Применение различных форм в обучении дошкольников игре на детских
музыкальных инструментах.
© В.Н. Крикова - музыкальный руководитель.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 25
е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается вопросы эффективных форм и приёмов для обучения детей игре на различных музыкальных и шумовых инструментах с учётом интересов и возрастных особенностей дошкольников. Даётся простая классификация используемых в ДОУ музыкальных инструментов. Приведён фрагмент занятия по проекту «В мире музыкальных инструментов» и показаны приёмы разучивания партитур и примеры разучивания простых попевок со слуха.
Ключевые слова: музицирование, проект, партитура.
Немного из истории…
Когда люди начали использовать музыкальные инструменты? Известно, что самые древние игрушки появились еще в 3-2 вв. до н.э. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм. А в Сергиевом Посаде в Музее сохранились погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, а также музыкальные инструменты из металла более позднего периода. Через века мы смогли пронести любовь к незатейливым народным инструментам.
Ещё в младенчестве, когда ребенок впервые сознательно берет в руки погремушку и манипулирует с ней, он уже учится воспринимать музыку. Голосом или шумом он привлекает к себе внимание. Из этого следует, что контактировать с внешним и внутренним миром с помощью звуков, в нас заложено генетически.
В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил дошкольникам осуществить одно из самых заветных их желаний - «играть музыку». Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образцы детских музыкальных инструментов. Названия «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. Приложение №1. Классификация детских музыкальных инструментов.
К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевой игре. Ко вторым относят уменьшенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами, потому что идея их создания и использования в детском музицировании принадлежит австрийскому композитору и педагогу Карлу Орфу. Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение.
Не имея в наличии никаких инструментов, Т.Э.Тютюнникова - кандидат искусствоведения, лидер Российской Орф Шульверк Ассоциации, заведующая кафедрой «Элементарного музицирования» МПГУ, научила меня на семинаре «Учусь творить», применять «звучащие жесты», используя хлопки, щелчки, притопы и шлепки по собственному телу. Множество различных техник и методик позволяет разнообразить и углубить педагогическое воздействие для развития музыкальных способностей каждого ребёнка детского сада. Звукокрасочная игра– сильное средство для организации детского коллектива, развития памяти, мышления, проявления творчества и простейшей импровизации.
Немного из моей практики…
Задачи, которые я перед собой ставлю:
развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности (в музыкально - дидактических играх, танцах, театральной импровизации, музицировании, озвучивании стихотворений и т.д);
применять новые технологии (мнемотехнику, ИКТ, игры и экспериментирование со звуками);
прививать детям деятельностные и коммуникативные качества личности;
вводить ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой.
На начальном этапе я постепенно знакомлю дошкольников со звучанием
музыкальных инструментов начиная с народных. (приложение №1)
В среднем дошкольном возрасте дети и родители участвуют в проекте «В мире музыкальных инструментов», чтобы освоить все виды музыкальной деятельности. (Приложение №2 Виды музыкальной деятельности)
Занятие № 6 по теме: «Духовые инструменты: флейта, дудочка»
Цель: Познакомить детей со звучанием флейты и дудочки.
Ход занятия: Дети входят в зал под фонограмму пьесы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта. (обратить внимание детей на звучание тембра)
Игрушка Фея: Здравствуйте, дети. Я Фея музыки. И пришла я к вам, чтобы спросить у вас звучание каких инструментов, вам напоминает порыв ветра, шум дождя, звон ручья, шелест крыльев? Ответы детей.
А сегодня мы с вами поговорим о замечательном духовом инструменте, чей звук зачаровывал людей много веков подряд. Усаживайтесь поудобней и слушайте. (сказка-озвучка музыкальными инструментами)
Много разных инструментов продавалось в музыкальном магазине. В одном углу стоял важный черный рояль. В другом - жили гулкие барабаны, литавры и звонкие тарелки. На одних полках лежали скрипочки в своих бархатных футлярах и другие струнные инструменты. На других расположились свирели, флейты и тромбоны. Одна флейточка – темно – вишневая красавица с серебряными кнопками, красовалась на самом видном месте. Никто не знал, что красавица флейта дружит с мальчиком слугой. Когда мальчик протирал пыль на полках, он украдкой гладил красавицу, а та в ответ тихонько звенела. Больше всего на свете мальчик мечтал купить эту чудесную флейту, но она стоила слишком дорого.
- Дзинь – звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.
- Что желаете? – любезно произнес хозяин, увидев богатого покупателя.
- Мне нужна флейта, - ответил старик, - В детстве я мечтал стать флейтистом, а стал директором фабрики. Теперь у меня, наконец, появилось свободное время. Конечно, учиться музыке уже поздно, но я хочу купить у вас лучшую флейту в память о своей мечте.
- Мальчик, принеси нашу красавицу флейту, - приказал хозяин.
Мальчик расстроился, но послушно принес флейту. Старик спросил:
- Ты умеешь играть на флейте, мальчик?
- Что вы, я умею играть только на своей деревянной дудочке.
Мальчик вынул из кармана дудочку и поднес её к губам. Дудочка спела журчащую мелодию, и чудесная флейта еле слышно подпевала ей.
- Отлично! Теперь сыграй на флейте, - попросил старик. Мальчик поднес
флейту к губам, и полилась переливчатая, сверкающая музыка. Старик и
хозяин с удивление смотрели на мальчика, но сам он был удивлен не меньше.
- Это не я, - прошептал мальчик, - флейта сама поет, наверное, она
волшебная.
Старик тут же купил красавицу флейту, заплатив за неё втридорога. Мелодия флейты звучала у него в голове целый день. Вечером старик не выдержал и отправился к учителю музыки. К своему удивлению, он встретил там мальчика из магазина.
- Господин учитель, пожалуйста, дайте мне урок, - умолял мальчик.
- Твоих денег мало, мальчик, даже для одного урока, - ответил учитель.
- Я заплачу десять золотых монет, если вы научите меня играть на этой флейте, перебил мальчика богатый старик.
- Проходите, пожалуйста, - поклонился учитель. – А ты дружок, обратился он к мальчику, приходи, когда накопишь денег.
Получив плату, учитель старался из всех сил. Прошел первый урок, второй…, десятый, но ничего не получалось. Однажды ночью старик долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но флейта лишь фальшиво свистела. Измучившись, старик задремал. Разбудила его волшебная музыка флейты. Старик открыл глаза и увидел меня
- Кто вы? – прошептал старик.
- Я фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.
Старик вскочил с дивана, но я исчезла. Всю ночь старик думал о ночном видении. Утром он пошел в музыкальный магазин
- Собирайся, сказал старик мальчику, - тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Я обо всем договорюсь и заплачу за твое обучение.
Старик устроил мальчика в музыкальное училище и отправился домой.
«Наконец-то моя флейта заиграет», - думал он по дороге. Но, увы! Раз за разом старик пытался извлечь из флейты мелодию, но она только фальшиво свистела. Вдруг слуга доложил, что к хозяину пришел мальчик с дудочкой.
- Пусть войдет, - пробормотал старик, наверное, пришел еще денег просить.
- Дорогой господин, - сказал мальчик, сияя, - мне хочется поблагодарить вас, и я сочинил для вас песенку. Вот послушайте.
Мальчик поднес к губам дудочку, но старик протянул ему свою флейту:
- Лучше сыграй свою песенку на флейте.
Мальчик поднес флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая мелодия, которая так понравилась старику в магазине.
Когда музыка смолкла, старик сказал:
- Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.
- Что вы, господин. Я не могу принять такой дорогой подарок, - прошептал мальчик.
- Тогда давай меняться. Ты дашь мне свою дудочку, а я тебе – флейту, - предложил старик и насильно вложил в ладонь мальчика музыкальный инструмент.
Мальчик ушел, не чувствуя под собой ног от радости.
Вечером, собираясь спать, старик взял с дивана деревянную дудочку мальчика и поднес её к губам, и полилась прекрасная журчащая песенка…..
Музыкальный руководитель: Спасибо, Фея музыки! Какая прекрасная сказка, и поучительная… Как вы думаете, дети, зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте от его характера? Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Я хочу, ребята, чтобы волшебство этой сказки вошло в нашу жизнь. А для этого нужно нарисовать с мамой и папой волшебную флейту из сказки. Мы соберем рисунки все вместе, и у нас получится чудесная книга, которую мы подарим Фее музыки.
В старшем дошкольном возрасте перед тем как давать в руки музыкальные инструменты, я использую речевые упражнения на развитие чувства ритма.
Озвучивание потешки: Волк-волчок, шерстяной бочок
Через ельник бежал, в можжевельник попал,
Зацепился хвостом – ночевал под кустом.
Начинаю работу над этой моделью в размере 2/4 с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне начинаю выразительно и ритмично декламировать текст. Затем предлагаю детям повторять текст по фразам, как эхо. При повторениях ревой игры предлагаю детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, жалобно; сердито и т.д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.
В размере 4/4 я использую потешку: Ой, ты,заюшка-пострел
К нам за стол незваный сел.
Сел, головкой повертел,
Ай! – и всё до крошки съел.
На слово «Ай!» знакомлю детей с ферматой и учу задерживать пульсацию с последующим убыстрением ритма.
Катя и Мишенька встали с утра
Сразу у них закипели дела:
Кошку помыть и постричь воротник,
Катя успела и брат озорник.
Данная модель позволяет детям почувствовать трёхдольную пульсацию. Начинаем с простого - тихих хлопков. На их фоне я выразительно рассказываю историю про шалунов, чтобы дети поняли шуточный характер текста. Добавляем лёгкое покачивание вправо-влево на каждый такт. Затем выполняем лёгкие шаги по кругу, подчёркивая паузы двумя хлопками, не останавливая при этом движения. Можно двигаться змейкой, обходя поставленные стулья, кегли.
Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.
Иногда, когда вы чувствуете, что внимание детей ослабилось, дайте им возможность отдохнуть от громких звуков и просто пошуршать ладонями шёпотом читая четверостишие.
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час:
Раз, два, три, четыре!
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом, бом, бом, бом!
Убежали, убежали, убежали мышки вон!
Игра контрастных звуков или маленькая театрализованная сценка. Сюжет очень прост: мышки крадутся тёмной ночью к часам, останавливаясь и прислушиваясь к шорохам (шорохи можно изобразить бумагой, тканью, голосом и т.д.) Бесстрашные мышки смело дёрнули за гири… Ужас, который они пережили от громкого звона часов, вполне соответствует скорости, с которой они убегают с места происшествия… Проиграв эту сценку несколько раз со всей группой, включаем аккомпанемент. Для боя часов подойдут немузыкальные предметы: сковорода, крышка от кастрюли и т.д.
Музыкальные игрушки и инструменты, используемые в работе с детьми, должны отвечать ряду требований (Н.А.Ветлугина, А. Н. Зимина и др.):
■ быть хорошо настроенными;
■ иметь определенный чистый тембр;
■ быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;
■ обладать простой конструкцией;
■ быть прочными, пригодными для частого использования.
Я бы ещё добавила, чтобы музыкальные инструменты были внешне привлекательными!
Моя методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху не нова и построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Я использую «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной. Для подбора по слуху разучиваем лишь хорошо знакомые мелодии, поэтому музицированию предшествует этап слушания, запоминания и пропевания. Затем дети прикасаются пальчиком к виртуальной фортепианной клавиатуре, распечатанной на листе бумаги или к пластинкам металлофона. Важно, чтобы ребёнок почувствовал и понял, что «звук» оживает и «умеет прыгать по ступенькам» инструментов в зависимости от настроения. Только после того как мелодия «засела в голове», берём металлофон и начинаем учиться приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, и лишь слегка придерживаться большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты — пониже. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, использую дидактические приемы; выкладывание звуков-фигурок на разной высоте на фланелеграфе, магнитной доске, использую электронные дидактические игры, рисую и клею партитуры, создаю мультимедийные презентации и мнемотаблицы. Цвет «нот» может быть разным и по цвету и по размеру:
красный цвет, соответствует ноте ДО I октавы;
оранжевый цвет — РЕ I октавы;
жёлтый цвет — МИ I октавы;
светло-зелёный цвет — ФА I октавы;
тёмно-зелёный цвет — СОЛЬ I октавы;
голубой цвет — ЛЯ I октавы;
синий цвет — СИ I октавы;
розовый цвет — ДО II октавы.
(Приложение №3 Партитура «Ёлочка»)
Когда дети будут знать партитуру, их можно разделить на группы и усложнить задачу: девочки играют, а мальчики поют, и наоборот. В старших группах дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. В этом возрасте приемы работы с материалом разнообразны - это одновременная групповая игра в унисон, имитации «эхо», творческое исследование созвучий, «Угадай-ка» на тембровое различие звуков, озвучивание стихов и сказок шумовыми инструментами и др. В самостоятельной деятельности приношу в группу поиграть музыкальное домино или карточки на динамические оттенки «Тихо-громко». Практически весь материал музыкальных занятий у меня в электронном виде и воспитателям не составляет большого труда брать музыкальный репертуар и повторять в группе. А это «золотое взаимодействие» позволяет высвободить время для творчества на музыкальном занятии вместо муштры.
Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идет не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с родителями, проста и мудра: детские музыкальные инструменты становятся игрушками в прямом и высоком значении этого слова. А ведь главное в детстве- игра. Но как часто детям не разрешают поиграть из-за шума, и наши красивые инструменты стоят в группе на полочках. Дайте детишкам наиграться в инструменты! Учитывайте их желания. Вот всходит Солнце - и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется Кикимора дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят ее причитания… Поэтому в музыкальном зале для творческого музицирования у меня есть деревянные брусочки, мешочки с крахмалом (имитация хруста снега), ключи и связки пуговиц, маракасы с различной крупой, шуршащая бумага, барабаны из пластиковых банок, трубочки и ёмкости для бурления воды и т.д. Много раз я с ковров собирала крупу, но потом поняла, что это бесполезно, так как самым прозорливым интересно было, что в маракасе шуршит? А потом я специально разбирала створки пианино и всё занятие ребятня наблюдала, как мягкие молоточки стучали по струнам. Объяснять нужно наглядно!
Учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают и разучивают мелодии, с другими необходима более детальная подготовительная работа. Наиболее одарённые занимаются в оркестре ДОУ и успешно показывают свои умения на ежегодном районном конкурсе «Маленькие чудеса».
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.
Три кита игры на ДМИ -учебное, творческое и концертное музицирование.
Учебное музицирование — это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе формирования у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.
Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя знакомые «слова».
Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способы игры, показать в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования конца нет, он всегда открыт и органичен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он вызывает интерес.
Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационные формы в законченные пьесы, в совершенствовании навыков ансамблевого музицирования.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети меняются. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Для многих это стало реальной возможностью раскрепоститься, раскрыть свой талант и самоутвердиться среди сверстников. Музыка-прекрасное средство не только индивидуального развития, но и привития культурного взаимодействия между детьми.
Приложения.
Приложение №1. Классификация детских музыкальных инструментов.
Приложение №2
Приложение №3 Музыкальная партитура «Ёлочка»
Список литературы и источников:
Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
«Музыкальные инструменты и игрушки». Москва, 2001. -38 с.
«Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнникова
«Доноткино» часть 1 Москва, 2005. – 59 с.
«Доноткино» часть 2 Москва, 2005. – 90 с.
«Бим! Бам! Бом!» Санкт – Петербург, 2003. – 98 с.
Классификация детских музыкальных инструментов-http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=74640