«ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА».
ГАРДЕР С.П.
КАРАБАЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ АБАЯ КУНАНБАЕВА.
События, происходящие в мире, постоянно заставляют нас задумываться о терроризме и религиозном экстремизме.
Но трактовка точного понятия «религиозный экстремизм» до сих пор остается нечеткой. Как можно определить грань между листовками просто религиозного характера и листовками экстремистского направления? Где найти правильный ответ и кто может его дать?
На сегодняшний момент в толковых словарях дается только одно определение экстремизма – это приверженность к крайним взглядам и мерам (особенно в политике). И все. А о религиозном экстремизме не упоминается вообще. Получается так, что к экстремистам можно отнести очень многих людей, недовольных жизнью и правительством.
А теперь задумайтесь: как можно проводить теологическую экспертизу на экстремистскую направленность, если вообще еще нет точного и широкого определения термина «религиозный экстремизм»? И как можно проводить профилактику религиозного экстремизма, если конкретно не определяется, что это такое.
В данной ситуации роль и ответственность теологической экспертизы чрезвычайно высока. Теологическая экспертиза - дело кропотливое, требующее большого внимания, знаний, опыта и времени. Нельзя торопится обвинить людей или литературу в терроризме или экстремизме.
Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик».
Многие страны сталкиваются с действиями экстремистских организаций религиозного толка, Казахстан не является исключением.
На сегодняшний день в Казахстане наиболее активно действующей экстремистской организацией является «Хизбут-Тахрир». Сторонники религиозно-экстремистской партии все больше вовлекают граждан нашей страны в свои ряды. Участились факты распространения литературы экстремистского содержания. Наблюдаются попытки проведения «даватов» (проповедей) лидерами религиозно-экстремистской партии, в среде лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях страны, которые после выхода на свободу пополняют ряды сторонников этих организаций.
Одной из опаснейших и активно действующих экстремистских организаций является «Такфир». Идеология секты «Такфир ва-ль Хиджра ва-ль Джихад» - обвинения в неверии других, изоляции от общества и вооруженной борьбы против этого общества - в своей современной форме была разработана активистами организации «Братья-мусульмане», арестованных по обвинению в заговоре против государства Египет в середине 60-х годов прошлого столетия. Большая часть заключенных под стражу «братьев-мусульман» была подвергнута пыткам и казнена. Психологический шок, пережитый выжившими «братьями» и жажда мести оказали существенное влияние на дальнейшую радикализацию идеологии организации.
К сожалению, сегодня идеология «такфиров», в той или иной степени, широко распространены в среде мусульманской молодежи нашей страны. Нетерпимость и сектантство разъедают общину казахстанских мусульман, настраивая братьев по вере и сограждан друг против друга. Обычная картина, когда в мечетях мусульмане отказываются молиться в одном ряду из-за разногласий в вероубеждениях и обвиняют друг друга в неверии. Дети не едят за одним столом с родителями, обвиняя из в неверии. Некоторые отказываются посещать мечеть, имам которой, по их мнению, назначен неверной властью.
Все это являются тревожными признаками растущей радикализации значительной части молодежи Казахстана. Решить эту проблему в корне можно только путем разъяснения людям коранической позиции по всем религиозным вопросам, включая понятия «такфира», «хиджры» и «джихада».
По этому поводу президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что мусульманские страны должны совместно сформировать «позитивный образ ислама как религии добра, терпимости и справедливости». По мнению Назарбаева, озвученному на Всемирном исламском экономическом форуме в Астане, «пора серьезно задуматься над общемедийным проектом исламских стран для того, чтобы на глобальном и региональном уровне противостоять дискредитации великого учения».
В качестве причин, способствующих возникновению религиозного экстремизма, указывается деятельность зарубежных миссионеров, отсутствие правовых аспектов урегулирования межрелигиозных конфликтов в Казахстане. Немаловажным фактором приобщения граждан к экстремистским формам вероучения является религиозная безграмотность населения.
Назарбаев подчеркнул, что ислам сталкивается с «тяжелыми политическими потрясениями», а «большинство глобальных СМИ демонизируют ислам как угрозу национальной безопасности, культурным и религиозным устоям». Президент Казахстана заявил, что «сам ислам, как религия, не испытывает никакого кризиса», необходимо, на его взгляд, «модернизировать исламское общество», которое насчитывает сегодня «почти 1,5 миллиарда человек» и не является «единым монолитом».
Особое внимание борьбе с «тремя цветами зла» - терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом уделяет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Данная организация была создана на базе "Шанхайской пятерки", в которую вошли Россия, Казахстан, Кыргызстан, Китай и Таджикистан. Задачей этой организации является борьба с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и национальным сепаратизмом.
Законодательство Республики Казахстан о свободе вероисповедания и религиозных объединениях запрещает пропаганду религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях.
Законом «О противодействии экстремизму» определяются правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, национальной безопасности.
Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; выявление и пресечение экстремизма; международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.
Мусульмане и православные должны стать опорой власти в борьбе с деструктивными и экстремистскими организациями, считает Н.Назарбаев.
«Я особенно хочу сказать о религиозных делах в нашей стране – нам здесь надо разобраться, и наши объединения мусульман и православных христиан должны быть главными, чтобы беречь наши религиозные отношения от вхождения в Казахстан различных сект и организаций, у которых мысли совсем другие, чем нам нужно», - сказал Назарбаев на 17 сессии Ассамблеи народа Казахстана.
Именно с этими самыми «другими мыслями» нам и стоит бороться, а в идеале – не допустить их проникновения в наше общество, не дать им заразить экстремистскими взглядами умы нашего народа.
Список использованных источников.
Осторожно, религиозный экстремизм! http://adiletaktobe.kz
Как в Казахстане распространяется религиозный экстремизм. http://www.paruskg.info
Опасность религиозного экстремизма в Казахстане. http://cde.tarsu.kz
Назарбаев призвал медийно противостоять «дискредитации ислама. http://www.polit.ru/
Ислам және өркениет. №13, 2011.