ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Цель методики исследования: найти пути повышения активизации познавательной деятельности студентов с использованием в учебном процессе методов, которые будут облегчать его восприятие, оказывать содействие по улучшению организации занятий, а также показывать перспективу изучения строительных дисциплин.
Предмет исследования: применение интерактивных методов обучения на занятиях по спецдисциплинам при актуализации опорных знаний, закреплении и определении уровня усвоения нового материала.
Интерактивное обучение - это совокупность игровых технологий образующих педагогическую систему, основанную на общей деятельности, которая осуществляется средствами коммуникаций, имеет конкретную, предвиденную цель, создает комфортные условия обучения, при которых каждый студент ощущает свой уровень образования и интеллектуальную способность.
Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного и активного взаимодействия всех студентов. Это взаимообучение (коллективное или групповое), где и студент и преподаватель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения.
Во время применения технологий интерактивного обучения студенты учатся владеть своими эмоциями, организовывать свою деятельность; у студентов вырабатывается умение устанавливать межличностные отношения, возрастает культура общения, повышается познавательная активность. Интерактивные технологии формируют у студентов умения выполнять самооценку и самоконтроль своей учебной деятельности, стимулируют интерес к работе с дополнительной литературой; развивают аналитическое мышление, умение делать обобщение; дифференцируют и индивидуализируют процесс обучения.
При изложении строительных дисциплин автор применяет такие методы обучения, как: статические и динамические пары, поиск информации и «Шкалу идей», решение производственных ситуаций и незаконченное предложение, ролевые и имитационные игры. Занятия с использованием интерактивных методов обучения являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения занятия и введение игрового сюжета привлекают внимание студентов всей группы.
Ролевая игра - это небольшая пьеса, которая разыгрывается студентами. Как правило, в ее основе лежит импровизация. ЕЕ цель – инсценировать непривычные для студентов ситуации и события производственного характера. Ролевые игры оказывают содействие лучшему пониманию этих ситуаций, а также формируют соучастие относительно тех лиц, о которых идет речь в игре.
Имитационными играми называют процессы с выполнением определенных действий, которые воссоздают, имитируют любые явления окружающей действительности. Этот метод был использован автором для закрепления знаний студентами в процессе изучения или после изучения нового материала лекции на тему: «Ручной инструмент» (дисциплина Станки и механизмы для выполнения санитарно-технических работ).
Сюжет игры развивался следующим образом: преподаватель (руководитель игры, он же начальник ЖЭКа) делает сообщение: ЖЭК объявила конкурс на замещение вакантных должностей слесарь-сантехник III, IV и V разрядов. Затем руководитель игры знакомит конкурсантов с методикой проведения конкурса и с квалификационными требованиями, предъявляемых к участникам, а также сообщает, что отбор претендентов на данные места будет производиться на основании выполненного задания и по оценке качества выполненной работы.
В качестве практических задач, студенты, имитируя деятельность разметчика и слесаря - сантехника, выполняли задания разной степени сложности:
- с помощью нутромера, кронциркуля и штангенциркуля определить геометрические размеры образцов труб;
- перерезать металлическую трубу ручной ножовкой и труборезом;
- выполнить нарезку внутреннюю резьбы на металлической трубе метчиком, и наружную на стержне – клуппом;
- при помощи измерительно-разметочного инструмента выполнить плоскостную разметку резиновой прокладки;
- выполнить сборку трубных соединений, используя виды монтажного инструмента.
- выполнить разборку трубных соединений, используя виды монтажного инструмента.
Участники имитации (студенты) детально знакомились с исходными данными задания и приступали к его выполнению. В процессе игры преподаватель оказывал помощь в выполнении задания.
Во время выполнения заданий автор предоставляла четкие кооперационные инструкции. По окончанию работы участники и преподаватель приступали к обсуждению и анализу полученных результатов деятельности.
Имитационные игры развивают воображение и привычки критического мышления, оказывают содействие в применении на практике умений решать проблемы.
Интерактивность в обучении легко объяснить такой словесной конструкцией, сформулированной опытом педагогов и психологов в античные времена:
То, что я слышу - я забываю;
То, что я вижу и слышу - я немного помню;
То, что я слышу, вижу и обсуждаю - я начинаю понимать;
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю - я приобретаю привычки;
Когда я передаю знание другим - я становлюсь мастером.
Выводы.
1. Интерактивные методы обучения являются активными и эффективными.
2. В условиях интерактивного обучения на занятиях строительных дисциплин обеспечивается формирование у студентов таких интеллектуальных умений, как анализ, сравнение, выделение главного, а также критическое мышление и способность принимать ответственные решения.
3. Объединяя традиционную форму обучения с интерактивными технологиями, удалось достичь более высоких результатов относительно качества знаний студентов.
4. Результаты исследований: лекция - 5 % усвоение,
чтение - 10 % усвоение,
видео-, аудио-материали - 20 % усвоение,
демонстрация - 30 % усвоение,
дискуссионные группы - 50 % усвоение,
практика через действие - 70 % усвоение.