Интерактивные методы обучения как способы вовлечения обучающихся в активное взаимодействие
на уроках английского языка
Омбоева Н.А
учитель английского языка,
МОУ "Лицей № 3 Тракторозаводского района Волгограда"
В основу интерактивной учебной деятельности положено продуктивное и рефлексивное взаимодействие субъекта образовательного процесса с образовательной средой. Это взаимодействие участников образовательного процесса особенно актуально на уроках английского языка. В статье описаны интерактивные методы обучения по УМК «Английский в фокусе» (9 класс), на основе которых обучающиеся могут активно взаимодействовать в учебной деятельности.
Ключевые слова: интерактивность, взаимодействие, деятельностный подход, интерактивные формы обучения, диалоговое обучение.
По ФГОС второго поколения [1] учебный процесс должен строиться на деятельностном подходе, в основе которого личностное развитие учащегося, осваивающего универсальные способы деятельности. Учителю необходимо создать такие условия, в которых обучающиеся действительно начнут говорить, а для стимулирования развития коммуникативных навыков нужно подбирать формы уроков, наиболее способствующие заявленным задачам. Взаимодействие между учеником и учителем и самими учащимися осуществляется при диалоговом обучении, то есть интерактивном.
При интерактивных формах построения образовательного процесса учебный материал усваивается наиболее эффективно. Учащиеся самостоятельно ищут свои или предложенные варианты решения и обоснования поставленной учебной задачи, ведется командное обучение. У обучающихся формируются мнения и отношения, развиваются жизненные и профессиональные навыки; они выходят на уровень осознанной компетентности.
Используя интерактивный подход, учитель организует общую регулировку и организацию процесса, заранее составляя необходимые для группового обсуждения задания, тематические и проблемные вопросы, проводит консультирование и осуществление контролирования времени и порядка выполнения выработанного плана. Участники осуществляют акт коммуникации друг с другом посредством своего социального опыта или других людей, при этом совместно решая поставленные задачи. Ученики преодолевают конфликты и вырабатывают общие точки зрения.
В процессе диалогового обучения учащиеся развивают критическое мышление, анализируют обстоятельства и соответствующую информацию, совместно решают сложные проблемы, выдвигают альтернативные мнения и продуманные решения. Обучающиеся, общаясь друг с другом, участвуют в дискуссиях. С этими целями учитель организует индивидуальную, парную и групповую работы, исследовательское проектирование, ролевые игры; идёт работа с различными источниками информации, используются творческие работы. Учитель лишь направляет деятельность учащихся на достижение целей урочной деятельности на интерактивных уроках.
Интерактивные задания, выполняемые учащимися, заложены в основе интерактивных подходов. С помощью интерактивности изучается новое, и направлена она, прежде всего, на это, а не на закрепление изученного материала. К интерактивным подходам относятся творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); проектная методика (социальные проекты и т.д.); изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.
В МОУ Лицей №3 г. Волгограда учебная деятельность на уроках английского языка осуществляется по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) [2], отвечающему требованиям ФГОС.
Рассмотрим интерактивное взаимодействие учащихся на уроках английского языка на примере работы с Модулями 1-4, с.10-72.
В Модуле 1 «Празднования» (с. 10) после работы с текстом можно представить задание в виде игры (диалог-расспрос) в репортера, передающего материал о фестивале, в свое издание и участников праздника. Репортер задает вопросы об отношении к празднику, чувствах присутствующих (по образцу) с использованием лексических опор – выражений (освоенных слов и выражений из текста). В этом же модуле (с.12) предлагается дискуссия об отношении к приметам и предрассудкам: даны ситуации, нужно согласиться или нет, представить аргументы. Также учащиеся разыгрывают диалоги с переносом на личный опыт, выражая озабоченность и обеспокоенность, утешение и одобрение, используя клише-опоры. Даны проблемы-ситуации, учащиеся выражают эмоции по клише и дают советы. После этого можно провести обсуждение наиболее популярных суеверий в России в мини-группах с высказыванием эмоций (клише) и своих точек зрения. При повторении темы «Present Tenses» (с.15) с упором на слова-наречия, выражающие частотность, ученики обмениваются школьными новостями в виде мини-диалогов, при этом, должны употребить в высказываниях наречия частоты и временные формы Present Tenses, сказать, что происходит на данный момент, и что планируется в ближайшем будущем. В завершении работы над модулем (с.23) предлагается обсуждение Дня Памяти в Великобритании в виде высказывания трех ключевых идей об этом празднике с аргументацией (работа в парах). Учащиеся также готовят проект о Дне Победы в России, выделяя также три ключевых идеи этого праздника с выражением личного аргументированного отношения.
В Модуле 2 (с. 26) «Образ жизни» предлагаем ролевую игру-расспрос на тему «Жизнь в космосе». Нужно рассказать о том, хотелось ли тебе жить в космосе или нет, также согласиться или не согласиться с решениями собеседника. Даются опоры с фразами-клише. Далее при изучении темы о родственных отношениях учащиеся обсуждают поведение членов семьи в представленных ситуациях с опорой на фразы, выражающие критическое отношение и извинение. Интересно также провести ролевую игру (мини-диалог) по теме «Вы убрали свою комнату, к вам должны прийти гости. Брат или сестра внезапно разбросали все ваши вещи». Нужно выразить критическое отношение (раздражение и недовольство) и услышать аргументы и извинения. В теме «Город. Село. Соседи» (с.32-33) после монологических высказываний (употребление лексических выражений и клише речевого взаимодействия в ситуациях), интересны мини-диалоги на основе личного опыта, описывающие своих соседей с употреблением в речи освоенных прилагательных с аргументами.
В Модуле 3 «Увидеть, чтобы поверить» (с.42) после работы с текстом, кратким высказыванием по теме, описанием картинки, учащиеся представляют диалоги-обмены мнениями на основе текста, стараясь максимально использовать изучаемые выражения и проверить предполагаемые значения по контексту. При изучении темы «Сновидения» после освоения клише для выражения согласия и несогласия в ходе монологического высказывания можно предложить составить мини-диалоги в парах по заданной тематической ситуации на основе личного опыта. В теме «Иллюзии» после описания произведения живописи по лексическим и структурным опорам организуются мини-группы для участия в диалоге-обсуждении с целью принятия коллективного решения по предложенным темам, предварительно прослушав диалог-образец и обращая внимание на речевое оформление высказываний.
Работая над темой «Современные технологии» (с.58-72) в Модуле 4, после выполнения языковых упражнений, направленных на тренировку и активизацию новой лексики, учащиеся обмениваются мнениями в виде диалогов на основе предложенных вербальных опор, обсуждая проблему «Что способны делать роботы, и что вы думаете, роботы показывают». В этом же модуле интересно провести дискуссию на тему «Как изменится жизнь, если роботы будут выполнять всю домашнюю работу».
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 15.02.2011 г. -
Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.
2. Английский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /
[Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс]. – 7-е изд.- М.: Express Publishing : Просвещение, 2018. – 216 с.: ил. – (Английский в фокусе).
Заявка участника конференции
ФИО автора | Омбоева Наталья Антоновна |
Электронный адрес | [email protected] |
Место работы | муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3 Тракторозаводского района Волгограда» |
Звание, должность | Кандидат педагогических наук, учитель английского языка |
Название статьи | Интерактивные методы обучения как способы вовлечения обучающихся в активное взаимодействие на уроках английского языка |
Тематическое направление работы конференции | Современные технологии в обучении иностранным языкам |
Форма участия в конференции | Очная с публикацией |