СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Психологические основы профилактики конфликтов обучающихся начальной школы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены эффективные формы, средства и методы профилактики конфликтов в начальной школе, которые учитель может использовать для предотвращения конфликтов среди младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Психологические основы профилактики конфликтов обучающихся начальной школы"»



Абашина Вероника Дмитриевна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1

им. М. Горького», студентка 3-го курса, отделения ПНК

Психологические основы профилактики конфликтов обучающихся начальной школы

Аннотация: в статье представлены эффективные формы, средства и методы профилактики конфликтов в начальной школе, которые учитель может использовать для предотвращения конфликтов среди младших школьников.

Объект: процесс профилактики конфликтов обучающихся начальной школы.

Предмет: психологические основы профилактики конфликтов обучающихся начальной школы.

Ключевые слова: конфликт.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время в начальном общем образовании мастерство преподавателя сглаживать и профилактически влиять на конфликтные ситуации среди обучающихся начальных классов имеет большое значение в организации процесса обучения. В настоящее время проблема межличностных конфликтов является широко распространённой среди современных младших школьников не только в их повседневной жизни, но и в педагогическом процессе. Непростые, спорные ситуации в процессе обучения неминуемы, так как совершенно у каждого участника процесса обучения имеются свои интересы, убеждения и представления о том, что правильно или неправильно. Главное, учитывая требования Стандартов нового поколения об организации учебного процесса в системно-деятельностном подходе и то, что в чистом виде нельзя дать конфликту положительную или негативную оценку, нужно не пытаться избежать конфликта, а оказать помощь обучающимся в поиске рациональных способов его предотвращения. Относительно динамики публикаций по проблеме конфликта психология значительно превосходит педагогику в количестве публикаций. Следовательно, лидирующее положение в изучении конфликта занимает психология. Именно психологические публикации о конфликтологии составляют как теоретическую, так и практическую основу разделов конфликтологии. Что касается педагогики, то объектом анализа педагогов являются конфликты, появляющиеся в образовательной среде. В отечественной педагогике интерес к изучению конфликтологии начал формироваться в 1920-1930-е гг. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования говорится, что у обучающихся должны формироваться следующие личностные характеристики: он должен быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, четко обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом. Так же работа по профилактике 4 конфликтов между младшими школьниками отражена и в профессиональном стандарте педагога. В нем говорится, что педагог должен уметь эффективно регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика; формировать систему регуляции поведения и деятельности ученика. Следовательно, учитывая требования вышеперечисленных документов, учитель должен уметь выявлять типичные причины и первые признаки возникновения конфликтной ситуации среди учеников и знать разнообразные, действенные формы, средства и методы профилактики конфликтов в начальной школе. О необходимости профилактики конфликтов среди обучающихся начальной школы и о педагогической конфликтологии писали такие известные психологи, педагоги и научные деятели, как Анцупов А.Я., Козырев Г.И., Белинская А.Б., Шипилов А.И., Воронин Л.Г., Гришина Н.В. Как говорил советский и российский психолог, доктор психологических наук и профессор Анатолий Яковлевич Анцупов: «Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины» [1, с. 33]. Именно потому, что конфликтное взаимодействие учеников начальных классов может повлечь за собой серьезные, необратимые последствия для его участников или даже для целого класса и самого преподавателя, учителю необходимо знать возрастные особенности детей, их социальное положение и личностные характеристики, так же необходимо знать разные способы предупреждения или устранения межличностного конфликта. Таким образом, можно сказать, что для наиболее успешной и эффективной профессиональной деятельности преподавателю необходимо разбираться в том, что же повлечет за собой тот или иной межличностный 5 конфликт учеников, ведь очень важно не ошибиться в том, какой характер несет конфликт: конструктивный или деструктивный. По словам Н.В. Гришиной: «Конфликт – источник развития» [6, с. 278]. И в самом деле, конструктивная ситуация развития межличностного конфликта также является неотъемлемой частью образовательного процесса, ведь только в ситуации «интеллектуального разрыва» у ученика будет развиваться логическое мышление. Профилактическое влияние преподавателя на межличностный конфликт необходимо тогда, когда конфликт несет негативное влияние на его участников. Здесь так же возможно не прекратить конфликт учеников, как это зачастую встречается, а помочь детям найти конструктивный, рациональный способ предотвращения данного конфликта, который удовлетворил бы обе стороны «противостояния». Именно поэтому, преподавателю важно изучать психологические основы профилактики конфликтов и проводить, к примеру, классные часы по их профилактике. Потребность в специализированных знаниях преподавателей по проблемам конфликтного взаимодействия среди учеников с каждым разом только возрастает.






Библиографический список

I. Описание книг

книги одного автора:

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. —

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208с.

https://vk.com/doc67234338_438983604?hash

2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ.

высш. Учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с.

https://vk.com/away.php?to

книги двух авторов:

3. Анцупов А. Я., Баклановский С. В.Конфликтология в схемах и

комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.— СПб.: Питер.

https://vk.com/away.php?to

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. —

М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.

https://vk.com/away.php?to

5. Белинская, А. Б. Педагогическая конфликтология : учеб. пособие для

бакалавриата и магистратуры / А. Б. Белинская. — 2-е изд. — М. : Издательство

Юрайт, 2019. — 206 с.

https://vk.com/away.php?to

6. Гришина Н. В. Г85 Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер,

2008. — 544с.

7. Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие /

И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед.

ун-та, 2013 229 с.

29

https://vk.com/away.php?to

II. Описание статьи из журнала

статья из журнала:

8. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы

исследования и перспективы развития.//Современная конфликтология в

контексте культуры мира. Москва, 2001. — 373-394с.

http://sbiblio.com/biblio/archive/banykina_pedkonf

III. Описание официальных изданий

9. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от

06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020). Зарегистрировано в Минюсте России 22

декабря 2009 г. N 15785 — 41с.

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября

2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

основного общего, среднего общего образования), 2013 г., — 25с.

IV. Описание электронных ресурсов

статья на сайте:

11. Мосина Т.Н. Конфликтные ситуации между детьми младшего

школьного возраста, пути их предотвращения и разрешения.

https://vk.com/away.php?to

12. Николаева А.А., Смурыгина Е.А. Особенности психологопедагогической характеристики детей младшего школьного возраста,

влияющие на возникновение конфликтов.

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoyharakteristiki-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vliyayuschie-na-vozniknoveniekonfliktov/viewer





4