СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает широкий спектр положительных эмоций у детей. Дошкольники  с неподдельным интересом  относятся к инструментам ,которые  привлекают их своим внешним видом, формой, звучанием. Этот вид  музыкальной деятельности открывает перед детьми новый мир звуков, помогает познавать окружающую среду  с помощью его выразительных свойств. Основное задача  музицирования — проявление и развитие музыкальных способностей ребенка, эмоционального отношения к процессу  взаимодействия с детскими музыкальными инструментами, интереса к исполнительской деятельности в целом.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ"»

Игра на детских музыкальных инструментах

 Игра на детских музыкальных инструментах вызывает широкий спектр положительных эмоций у детей. Дошкольники с неподдельным интересом относятся к инструментам ,которые привлекают их своим внешним видом, формой, звучанием. Этот вид музыкальной деятельности открывает перед детьми новый мир звуков, помогает познавать окружающую среду с помощью его выразительных свойств. Основное задача музицирования — проявление и развитие музыкальных способностей ребенка, эмоционального отношения к процессу взаимодействия с детскими музыкальными инструментами, интереса к исполнительской деятельности в целом.

Музицирование на детских музыкальных инструментах способствует осознанному восприятию и воспроизведению звуков определенной высоты, длительности, динамики, благодаря чему у детей развивается звуковысотный и мелодический слух, музыкальная память, чувство ритма и творческое музыкальное мышление. Следует заметить, что игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание. Тренирует волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость. Развивает чувство уверенности в себе и самостоятельность. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость. В процессе игры на музыкальных инструментах развивается координация движений, мелкая и крупная моторика рук. Так же формируются такие качества, как усидчивость и работоспособность. Особую роль музицирование оказывает на развитие детей со слабым уровнем координации слуха и голоса (Н.А. Ветлугина. Г. И. Новикова). Исходя из опыта работы можно сделать вывод, что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей каких-то ярко выраженных музыкальных способностей и талантов. Этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения. Невозможно не оценить совместное музицирование детей со взрослыми. У дошкольников в результате освоения музыкальных инструментов совместно с педагогом , возникает желание подражать взрослым , появляется потребность в более углубленных занятиях музыкой.
В современном мире предоставлен широкий выбор музыкальных инструментов на рынке. Огромное количество музыкальных игрушек и музыкальных инструментов. Но стоит отметить, что педагогу необходимо знать, как ими пользоваться и проверять, как они звучат, т.к. музыкальные игрушки, изображающие музыкальные инструменты, не будут способствовать развитию музыкального слуха, если они не настроены или ненадлежащего качетсва. Для развития творческого музицирования можно изготовить музыкальные инструменты совместно с детьми и родителями из бросового, природного материала: фломофоны, трещотки; маракасы из фломастеров, банок, наполненных горохом, фасолью, рисом, пшеном, гречкой; бубен из пробок, пуговиц; орешки-кастаньеты, колокольчики, гремелки, шумелки и другие инструменты (Т.Э. Тютюнникова).
Давайте ответим на вопрос, какие требования предъявляются к детским музыкальным инструментам?
Музыкальные инструменты, имеющие диатонический или хроматический звукоряд, должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными по размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
 
Возрастные возможности детей к освоению детских музыкальных инструментов:
Дети первой младшей группы учатся различать звуки по высоте, тембру и динамике (колокольчик, металлофон, фортепиано). К концу года они осваивают бубен, погремушки, колокольчики, металлофон (играет воспитатель). В первой младшей группе используются звуковые музыкальные игрушки (волчки, молоточки, органчики).
Во второй младшей группе диапазон расширяется . Разнообразие музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов. К тем музыкальным инструментам, которые дети освоили в первой младшей группе, добавляются барабан, ложки, палочки, металлофон (играет воспитатель), музыкальная шкатулка, гармошка- игрушка. ложки.
Дети средней группы со второй половины года начинают осваивать игру на металлофоне, ксилофоне и к концу года могут играть простейшие мелодии на одном звуке. В средней группе можно использовать незвуковые музыкальные игрушки такие, как пианино, балалайка, гармошка, домра, музыкальные книжки в игровой деятельности.
В старшей группе дети осваивают игру на металлофоне, ксилофоне по одному и небольшими группами, изучают струнную группу инструментов (цитра, гусли, цимбалы, арфа), учатся играть на триоде, треугольнике, кастаньетах, тарелках, детском пианино, трещотках. 
Дети подготовительной группы учатся играть на различных музыкальных инструментах по одному , а так же в ансамбле.
Игра на музыкальных инструментах включается в музыкальные занятия, в самостоятельную музыкальную ряд педагогических задач:


формирование интереса и потребностей в инструментальном музицировании;
— развитие музыкальных и творческих способностей;
— формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;
развитие навыков самостоятельного музицирования в исполнительской деятельности;
— формирование художественного вкуса.

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах может осуществляться различными способами: по цветовой и цифровой системе, музицированию по слуху и по нотам. В цветовой системе закрепляется цветное обозначение за каждой клавишей или пластинкой. Перед ребенком находится партитура в цветовом обозначении, и ребенок ударяет по той пластинке или нажимает ту клавишу, которая соответствует цвету на партитуре. Цифровая схема дублирует цветовую, только в основе лежат цифры . Обе системы связаны с механическим воспроизведением мелодии и недостаточно развивают музыкальный слух, хотя удобны в первоначальном освоении музыкальных инструментов (И. А. Метлов. Б. Л. Яворский).
При обучении детей музицированию по слуху у детей формируется навык слуховой ориентации в мелодии, ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и воспроизводит музыку на инструменте. Обучая детей игре по слуху, необходимо создание музыкального опыта, владение чистотой интонирования (М. А. Трубникова).

В обучении детей игре на детских музыкальных инструментах можно выделить три этапа:
1) ознакомление  с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения;
2) работа над исполнением мелодии (по цветовой, цифровой системам или по слуху), освоение исполнительских приемов;
3) целостное воспроизведение мелодии, освоение игры в ансамбле, в оркестре. Один из основополагающих факторов является подбор репертуара и методы работы с детьми. Музыкальный репертуар должен быть доступным, понятным для детей и не сложным для исполнения. Методы и приемы должны соответствовать интересам детей, индивидуальным и возрастным особенностям, этапам разучивания произведения (Ю. А. Двоскин, И. А. Ветлугнна).
 
Дошкольникам освоение игры на детских музыкальных инструментах дается в разной степени — их успех зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и его музыкальных способностей, а так же от общего развития, склонностей и черт характера. Поэтому работа музыкального руководителя должна быть направлена на общее ознакомление детей с детскими музыкальными инструментами и на стимулирование их к дальнейшему творчеству.