Актуальные проблемы преподавания химии в СПО
Антюшин А.И.
преподаватель ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Современное преподавание сталкивается с проблемой снижения интереса обучающихся к изучению предметов. Химию, как предмет, общество давно отнесло к категории сложных. Перед педагогом ставиться задача - пробудить интерес к предмету, не отпугнуть сложностью. В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса к предметам естественного цикла у студентов.
Организация обучения химии в системе среднего профессионального образования имеет свои особенности. Использование современных педагогических технологий, внедрение развивающего обучения во многом определяет уровень творческого подхода педагога к уроку эффективность достигнутых результатов. Педагог приобретает новую роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать ее для решения жизненных проблем. В процессе обучения химии в учреждениях СПО очень часто возникают следующие проблемы:
разный, а чаще всего низкий, уровень подготовки абитуриентов, который объясняется тем, что они приходят из разных школ, где обучались по разным программам и учебникам;
увеличение объема самостоятельной работы студентов, к которому не готово большинство обучающихся, а подготовка компетентного специалиста требует большого внимания к развитию навыков самостоятельной работы;
жизнь в современных условиях подразумевает наличие определенного багажа химических знаний и навыков обращения с химическими веществами.
Современный педагог сможет привлечь внимание к своему предмету, если обучающемуся будет интересно на уроке, и он сможет получить ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Сегодня, студентам не нужны знания сами по себе, им нужно их жизненное преломление. Поэтому одной из основополагающих целей урока должен быть ответ на вопросы: «Где в повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки?». «Потребуются ли знания химии в моей будущей профессии?»
На современном уроке не обойтись без умения формирования и развития критического мышления. На помощь придет технология критического мышления посредством чтения и письма. Она позволяет студентам овладеть умениями интерпретации, анализа, оценки, заключения, объяснения.
Проблемное обучение. Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а студент ищет способ ее решения. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т.к. основная часть учебного материала усваивается на уроке. Степень познавательной активности обучающихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке преподаватель.
Научно-исследовательская и проектная деятельность. Метод проектов направлен на реализацию самостоятельной работы обучающихся. Создание проектов позволяет студентам в полной мере раскрыть свои творческие способности. Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать студентов в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований.
Реализация межпредменых связей. Идея необходимости межпредметных связей, не нова. Ее высказывал еще К.Д.Ушинский. Он считал, что весьма актуальной и перспективной является связь между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Все это способствует расширению и углублению знаний, и превращению их в конечном результате в мировоззрение. Не секрет, что современная школа допускает у учащихся два состояния: присутствие знаний и отсутствие таковых. Большая часть знаний носит схоластический характер, не видя их практического применения, студенты утрачивают в дальнейшем интерес к предмету. Поэтому неотъемлемой задачей обучения является переход от иллюзорного мира схоластических знаний к установлению взаимосвязей с окружающим миром, т.е. к активному процессу перераспределения информации.
Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков. Уроки-игры (технологии интенсивного обучения) позволяют не только активизировать самостоятельную деятельность студентов, но и развивают память, моделируют различные жизненные ситуации и межличностные отношения, помогают при стрессах, всегда увлекательны, стимулируют обучающихся проявлять свои способности, инициативу, преодолевать комплексы, работать в команде.
Технология дистанционного обучения. Технология дистанционного обучения становится всё более и более актуальной в современном образовании. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех студентов, которые по различным причинам не могут посещать занятия.
Содержание курса химии позволяет преподавателю внести свой весомый вклад в эстетическое, экологическое, трудовое, нравственное и социально-психологическое воспитание студентов, так как включает в себя не только сведения, объясняющие студенту химические явления в окружающем мире, но и информацию о действительном аспекте химической науки. Все это возможно при условии осуществления межпредметных связей не только в рамках естественнонаучного цикла, но и с гуманитарными предметами: литературой, историей, обществознанием.
Целью своей педагогической деятельности, считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность. Моя задача как педагога и человека создать все условия для саморазвития моих студентов.
Литература:
Казаченко А.С. Особенности преподавания химии в высшей школе / Казаченко А.С. // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 2. № 5. - С. 96-100.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.
Овчинникова М.В. Особенности преподавания химии для непрофильных специальностей среднего профессионального образования / М.В.Овчинникова // Современные тенденции экономики, управления и образования: матер. Всероссийской научно-практич. конференции - Курский институт кооперации - Курск, 2015. - с. 167-170.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа №4, 1997