А сейчас к доске пойдет…
Сколько раз мы слышали эту фразу в школе и каждый раз сердце замирало. Сколько раз эту ситуацию высмеивали в различных юмористических программах. Эта фраза стала «крылатой». И не важно отличник ты или двоечник, просто страшен был сам факт выхода к доске.
Действительно, детям очень страшно выходить отвечать к доске, они испытывают колоссальный стресс. Зачастую из-за этого стресса ученик не может показать своих истинных знаний, так как волнуется, переживает, речь становится несвязной, ребенок чувствует напряжение в теле, краснеет или бледнеет, его накрывает волна липкого пота, могут возникать ощущения дурноты или тошноты, дрожать руки или колени. И попробуй в таком состоянии сосредоточиться, взять себя в руки и вспомнить пусть даже и прекрасно подготовленный дома материал!
Когда ученик отвечает у доски, то учитель внимательно следит за всеми его записями, за каждой цифрой и буквой. И если ребенок допускает ошибку, то учитель прямо или наводящими вопросами дает понять, что дальше продолжать нельзя, а надо подумать и исправить. Как в итоге оценивать этот ответ? Можно ли в данной ситуации применить критериальное оценивание? И что будет критерием: учитель помог один раз – это четверка, помог два раза – это тройка и так далее?
Когда я начала работать учителем математики в школе, то для меня было очень сложно оценить ответ ученика у доски (решение уравнения, задачи и тд.). И я стала придумывать для себя другие способы, как поставить отметку ребенку. Во-первых, после каждого параграфа я провожу маленькие проверочные работы (минут на 5-10). Дети уже приучены писать «пятиминутки», поэтому всегда к ним готовятся. Во-вторых, это контрольные работы, запланированные в рабочей программе. Данные виды работ имеют много плюсов, а именно:
- они гораздо объективнее выявляют состояние знаний каждого ученика
- оцениваются сразу все учащиеся
- значительная экономия времени на уроке
- увеличивают число проверок каждого ученика
- учитель сразу видит, в каких моментах ребенок имеет пробел в знаниях
- ученик знает о письменной проверочной, поэтому более ответственно готовиться.
Но ни в коем случае нельзя забывать про устный опрос. Дети должны уметь говорить, даже на уроке математики, стараться объяснять, каким образом они решают, доказывают. Ответ у доски по математике не должен проходить в тишине. А когда ребенок боится, то добиться от ребенка полноценного ответа очень сложно.
Поэтому я для себя решила, что ответ у доски не должен оцениваться отметкой. Дети должны быть раскрепощенные, должны не боятся задавать вопросы, должны выходить к доске те, кто плохо разобрался в теме, чтобы с помощью учителя и может быть даже класса лучше понять, усвоить материал. А для этого у ребенка нужно убрать чувство страха. И я детям стала говорить, что к доске мы выходим не для получения отметки, а для получения удовольствия.
Каждый раз я начинаю урок со слов «сегодня мы будем получать удовольствие»! Или спрашиваю у класса «кто сегодня хочет получить удовольствие?»
Первое время на вопрос «кто пойдет к доске?» руку поднимали один-два человека, тянули руку робко, боясь своего желания. Со временем дети поняли, что в такой обстановке можно смело выходить к доске и сейчас тянут руки не только те, кто знает как решать, но и те, кто сомневается в своих силах, выходят к доске со словами «ну вы ведь мне поможете», а мне только это и надо, надо чтобы слабые ученики не стеснялись, чтобы они находили в себе силы признаваться мне, а главное самому себе, что они что-то не знают.
Я заметила, что у детей совершенно пропал страх у доски, что у них горят глаза, когда они идут к доске, что никто их не будет ругать, ставить плохую отметку. Зачастую, решив задачу (даже с моей помощью), ребенок отвечает «я получил удовольствие»!
Не это ли мы хотим добиться от детей, чтобы они не боялись, а показывали все, на что они способны, чтобы стремились на урок, так как там они получат УДОВОЛЬСТВИЕ!