СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Безграничный потенциал литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются инструменты духовного и нравственного развития подростков посредством литературы

Просмотр содержимого документа
«Статья "Безграничный потенциал литературы"»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»





Статья

«БЕЗГРАНИЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРЫ»

Цыбульник Л. М.,

преподаватель русского

языка и литературы















Хабаровск, 2022

Нередко приходится слышать от родителей, педагогов о падении уровня культуры (нравственности) у нынешней молодежи. И причин этому немало. Несомненно, самой весомой является утрата у н ее (молодежи) интереса к литературе как учебному предмету, к чтению художественной литературы, значение которой для воспитания подростков неоспоримо. Подтверждением тому служат исполненные глубокого смысла слова известного российского литературоведа и общественного деятеля Д. С. Лихачёва о том, что «литература — это совесть общества, его душа». Написанные более полутора веков назад, произведения классической литературы в воспитательном значении словно переживают второе рождение. Нравственные начала, на которых строятся произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, остаются неизменными: долг, честь, совесть, уважение к старшим. Они помогают преподавателю, по мнению В. А. Сухомлинского, «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант». А это значит «поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

А инструментов у литературы, позволяющим преподавателям духовно и нравственно развивать молодых людей, немало; нужно лишь своевременно преломлять их в соответствующей воспитательной ситуации.

И благодатным временем являются первые занятия по литературе, от которых будет зависеть дальнейший диалог между преподавателем и обучающимися. Поэтому задача перед преподавателем стоит непростая: нестандартно построить общение, чтобы мотивировать сомневающихся подростков в необходимости литературного образования, разбудить равнодушных, повести за собой тех, кто из-за своей нерешительности не смог проявить себя в школе. И начинать нужно именно с того, что лежит на поверхности и не требует особых усилий н а выполнение задания.

Наш город давно считается тем уникальным местом, где литература живет в названии улиц и библиотек, мемориальных досках, свидетельствующих о местах пребывания писателей, в памятниках, история которых мало известна нынешним обучающимся.

Поэтому первое групповое незатейливое задание – сфотографироваться у памятника, мемориальной доски, связанной с именем писателя, обозначить адрес его нахождения, найти краткий материал, связанный с его историей, и отправить в студенческую группу, с которой имеет непосредственную связь и преподаватель. Таким образом, студенты группы, пользуясь современными средствами связи, получают необходимую информацию по предмету и приучаются к тому, что на такие моменты следует обращать внимание и вовремя информировать об этом преподавателя, соответственно данное задание оценивается. На первых порах в данный вид деятельности в отдельных группах вовлечены более 80% обучающихся.

В практике неравнодушного преподавателя используется и своевременное обращение к календарным датам, связанным с литературой.

В октябре, когда подростки находятся в состоянии адаптации к новому образовательному пространству, преподаватель обращает внимание на дату, известную каждому, кто соприкасался с именем великого Пушкина. 19 октября – день открытия Царскосельского Лицея, которому в 2021 году исполнилось 210 лет. И эффективной формой приобщения к литературе является Литературная гостиная, заседания которой проходят ежегодно с привлечением и студентов-первокурсников, и увлеченных данных видом деятельности студентов старших курсов.

В данной ситуации дело по душе находится как всем студенческим группам, так и каждому обучающемуся. Педагогический опыт подсказал, что действенным приемом вовлечения подростков в данный вид деятельности является групповое чтение стихов наизусть. Самым подходящим в этом случае является стихотворение А. С. Пушкина «19 октября», работа над которым позволяет каждому их студентов стать непосредственным участником исследования. Короткий экскурс преподавателя в историю самого известного учебного заведения в России 19 столетия вызывает в подростках удивление от того, что название произведения и посвящено дате открытия Лицея, на которое ранее не обращали внимания. Строки данного стихотворения позволяют обучающимся открывать имена лицеистов пушкинского набора. И когда готовится перекличка тех, кто был рядом с Пушкиным в течение шести лет, подростки выбирают имя лицеиста, уже знакомого им из стихотворения.

Так, работа над текстом стихотворения позволяет увлечь студентов в разные виды деятельности: рассказы об открытии Лицея, об учителях, о распорядке дня, об увлечениях лицеистов, о курьезных историях, о судьбах выпускников разных выпусков, о традиции первых лицеистов собираться в день открытия Лицея, участие в викторине, чтение стихов, исполнение романса «Собирайтесь, гимназисты, в октябре багрянолистном девятнадцатого дня», создание презентации по теме, а также импровизированной выставки и т. д.

В заседании Литературной гостиной было задействовано около 85% присутствующих.

Примером приобщения к творческой деятельности, связанной с литературой, является участие отдельных старшекурсников в ноябре 2021 года в Фестивале детских и молодежных пресс-центров, участвующих в конкурсах «Творческий неформат», «Юные журналисты» в разных номинациях: «Невыдуманная история», «По зову сердца и души». В работах конкурсанты опираются на литературные произведения, уместно используют цитаты, сочиняют стихи.

Положительный пример участия в мероприятии старшекурсников позволил вовлечь новичков-первокурсников в число участников литературного кружка «Живая классика», состав которых постоянно дополняется. Педагогические наблюдения за работой кружка позволили заметить, что подростков привлекает поэзия. Неслучайно поэт Расул Гамзатов сказал когда-то: «Стихи – полет на коне». И, поддерживая эмоциональный настрой, преподаватель помогает подобрать стихи в соответствии с возрастом и настроением будущих чтецов.

Слушая других декламаторов, первокурсники проявляют желание участвовать в традиционном конкурсе чтецов, в 2022 году и проходившем под девизом «Души прекрасные порывы». Его участниками стали 18 обучающихся, в том числе с ОВЗ, со стихами патриотической, нравственной, лирической направленности в присутствии однокурсников, общая численность которых составила более восьмидесяти студентов.

И неслучайно победители техникумовского этапа конкурса чтецов стали обладателями дипломов I и II степени в городском конкурсе «Живое слово», а также дистанционного конкурса чтецов профессиональных общеобразовательных организаций Хабаровского края обучающихся с ОВЗ (2 место).

Эмоциональное воздействие на нынешних подростков оказывают литературные произведения, в которых находят отражение традиции и обычаи русского народа. Преподавателю необходимо подобрать наиболее яркие источники, отражающие духовную составляющую нашего народа, чтобы позитивно влиять на настроение подростков, вызывая ответную реакцию стать не только благодарными слушателями, но и активными участниками данного процесса. И преподавателю, по мнению А. С. Макаренко, «нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики. – А. М) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность» [1; С. 191]. Традиционный урок «Масленица в русской литературе» расширяет горизонты и русской литературы, и русской культуры.

Каждый этап урока, носивший творческий характер, наполнен был эффективным воспитательным содержанием: поиск необходимой информации по заданной теме, знакомство с русскими традициями (фрагмент кинофильма «Сибирский цирульник» Н. Михалкова, музыка П, И. Чайковского «Времена года», картина Б. Кустодиева «Масленица»), получение новых знаний эстетической и нравственно-этической направленности (фрагменты из романов А. С. Пушкина «Евгений Онегин»и И. С. Шмелева «Лето Господне», рассказы с одноименным названием «Блины» А. П. Чехова и Н. А. Тэффи, стихотворение П. А. Вяземского «Масленица на чужой стороне»), заметная активность студентов (атрибуты Масленицы, элементы национальной одежды, разучивание народных игр), неподдельный интерес к происходящему. Об этом финал урока – чтение преподавателем стихотворения А. Дементьева «Прощеное воскресенье». И чай у самовара после занятия – результат достижения «коммуникативной цели» [3; С. 48].

Изучая русскую культуру, обращаясь к великим авторам и их произведениям, можно воспитать духовно нравственную личность. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека»[2; С. 246].

Обращение к литературе, ее нравственным идеалам позволяет воспитывать у подростков неподдельное отношение к культурным ценностям России. Подтверждением служит выбор первокурсниками тем индивидуальных проектов: «Памятники писателям в Хабаровске», «Имя А. М. Горького на карте Хабаровска», «Н. Д. Наволочкин – патриот- дальневосточник», «В. К. Арсеньев – писатель, исследователь, краевед», «Тема истории Дальнего Востока в творчестве В. С. Еращенко», «В. И. Клипель - писатель, художник, фронтовик», «Становление завода «Амурсталь» в творчестве П. С. Комарова», «А. П Гайдар в Хабаровске», «Образ Москвы и москвичей в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Песни, рожденные войной», что составляет 18%от общего количества участников.

Таким образом, подтверждаются актуальные на все времена слова В. Г. Белинского в том, что «среди родов образования и развития… всех выше должно стоять образование нравственное», на котором основана классическая литература, возможности которой безграничны.


Литература:

  1. Мудрик А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. – М: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.

  2. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания.опыт педагогической антропологии (1) /К. Д. Ушинский; сост., статья, примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. – М.: Дрофа, 2005. – 557 с

  3. Шмелев И. С. Лето Господне: Роман / И. С. Шмелев. – М.: Сибирская Благозвонница. 2011. – 540 с. С. 176- 192