминов приобрел для медресе служебный автомобиль «Москвич» («пирожок»), на котором он ездил по колхозам, по фермерским хозяйствам. Он обращался к фермерам и председателям КФХ с просьбой выделить продукты питания для столовой медресе. В частности, мясо, овощи, зерно и т.д.

Мукминов, как директор, самостоятельно осуществлял финансово-хозяйственную деятельность в медресе, утверждал штатное расписание, устанавливал заработную плату, принимал и увольнял работников. Анализируя штатное расписание по медресе «Хусаиния» на 1995-1996 учебный год, мы видим, что в штате числилось 8 сотрудников, в том числе, директор, главный бухгалтер, два повара, уборщица и три преподавателя. Причем у педагогов оплата труда была почасовая, а у остальных работников – установленный оклад13.

Тесно начал сотрудничать с Татарским общественным центром Оренбурга, с библиотекой им. Ямашева.

М. Мукминов хоть и был человеком, не имеющим религиозного образования, но при этом он являлся активным общественным деятелем и умелым хозяйственником (должность директора медресе он прекрасно совмещал с должностью завхоза медресе и завхоза Духовного управления).

Был женат, имел двоих детей. Супруга Марьям Мукминова в свое время работала бухгалтером в мечети «Хусаиния» на ул. Кирова, а в настоящее время является бессменным бухгалтером ДУМОо и медресе «Хусаиния».

При М. Мукминове в 1995-1996 учебном году в медресе преподавали Чиленк Бакир хазрат (преподаватель из Турции), Шарипов Альфит хазрат (обучался в «Хусаинии» с 1992 по 1994 гг.). В 1996 году по направлению из ЦДУМ приехал Чифтиджи Ясин хазрат, Кудакаев Халиль хазрат. Чиленк Сюнгуль, Тукаева Лариса (Зухра абыстай, выпускница «Хусаинии» 1995 года). М. Мукминов проработал в должности директора медресе до 1998 года.

После его ухода с поста исполняющим обязанности директора этого учебного заведения был назначен Чиленк Бакир. В период его руководства учебным заведением в 1999 году было открыто четырехгодичное заочное отделение, о чем имеется запись в приказе № 13 от 15.10.1999 г. График учебного процесс заочной формы обучения построен таким образом, что студенты должны присутствовать на сессии (установочной и экзаменационной) 4 раза в течение учебного года. Длительность сессии – одна неделя. Для этой формы обучения разработана специальная программа обучения. Сегодня количество студентов-заочников насчитывается более ста пятидесяти человек.

В 2000-ом году медресе «Хусаиния» возглавил Шарипов Альфит Асхатович, бывший сам некогда студентом этого учебного заведения, что во многом способствовало преемственности существующих образовательных традиций медресе14.

Фото 73. А. А. Шарипов.

Он родился 31 июня 1972 г. в с. Озерки Илекского района Оренбургской области. В 1987 г. окончил восемь классов Озерской средней школы, приехал в Оренбург, где поступил учиться в железнодорожное училище № 12 на помощника машиниста тепловоза. По его окончании в 1990 г. устроился на работу автослесарем в автоколонну № 1173. В 1992–1994 гг. получил религиозное образование в медресе «Хусаиния», в 1994 г. назначен вторым муэдзином Центральной соборной мечети г. Оренбурга, в 1994–1995 гг. по направлению Исламского культурного центра России прошел стажировку в Университете исламского распространения (г. Триполи, Ливия). По возвращении с 1995 г. А. А. Шарипов работал имамом-мударрисом Центральной соборной мечети г. Оренбурга и педагогом медресе «Хусаиния». В 1996–2002 гг. он заочно учился на юридическом факультете Оренбургского государственного университета, получив специальность «юрист». В 1998 г. окончил Высшее Казанское Мусульманское медресе им. 1000-летия принятия ислама по специальности «исламовед, преподаватель-переводчик арабского языка». В 1998 и 2007 годах он совершил хадж. В 2001 г. по направлению ЦДУМ России в течение трех месяцев находился на стажировке в г. Конья (Турция) на курсах по изучению турецкого языка. С 2006 г. и по настоящее время А. А. Шарипов входит в состав Общественного совета при Управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области. В 2007-2011 гг. по совместительству преподавал дисциплины «Мир ислама», «Арабский язык», «Основы традиционного ислама» на кафедре религиоведения и теологии факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета. 19 декабря 2014 года Альфит хазрат успешно защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Роль медресе «Хусаиния» в формировании и возрождении мусульманского образования в Оренбургском крае» в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (г. Казань).

26 марта 2015 года Альфит Асхатович назначен на должность Председателя Духовного Управления Мусульман Оренбургской области. В мае 2015 года принят в члены Общественной палаты Оренбургской области.

18 января 2001 года религиозная организация негосударственное Духовное мусульманское учреждение Медресе «Хусаиния» было зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области. Медресе было выдано свидетельство о государственной регистрации религиозной организации № 59115.

До 2003 года в названии этого заведения присутствовало слово «негосударственное». Так как в соответствии с законодательством РФ медресе (как религиозное учебное заведение) является негосударственным учреждением, в связи с этим 21 февраля 2003 года оно прошло перерегистрацию, исключив из названия слово «негосударственное».

15 марта 2003 года медресе было получено новое свидетельство о государственной регистрации религиозной организации, где в строке наименование организации записано «Религиозная организация Духовное мусульманское образовательное учреждение медресе «Хусаиния» Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият)».

Как указывалось ранее, в Устав медресе несколько раз вносились изменения и дополнения. Утвержденный в сентябре 1993 года Устав действовал до 27 ноября 2000 года, когда в связи с изменением наименования, а также для соответствия некоторых пунктов уставного документа Закону РФ «Об образовании», на заседании Президиума Духовного управления мусульман Оренбургской области был принят и утвержден новый Устав медресе. Следующие изменения в этот документ были внесены 18 марта 2003 года. И наконец, 1 ноября 2012 года на очередном заседании был утвержден Устав, на основании которого сегодня «Хусаиния» осуществляет свою образовательную деятельность.

В настоящее время – Духовное Мусульманское образовательное учреждение Медресе «Хусаиния» Духовного управления мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият), является местной мусульманской религиозной организацией, которая реализует соответствующие образовательные программы и имеет право выдавать свидетельства о среднем профессиональном религиозном образовании. Статус медресе – религиозная организация.

Согласно п.1.5 Устава16 Медресе «Хусаиния» действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, «Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях», Законом «Об образовании», других законодательных актов РФ, Уставом ДУМОО (Оренбургский муфтият) и Уставом самого медресе.

Медресе «Хусаиния» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии.

Первоначально лицензию на право осуществления образовательной деятельности медресе получило в 2003 году. Она была выдана Управлением профессионального образования Оренбургской области 20 октября 2003 года. Действовала эта лицензия 4 года до 30 октября 2007 года.

В конце августа 2007 года, еще до окончания действия первой лицензии, медресе начало новую процедуру лицензирования. Подав в Министерство образования Оренбургской области заявление от учредителя, предоставив необходимые сведения по утвержденным формам: об обеспеченности педагогическими кадрами, оснащенности материально-технической базы, литературой, о наличии зданий и сооружений, а также заключения санитарно-эпидемиологической и пожарной экспертизы. И 7 декабря 2007 года Министерство образования Оренбургской области выдало медресе новую лицензию сроком на 5 лет – до 6 декабря 2012 года. Третий раз «Хусаиния» получила лицензию 26 ноября 2012 года. Этот документ является бессрочным.

Являясь юридическим лицом, медресе «Хусаиния» имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде. Медресе «Хусаиния» отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, на которое может быть обращено взыскание. При недостаточности у «Хусаинии» средств ответственность по его обязательствам несет Муфтият в порядке, определяемом законом. Медресе «Хусаиния» имеет печать со своим наименованием на русском и арабском языках.

В соответствии с п. 2.1 Устава17 медресе основными целями его деятельности являются:

а) совместное исповедование и распространение ислама;

б) содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, религиозными и социальными группами, учитывая разнообразие мировоззренческих подходов;

в) повышение духовного потенциала и укрепление духовно-нравственных устоев общества;

г) создание соответствующей основы для подготовки гармонично развитых и высокообразованных личностей.

Структура органов управления медресе «Хусаиния» представлена следующим образом18:

1) Учредитель, которым является Духовное Управление мусульман Оренбургской области (Оренбургский муфтият). К его компетенции относится решение основных вопросов, касающихся функционирования медресе, а именно: учреждение, ликвидация (реорганизация) учебного заведения; утверждение устава, определение направления его деятельности. Отношения между медресе и учредителем определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) Как и в дореволюционном медресе, в современной «Хусаинии» имеется Попечительский совет, который является его руководящим органом. Он создан специально для решения важнейших вопросов. В его состав входят 11 человек, среди которых 7 имамов, 3 преподавателя медресе и 1 студент очного отделения.

3) Директор. Кандидатура на пост директора предлагается Попечительским советом из числа наиболее квалифицированных специалистов и утверждается муфтием на 5 лет. За все время работы современного медресе «Хусаиния» его директорами были: К. Хайруллин, М.М. Мукминов, Б. Чиленк, А.А. Шарипов. Последний директор решением Попечительского совета дважды переизбирался на новый срок.

Сейчас, когда существует сложившаяся система общеобразовательных учебных заведений, медресе «Хусаиния» заняло свою нишу в системе среднего профессионального образования. Его функции кардинально отличаются от функций дореволюционного медресе, которое наряду с религиозным направлением имело еще и общеобразовательную направленность. Подготовка и переподготовка студентов в современном медресе «Хусаиния» осуществляется по специальности: служитель религиозного культа (юноши – имам-хатыб; девушки – мугаллима). Лица, получающие в медресе «Хусаиния» среднее профессиональное религиозное образование, имеют статус студента. Так же, как и в светских учебных заведениях, им выдаются зачетные книжки и студенческие билеты.

В данный период обучение в медресе «Хусаиния» производится по четырем формам19:

1) очная форма – на основе 2-х летней программы среднего профессионального религиозного образования. Срок обучения по ней составляет 2 года;

2) заочная форма – на основе 4-х летней программы среднего профессионального религиозного образования. Срок обучения – 4 года. Студенты приезжают на сессии 4 раза в год, продолжительность сессии – одна рабочая неделя. Обучение проводится, в соответствии с разработанными программами медресе;

3) очно-заочная (вечерняя) форма – на основе 4-летней программы среднего профессионального религиозного образования, срок обучения – 4 года. Вечернее отделение успешно функционирует в медресе с 2004 года. Обучение на нем длится четыре года, студенты вечернего отделения посещают занятия три раза в неделю. Эта форма обучения пользуется большой популярностью среди мусульман, которые не имеют возможности посещать занятия в дневное время по причине работы или обучения в других учебных заведениях города. Количество студентов-вечерников в настоящее время превышает шестьдесят человек;

4) воскресная форма – на основе дополнительной образовательной программы для всех желающих приобщиться к мусульманской культуре.

На очную форму обучения поступают, как правило, ребята, окончившие общеобразовательную школу. Контингент студентов – заочников, вечерников, воскресников (а иногда и очников) составляют представители различных профессий. Среди них немало людей, имеющих высшее светское образование. Также в числе студентов есть кандидаты и доктора различных наук, а также люди, которые работали и работают директорами и учителями общеобразовательных школ20. На очном и заочном отделении более девяноста процентов учащихся – это жители из городов и сел Оренбуржья. Студенты вечерней формы – это жители Оренбурга. Но стоит отметить, что в медресе обучаются шакирды не только из Оренбурга и Оренбургской области, но также из Башкортостана, Татарстана, Казахстана, Самарской, Свердловской, Челябинской областей. Всего в настоящее время в медресе учится более двухсот студентов21. Подавляющее большинство из них составляют студенты заочного и вечернего отделений. Всем иногородним учащимся медресе предоставляются места в общежитии.

Что же касается национального состава учащихся медресе, то в нем учатся татары, башкиры, казахи, узбеки, таджики, азербайджанцы, русские, чуваши.

1 Гумирова С.М. Медресе «Хусаиния». Религиозно-просветительская деятельность духовной школы в начале XXI века. // История и этническая культура татар Оренбуржья (к 105-летию со дня рождения М. Джалиля, 120-летию со дня рождения М. Файзи и 125-летию со дня рождения Г. Тукая): материалы межрегиональной научно-практической конференции / под общ.ред. Проф. В.В. Амелина. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. – С. 178.

2 Судоргина Т.В. Постановления Оренбургской городской думы за 1890-1917 годы о мусульманских учебных заведениях. // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. – С. 258.

3 Распоряжение по мухтасибату Оренбургской области № 4 от 29.10.1991 г.

4 Там же.

5 Шарипова З.Р. Возрождение деятельности медресе «Хусаиния» (1991-1993 годы). // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. – С. 313.

6 Там же.

7 Шарипова З.Р. Возрождение деятельности медресе «Хусаиния» (1991-1993 годы). // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. – С. 314.

8 Шарипова З.Р. Возрождение деятельности медресе «Хусаиния» (1991-1993 годы). // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. – С. 314.

9 Шарипова З.Р. Возрождение деятельности медресе «Хусаиния» (1991-1993 годы). // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-богословской конференции, посвященной 120-летию медресе «Хусаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. – С. 313.

10 Текущие документы ДМОУ «Медресе «Хусаиния». Папка приказов.

11 Текущие документы ДМОУ «Медресе «Хусаиния». Папка приказов.

12 Милостыня разговения, выплачиваемая в месяц Рамазан от каждого члена семьи до праздничной молитвы Ураза-байрам.

13 Текущие документы ДМОУ «Медресе «Хусаиния». Папка приказов.

14 Гумирова С.М. Указ. соч. С. 180.

15 Уставные документы ДМОУ Медресе «Хусания».

16 Устав медресе «Хусаиния». С. 2.

17 Устав медресе «Хусаиния». С. 3.

18Устав медресе «Хусаиния». С. 4.

19Шарипов А.А. История и современность медресе «Хусаиния»//www.idmedina.ru/books/school-book/?1832

20Шарипов А.А. Торжественный выпускной в Медресе «Хусаиния» // Газета «Жана Айкап». № 6 (103), от 28.06.2013 г.

21Текущая документация медресе «Хусаиния». Списки студентов.

6